Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение опроса




Различают следующие способы проведения опроса: анкетирование прямое (его называют также очным), почтовое и через прессу, а также прямое интервью и интервью по телефону. Каждый способ имеет свои особенности.

При прямом анкетировании респондентам раздаются анкеты, которые заполняются в присутствии анкетера. Или сам анкетер заполняет анкету, выслушивая ответы респондентов. Так происходит при переписи населения, когда анкетеры ходят по квартирам или домам с опросными листами. Близким к данному способу является уличный опрос, см. о его особенностях в Приложении.

Но можно раздать анкеты для заполнения их в домашних условиях, чтобы на следующий день респонденты сдали анкетеру заполненные анкеты. Так можно делать, когда анкетируют работников какого-либо предприятия. Правда, при заполнении анкет дома не все заполненные анкеты сдаются с первого раза, приходится несколько дней подряд ходить на предприятие, напоминать работнику, чтобы он принес из дома заполненную анкету.

Перед раздачей анкет неплохо разъяснить людям суть опроса и цели его проведения. Такие случаи представляются при опросе сравнительно небольших коллективов на предприятии или в учреждении. Для этого удобно использовать ситуацию, когда проводится собрание коллектива.

Автору пришлось участвовать в анкетировании коллектива цеха на предприятии, когда исследовались взаимоотношения работников с цеховой администрацией. Мы договорились, что нас пригласят на производственное собрание и позволят выступить с небольшим сообщением. В начале собрания я сказал, что хотелось бы поговорить с каждым работником по разным вопросам, но это трудно сделать, так как работников около сотни. Поэтому будут розданы небольшие анкеты, необходимо внимательно прочитать помещенные в ней вопросы и обвести кружком наиболее подходящий вариант ответа. Если какой-то вопрос покажется слишком откровенным, можно его пропустить. Анкеты являются анонимными. Нас интересуют только общие данные.

Были составлены списки работников с указанием участков, на которых они работают. Когда анкета отдавалась работнику, ставилась птичка против его фамилии, а когда анкета отбиралась заполненной, ставилась вторая птичка. Таким образом, выяснялось, кто из работников еще не вернул анкету, к ним подходили, чтобы все-таки забрать анкету.

При обработке данных выяснилось, что всего 12% состава коллектива недовольны своим мастером, и сначала был сделан вывод, что отношения между работниками и цеховой администрацией в целом являются вполне хорошими. Но потом обнаружилось, что все 12% недовольных работают на одном определенном участке цеха, которым руководил конкретный мастер. Таким образом, был выявлен проблемный участок в цехе.

Почтовый опрос при относительно небольшом персонале позволяет охватить большие по объему выборки. В этом случае ответы респондентов будут точнее отражать их настроения, так как у них больше времени на обдумывание ответов. Отсутствуют помехи из-за личных качеств анкетера.

При почтовом опросе используется одна и та же анкета без учета различий респондентов по уровню грамотности, национальности, возраста и т. п. Поэтому анкета должна быть максимально простой. Также анкета должна быть короткой, потому что респонденты, предоставленные самим себе, могут не найти время заполнить до конца большую анкету, а значит, и не отправят ее по обратному адресу.

Недостатки состоят в отсутствии гарантии, что анкету не будут заполнять посторонние лица, или она будет заполняться, так сказать, в кругу семьи, или заполненная анкета будет отражать знание именно респондента, а не его умение пользоваться разными источниками или возможностью «позвонить другу». Во всех этих случаях реально выборка окажется не совсем репрезентативной. Эти же проблемы возникают, когда респонденты уносят анкеты домой для заполнения.

Важной проблемой при почтовом опросе являются невозвращение и задержки с возвращением анкет, искажения в ответах и неправильность заполнения анкет. Считается допустимым возврат 50% разосланных анкет, а возврат 70% считается очень хорошим показателем.

Чтобы уменьшить невозврат, в конверт, в котором посылается анкета, кладутся сопроводительное письмо, подчеркивающее важность проводимого исследования, а также пустой конверт с обратным адресом для отсылки анкеты обратно.

Ускорить возврат анкет помогает повторное напоминание о необходимости прислать заполненную анкету. Повторные письма рассылаются всем членам выборки с благодарностью в адрес тех, кто ответил, и с напоминанием о необходимости ответить тем, кто этого еще не сделал. В этом случае в конверт необходимо вложить, кроме конверта с обратным адресом, дополнительный экземпляр анкеты на случай, если первый экземпляр был утерян или не дошел до респондента.

В конверты надо вложить номер телефона, по которому респонденты могут обращаться с вопросами. Это ускоряет процесс возврата анкет и снижает число неправильно заполненных анкет.

Люди охотнее отвечают на анонимную анкету. Поэтому на анкете не должно быть каких-либо отметок или цифр (даже порядкового номера).

Опрос через прессу состоит в том, что анкету помещают в массовой газете, предполагается, что читатель ее вырежет, заполнит и отошлет по указанному адресу. Здесь слишком многое зависит от случая, и тоже нет гарантии, что выборка будет репрезентативна. Скорее всего, ответят наименее занятые люди, то есть среди респондентов непропорционально много окажется домашних хозяек и людей пенсионного возраста. Поэтому пользоваться результатами такого опроса надо с большой осторожностью. Но иногда, опираясь на такие опросы, делают все-таки далеко идущие смелые выводы.

Прямое интервью дает возможность добиваться от респондента ответа на каждый вопрос, разъясняя непонятные места. Но этот способ требует больших расходов времени и денег. Возможны искажения результатов из-за реакции респондента на личность интервьюера и его стиль поведения, есть возможность со стороны интервьюера сознательно или бессознательно внушить респонденту определенную направленность его ответов. Трудно проконтролировать работу интервьюеров. Нужно специально проверять, те ли респонденты были опрошены, а это отнимает много времени.

При телефонном опросе число вопросов может быть больше, чем в почтовом опросе, но меньше, чем при прямом интервьюировании. Зато обеспечивается быстрота получения ответа и их точность. (В Приложении дан пример организации телефонного опроса.)

Но, с другой стороны, исключаются люди, у которых нет телефона, и те, чьи номера не включены в телефонный справочник. Это может привести к смещению выборки – к опросу людей в основном среднего достатка. Эта трудность частично преодолевается через набор номеров с применением системы случайных чисел.

По возвращении анкет или бланков интервью все они проверяются на правильность заполнения. Каждой анкете присваивается номер единого списка. Номера анкет, поступивших за день, отмечаются в журнале с указанием, откуда они прибыли, чтобы можно было определить, по каким адресам нужно отправить повторное письмо. Если на какие-то вопросы анкеты респондент ответил неправильно или вообще пропустил какие-то вопросы, нужно отправить уточняющее письмо или позвонить по телефону. Но это можно будет сделать при условии, если опрос не анонимный




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.