Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 5 страница. По указанию монарха его сподвижник, псковский архиепископ Феофан Прокопович работал над Духовным регламентом




По указанию монарха его сподвижник, псковский архиепископ Феофан Прокопович работал над Духовным регламентом. Принятие в 1721 г. Духовного регламента означало радикальную реформу Русской Православной Церкви. Патриаршество упразднялось. Главой церкви объявлялся монарх, а ее высшим административным органом становился Святейший правительственный Синод – Духовная коллегия, двенадцатая по счету. Контроль над Синодом осуществлял светский человек – обер-прокурор, опиравшийся на штат церковных фискалов. Полная зависимость Синода от государства выражалась не только в получаемом членами Синода государственном жалованье, но и в принимаемой высшими церковными чиновниками присяге на верность царствующей фамилии. Духовным регламентом на священнослужителей возлагались и полицейские функции – им вменялось в обязанность нарушение тайны исповеди, если исповедовавшийся замышлял что-либо против государства.

Монарх превратился в юридического главу церкви. Он решал вопросы организации церковной жизни, назначения иерархов. Этой мерой был усилен государственный контроль над церковью. Фактическим руководителем Синода стал его вице-президент – Феофан Прокопович.

Церковная реформа Петра I нарушала традиционный принцип «симфонии священства и царства». Церковь фактически превратилась в составную часть государственного аппарата. Петровские реформы привели к победе светского начала над конфессиональным. Синодальный период в истории РПЦ продлился до 1917 г., когда Поместный собор восстановил патриаршество и избрал патриарха Тихона.

 

7. Культура.

а) Образование и наука. Вопросы просвещения и образования были впервые возведены в ранг государственной политики. Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Петр I явился основоположником светского образования в России. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоящая религиозным ценностям. Идеал веры заменялся идеалом рационального познания.

Утилитарные взгляды Петра определили смысл преобразования в школьном деле: прикладной характер образования, обязательное обучение для дворян. Богословские предметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим – математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу. Петром были созданы школы двух типов: начальные «цифирные» школы и специальные учебные заведения. Первыми появились Навигацкая и Артиллерийская школы (1701 г.), Инженерная школ (1712 г.), медицинское училище (1707 г.).

Одновременно начал складываться механизм, который способствовал распространению новых ценностей – вместо скорописи ХVII века появляется упрощенная гражданская азбука, формируется новый литературный язык. Получило развитие издательское дело, созданы типографии в Москве, Петербурге, других городах. Появляются первые в России газеты, журналы, учебники, изданные в типографиях, на смену старому русскому «сливовому счету» приходят арабские цифры и новая упрощенная система счета.

В этот период начала складываться система дворянского воспитания и образования. Дворяне были обременены массой государственных обязанностей, одной из которых, принципиально новой, стало обязательное обучение и воспитание детей. Дворянин должен был отличаться как внешним видом и манерами, так и образованностью. Нежелание дворян прилагать усилия для обучения неумолимо преодолевалось Петром. О необходимости служить и учиться говорилось в указе о единонаследии 1714 года. Следует отметить также издававшиеся наставления о воспитании и поведении детей из высшего сословия. Одно из них, широко известное как «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», было опубликовано в 1717 г. В нем говорилось, что дети должны воспитываться в смирении, послушании Богу, монарху и родителям. Школами светского воспитания стали введенные в 1718 г. Петром I публичные собрания и ассамблеи. На ассамблеях велись разговоры, танцы, игры; все дворяне и знатные люди должны были сюда являться со своими женами и взрослыми дочерьми. Так что русские женщины высших слоев общества обязаны своей эмансипацией прежде всего Петру I.

В то же время в первой четверти ХVIII еще рано говорить о сложившейся системе образования в России. В это время страна удовлетворяла свои потребности в специалистах-профессионалах. Петровские учебные заведения, Навигацкая, артиллерийская, медицинская и т.п. школы, представляли собой симбиоз начального и высшего профессионального образования. Обучаться можно было практически неограниченное время, так как сроки обучения не фиксировались, почти отсутствовал национальный учительский корпус. Стремясь понять русское просвещение на уровень европейского, Петр широко использовал опыт европейских учителей всех специальностей, приглашал их в Россию или посылал молодых людей учиться за границу. Первый русский университет, который хотел учредить Петр I, так и не начал своей работы по причине неукомплектованности не только педагогами, но и российскими студентами. Петровские преобразования затронули лишь вершину айсберга, российская провинция так и оставалась непросвещенной.

Развитие науки в петровское время диктовалось прежде всего утилитарными нуждами. Потребность в экономической модернизации страны повысила интерес к естественным наукам. В целях развития технических и естественно-научных знаний в России в огромных количествах стала переводится европейская литература. Чтение подобных книг приравнивалось к труду и должно было приносить реальную «общественную пользу».

