КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Российские ученые-историки
Василий Никитич Татищев (1686-1750): – создатель первого в России научного обобщающего труда «История Российская» (по строению напоминает древнерусские летописи: события изложены в строгой хронологической последовательности; его работу называют иногда «последним летописным сводом»); – при создании своего труда Татищев использовал большое количество источников, документов (например, нашел, опубликовал свод законов Киевской Руси «Русская правда» и Судебник времен Ивана IV); – положил начало развитию в России исторической географии и этнографии, так как уделял внимание происхождению, взаимной связи и географическому размещению народов, населявших нашу страну; – первый разделил отечественную историю на несколько основных периодов: 1. единовластие (правит один князь (IX - XII вв.)); 2. период княжеских междоусобиц (XII - XIV вв.); 3. единовластие (от правления Ивана III Великого и до Ивана IV (XV-XVI вв.); 4. смутное время (начало XVII в.); 5. самодержавное единовластие (от царя Алексея Михайловича до Петра Первого).
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826): – историк, автор 12-томного обобщающего труда «История государства Российского» и «Записки о древней и новой России...», в которой выступил против реформ М.М. Сперанского; – основатель воспитательно-назидательного направления в русской историографии, когда совмещаются научный (объективный) и художественный (субъективный) подходы к историческим событиям и личностям; – автор периодизации отечественной истории, построенной на этапах развития самодержавия: 1. введение монархической власти – от призвания князей варяжских до Святополка Владимировича (862–1015 гг.); 2. угасание самодержавия – от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича (1015–1238 гг.); 3. гибель русского государства и постепенное государственное возрождение России – от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III (1238–1462 гг.); 4. утверждение самодержавия – от Ивана III до Ивана IV (1462–1533 гг.); 5. восстановление единовластия царского и превращение самодержавия в тиранию – от Ивана IV (Грозного) до Бориса Годунова (1533–1598 гг.); 6. смутное время – от Бориса Годунова до Михаила Романова (1598–1613 гг.).
Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879): – создатель «Истории России с древнейших времен» в 29-ти томах, где в качестве основной силы общественного развития выдвигает государственность; – большое значение придавал природно-географическим факторам в освещении истории; считал, что «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают»; – выделил четыре основных периода российской истории: 1. господство родового строя – от Рюрика до Андрея Боголюбского; 2. от Андрея Боголюбского до начала XVII века; 3. вступление России в систему европейских государств – от первых Романовых до середины XVIII века; 4. «новый период» истории России – от середины XVIII века до великих реформ 1860-х годов.
Василий Осипович Ключевский (1841-1911): – впервые в отечественной истории основное место выделил вопросам социально-экономической истории России; – в «Курсе русской истории» в 5-ти томах отошел от периодизации по царствованиям монархов и положил в основу проблемный принцип:
Михаил Николаевич Покровский (1868—1932): – в труде «Русская история с древнейших времен» в 5-ти томах впервые отразил материалистическое марксистское направление отечественной истории; – выделил периоды формационного (прогрессивного) развития: 1. первобытнообщинный строй (до IX века); 2. феодализм (IX–XIX вв.); 3. капитализм (втор. пол. XIX. в. – 1917 г.); 4. социализм (с 1917 г.). Лев Николаевич Гумилев (1912-1992): – создатель глобальной концепции этнической истории нашей планеты (работы «Из истории Евразии», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси до России»); – автор пассионарной теории: Человек рождается, мужает, стареет, умирает. Такова и участь всякого этноса в мире. Космические лучи, взаимодействуя с биосферой определенной части Земли, дают толчок-вспышку для рождения этноса. Этот толчок-вспышку Л.Н.Гумилев называет пассионарным. Возникает единая гармония: космос – определенная территория Земли – этнос, проживающий на этой территории. Пройдя все фазы развития (похожие на жизненные циклы человека), этнос умирает. Продолжительность жизни этноса, по Гумилеву, 1200—1500 лет: 1. пассионарная вспышка (образование нового этноса – около 300 лет); 2. акматическая фаза (наибольший подъем пассионарности – 300 лет); 3. надлом (резкое снижение пассионарности – 200 лет); 4. инерционная фаза (плавное снижение пассионарности – 300 лет); 5. обскурация (разрушение этнических связей – 200 лет); 6. мемориальная фаза (умирание этноса – 200 лет). – периоды существования русского этноса, выделенные Л.Н.Гумилевым: 1) Фаза пассионарной вспышки. Рождение этноса происходит на базе старых этносов как сложная система. На основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов возникает русский этнос (1200–1380 гг.). Создается Великое княжество Московское (1300–1500 гг.). 2) Фаза акматическая. Этнос распространяется в пределах Евразии от Прибалтики до Тихого океана (1500–1800 гг.). 3) Фаза надлома. Происходит огромное рассеивание пассионарной энергии, кристаллизирующееся в памятниках культуры и искусства, нарастание внутренних конфликтов, утрата единства этноса (1800–2000 гг.). Исходя из идей Гумилева, можно предложить дальнейшую периодизацию: 4) Фаза инерционная. Возвращается единство этноса, идет взаимное подчинение людей друг другу, накапливаются материальные блага (2000–2300 гг.). 5) Фаза обскурации. Процессы распада этноса становятся необратимы. Господствуют люди вялые и эгоистичные. (2300–2500 гг.). 6) Фаза мемориальная. Этнос умирает (2500–2700 гг.).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |