Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направленное интервью




 

Направленное интервью – сбор данных от респондентов, отобранных на основе экспертной выборки (см. тему 8), т. е. с использованием определенного критерия. Например, отбираются люди, занимающиеся именно данной проблемой. Часто такие респонденты являются важными фигурами в политике, общественной жизни или экономике, это так называемые VIP-персоны.

При выборочном интервью ко всем респондентам подходят более или менее одинаково, чтобы ответы респондентов были сравнимы. При направленном интервью требуется особый подход к каждому респонденту в зависимости от значимости информации, которую можно получить.

В отличие от выборочного интервью, которое строится по заранее подготовленному плану, при направленном интервью заранее строится лишь примерный план беседы, или план вообще отсутствует, и исходят лишь из общей постановки задачи. Однако результаты совершенно бесплановых интервью трудно сопоставлять.

В то же время есть возможность получения неожиданной информации, которая может изменить взгляд на изучаемые явления.

Важно иметь в виду, что респонденты могут отличаться степенью компетентности, которая необязательно соответствует формальным признакам: должность, место в официальной иерархии.

Допустим, мы хотим провести интервью с теми, кто реально определяет экономическую политику в городе. Здесь нам мало поможет официальный список работников городской мэрии. Потому что может получиться так, что на самом деле эту политику определяют несколько человек, которые не входят ни в какие официальные списки, но встречаются по пятницам в сауне. Поэтому нужно решать самостоятельно, кого именно следует интервьюировать в данном случае.

Первыми лучше всего опрашивать рядовых членов коллектива, и уж потом, когда исследователь будет более свободно ориентироваться в проблематике и в том, «кто есть кто», стоит переходить к разговору с ключевыми фигурами.

Но эти люди обычно сдержанно относятся к просьбам потратить время на беседу с интервьюером. Поэтому необходимо заранее договариваться о времени опроса по телефону или по почте, причем с самим респондентом, а не с его секретарем или помощником. Не стоит сразу подробно объяснять цель интервью, иначе вас пошлют поговорить с заместителем или работником, который «лучше разбирается в данном вопросе».

Если в интервью отказывают, надо выяснить причину и постараться ее устранить. Если ссылаются на нехватку времени, предложить провести интервью во внерабочее время. Если ваша фигура не внушает доверия, нужно быть готовым сослаться на рекомендацию тех, кому респондент доверяет.

Обязательно нужно иметь при себе документы, удостоверяющие вашу личность, и письмо от организации, проводящей исследование.

Возможно, респондент располагает неточной информацией, или речь идет о ситуации, в которой респондент участвует наказуемым образом и может говорить неправду, чтобы защитить самих себя или других. Поэтому, чтобы избежать сомнительных выводов, нужно исходить из следующих правил.

1. Исследователь должен иметь предварительное знание о предмете, чтобы понимать, когда излагают реальное положение дел, а когда говорят не совсем то, что есть на самом деле.

2. Нужно принимать за факт не то, что сообщает респондент, а то, что он верит в то, что сказал. Например, мы выясняем, что жители района требуют закрытия атомной электростанции, потому что считают опасным жить по соседству с ней. Это необязательно значит, что действительно существует такая опасность, но важно, что так считают жители. Для социолога фактом является то, что люди думают по данному поводу.

3. Стоит учитывать особенность лексики респондента или круга людей, в который этот респондент входит. Например, в разведслужбах принято вместо слова «убить» применять выражение «нейтрализовать» или «приблизиться к объекту на достаточное расстояние». А выражение «приберитесь тут» в криминальных кругах может означать просьбу унести тело.

4. Для надежности выводов необходимо опрашивать возможно большее число респондентов и использовать параллельно независимые источники информации.

В то же время нужно иметь в виду, что информацию от людей, знающих предмет изнутри, нельзя заменить никакими официальными данными.

Психологические правила проведения направленного интервью:

1. В начале интервью нужно представиться и изложить вкратце задачу исследования.

2. Первые вопросы должны быть нейтральными и такими, чтобы респондент гарантированно ответил на них утвердительно. Потому что, сказав сразу «нет», ему труднее будет настроиться на продолжение разговора.

Например, выяснив заранее, что респондент 8 лет работает в данной должности, можно спросить, правда ли, что вы в этой должности работаете уже 8 лет? Вообще, перед интервью с VIP-персоной необходимо разными путями узнать о ней как можно больше.

Чтобы завязать разговор, нужно попробовать снять официальный тон, показать, что вы такой же человек, как и сам респондент, – для того, чтобы тот мог «войти в ваше положение». Например, можно сослаться на своего руководителя, предупредившего, что без этого интервью вам лучше завтра не являться на работу.

Одна журналистка для снятия официального тона спрашивала, где здесь находится туалет, потому что она «с утра на ногах».

3. Нужно предупредить респондента, что разговор конфиденциален и его результаты в любом случае не повлияют на положение дел.

4. Нельзя показывать свои сомнения в правоте респондента, даже если есть для этого основания. Но если респондент неохотно разговаривает по данному вопросу, можно попробовать усомниться в его словах, чтобы тот в споре все же разговорился.

5. Необходимо приспосабливаться к стилю поведения респондента. Так, может выясниться, что в беседе с данным респондентом больше подходит сухость в общении или, наоборот, раскованность, или лучше акцентировать внимание на конкретном опыте, или абстрактных рассуждениях и т. д.

6. Диктофон должен находиться перед респондентом, но не мозолить глаза. И нужно заранее убедиться в исправности диктофона. Опыт показывает, что бессмысленно просить, чтобы респондент повторил свои очень интересные соображения. Никаких интересных соображений больше не будет, даже если респондент добросовестно попытается по вашей просьбе вернуться к уже обсужденной теме. Любой разговор так же неповторим, как и личность, с которой вы разговариваете.

Чтобы обеспечить конфиденциальность разговора, при обработке и хранении материалов интервью нужно зашифровывать личность респондента, используя буквенную или другую символику.

Направленное интервью требует творческого подхода. Поэтому читателю будет полезно познакомиться с параграфом «Беседа» в работе Эриха Фромма «Иметь или быть?» и статьей М. Сердюковой «Специфика опроса высокостатусных лиц» (см. Приложение, раздел «Тексты»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.