Для распространения естественно-научных знаний при Навигацкой школе в Москве была создана астрономическая обсерватория под руководством приглашенного в Россию шотландского ученого А. Форвардсона. В целях освоения природных ресурсов Петр организует научные экспедиции. Велся поиск северного и южного (вокруг Африки) путей из Европы в Китай и Индию. Были достигнуты успехи географических исследованиях. Продолжалось исследование территории Сибири и Дальнего Востока. Так, в 1711 были разведаны Курильские острова и составлен чертеж Курильской гряды. Перед своей смертью в 1724 г. Петр подготовил экспедицию адмирала Беринга морем на север Камчатки, чтобы узнать «сошлись ли Азия с Америкой». В 1711 г. были получены первые сведения об Америке. Итогом многих экспедиций было составление географических карт.

Огромного размаха достигли также геологические изыскания. В 1700-1711 гг. в Европейской России было открыто 121 рудное месторождение. Огромная работа была проведена по созданию и собиранию научных коллекций по минералогии, металлургии, ботанике, биологии и т.п. Была организована астрономическая обсерватория. Были попытки лингвистических и этнографических экспедиций. Широко известен указ Петра 1 о собирании по монастырям древних рукописей, хронографов, летописей и степенных книг.

В 1724 г. Сенат огласил проект об Академии наук, утвержденный затем Петром I. В Академии было три отделения: математическое, физическое и гуманитарных наук. Первые члены Академии (их было 12 вместе с секретарем) должны были следить за всей новой литературой по «специальностям», делать «изобретения» и выступать с докладами и «советами». Каждый академик представлял учебный курс своей науки, написанный по латыни с переводом на русский. В Академию были приглашены иностранцы, в ряде случаев очень крупные ученые (математик И. Герман, физиолог и математик Д.Бернулли, математик Н. Бернулли, астроном и географ И. Делили и другие). К Академии присоединили библиотеку и музей (Кунсткамера), созданные в 1714 г.

б) Светская культура и искусство. Распространение новой светской культуры проявилось в таких зрелищных сферах русской культуры, как зрелищные массовые мероприятия, устраиваемые для горожан: триумфальные шествия, публичный светский театр, триумфальные арки, украшенные сценами из античной мифологии и т.п. Светское начало особенно отразилось в изобразительном искусстве. Впервые появляются произведения на античные сюжеты. В портретной живописи художники полностью отказались от православно-иконографического типа изображения лица и фигуры. Символом европейской культуры становится новая столица – Санкт-Петербург, ставший первым русским городом открытого типа.

Указами царя было введено новое летоисчисление в России: не с сотворения мира, как раньше, а от Рождества Христова. Год начинался теперь не с 1 сентября, а с 1 января, как в европейских странах.

Происходят радикальные изменения, связанные с отказом от регулирования церковными нормами правил поведения в быту. Петр вводит европейский открытый дом и публичный образ жизни. Начиная с Петра I российская власть формирует систему печатной информации. В 1703 году появилась первая в России газета «Ведомости», в которой печатались почти исключительно официальные сообщения. В целом государственные методы управления распространялись и на область культуры. Светская жизнь, которая на Западе была свободной, в России организовывалась сверху. В то же время насаждаемая сверху европейская культура не могла быть своей не могла стать своим для основной массы народа. По словам Ю.М. Лотмана, «реформа Петра привела не к смене старой культуры новой, а к созданию культурного многоязычия. Крайним выражением его было то, что социальные полюса – крестьянин и дворянин – начали терять общность культурного языка».

 

Выводы.

Петр I взял на себя задачу изменения традиционной системы ценностей, поворота России лицом к Западу. При Петре Россия впервые ощутила себя как периферия Европы и поставила своей целью стать равноправной европейской державой, заимствуя опыт других стран. Петр выдвинул перед страной задачу «догоняющего развития» по отношению к Европе. На европейский «вызов» он стремился дать европейский «ответ».

Однако процесс европеизации русского общества шел не так гладко, как хотелось бы царю. В связи с этим все большее значение приобретали государственные учреждения и власть самого монарха. Единственного инициатора и гаранта перемен в жизни общества видели в самодержавии. Идея самодержавия и идея реформ были неразрывны. Дав сословиям некоторый простор в местном самоуправлении, Петр не допустил их к государственной власти. Тем самым он укрепил систему русского самодержавия, европеизировав лишь внешние формы государственных учреждений. Сдвиг в сторону модернизации произошел только в жизни дворянства. В результате наметился культурный конфликт между дворянством и крестьянством, продолжавшем жить по традиционному укладу.

Российский абсолютизм, в отличие от европейского, возник не под влиянием генезиса капитализма, следствием которого стало балансирование монарха между феодалами и третьим сословием (буржуазией). Он вырос на дворянско-крепостнической основе. Его формированию способствовали традиции самодержавия, дальнейшее усиление централизации власти, а отчасти и напряженная международная обстановка. Именно в петровское время наметились такие черты абсолютной империи, как модернизация путем заимствования западных образцов, растущая централизация и бюрократизация управления.


Глава 5. ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

ПОСЛЕ ПЕТРА I.

1.Территория и население.

В период с 1725 до конца XVIII в. территория России расширялась в основном в южных и восточных направлениях. На юге были присоединены в результате русско-турецких войн 1735-1739, 1768-1774, 1787-1791 гг. Причерноморье, Крым, Приазовье. Вновь присоединенные земли получили название Новороссия. Продолжалось продвижение России в Предкавказье.

Во второй половине столетия существенные приращения территории России произошли на западе за счет трех разделов Польши (между Россией, Пруссией и Австрией): в состав империи вошло большинство украинских и белорусских земель.

В конце столетия началось освоение Русской Америки. Официальной датой открытия Аляски считается 1741 г., когда корабли В. Беринга и А. Чирикова достигли ее берегов.

В 1742 г.(данные второй ревизии) в России жило 16 млн. чел., в 1795 г. (данные пятой ревизии) 37,5 млн. жителей. Рост населения происходил как за счет естественного прироста, так и за счет включения новых территорий в состав империи. Плотность населения страны выросла почти вдвое. При этом темпы роста населения в центральных регионах уступали аналогичному процессу в новых южных и восточных районах.

2.Социально-экономическое развитие.

Несмотря на быстрый рост населения страны в целом, основная масса россиян (свыше 96 %) по-прежнему проживала в деревне. Конец XVIII в. был переломным моментом в истории нашей страны: развитие и укрепление феодальных отношений дошло до предела, за которым следовал постепенный упадок. Именно в это время стали проявляться признаки разложения традиционной феодальной системы. Однако система вольнонаемного труда в европейской промышленности еще не успела показать своих решающих преимуществ перед трудом крепостным, поэтому вплоть до конца столетия крепостная система хозяйства России выступала как возможный вариант экономического развития в сравнении с капиталистической системой хозяйства.

В качестве основных тенденций развития российской экономики можно отметить: 1) рост товарности сельского хозяйства; 2) формирование общероссийского рынка; 3) рост отходничества; 4) увеличение доли наемного труда одновременно с ростом числа мануфактур.

В течение XVIII в. в хозяйстве России при господстве феодально-крепостнических отношений начал формироваться капиталистический уклад. В деревне условий для развития капиталистических отношений было мало, так как сохранялось монопольное право дворян на владение землей. Развитие товарно-денежных отношений вызывало перестройку помещичьего хозяйства, стимулировало рост потребности помещика в деньгах. Это стимулировало в нечерноземных губерниях перевод крестьян с натуральных повинностей на денежный оброк, что вело, в свою очередь, к развитию крестьянских промыслов и отходничеству (уходу крестьян на заработки с разрешения помещика). В черноземных губерниях помещики расширяли свое хозяйство и увеличивали барщину в расчете на продажу хлеба на рынке, а также создавали свои предприятия. При Екатерине II дворянство получило монополию на винокурение.

В стране сложились несколько типов мануфактур - а) вотчинная (дворянская), где использовали труд крепостных; б) казенная, где работали приписанные к заводу крестьяне; в) купеческая, куда нанимались крестьяне-отходники, отпущенные помещиком на заработки; г) крестьянская, на которых крепостной владелец предприятия использовал наемный труд крепостных же крестьян.

Государственный бюджет вырос с 18,5 млн. рублей в 1763 г. до 73,1 млн. рублей в 1796 г. Одновременно росли недоимки. Хронический дефицит денег в конце столетия стал восполняться займами и выпуском бумажных денег. В 1763 г. был учрежден первый в России Государственный банк для дворянства и ликвидированы внутренние таможни. В 1799 г. была создана Российско-Американская компания, которой передавалось монопольное право на использование всех промыслов и ископаемых на Аляске.

 

3. Социальная структура.

Сословная иерархия к концу столетия приняла следующий вид:

а) привилегированное сословие – дворянство;

б) полупривилегированные сословия – духовенство (белое и черное), казачество, купечество (три гильдии), горожане (мещане, разночинцы), иностранные колонисты;

в) непривилегированные сословия – крестьяне (государственные, дворцовые, посессионные, помещичьи), солдаты.

Неподатными сословиями были дворянство, духовенство, казачество, а также солдаты. Податное население составляло в конце века 94,6% всего населения страны, основным податным сословием было крестьянство.

В течение столетия дворянство все больше укрепляло свои позиции и превратилось в привилегированное сословие, освобожденное от всех обязанностей и податей. Это было закреплено Манифестом Петра III 1862 г. и «Жалованной грамотой дворянству» (1765 г.). Дворянство окончательно разделилось на две группы: служилое и поместное. Попытки вновь несколько ограничить привилегии поместного дворянства начались при Павле I, ибо сохранение сложившегося положения дел вело к окончательной подмене государственных нужд интересами высшего сословия.

В то же время нельзя было не считаться с растущим влиянием торгово-промышленного населения. Привилегии этого слоя были закреплены в «Жалованной грамоте городам» (1785 г.), которая разделила городское население на 6 сословных категорий.

В течение всего столетия продолжало усиливаться крепостное право в стране. Оно достигло апогея после того, как любая жалоба крестьянина на помещика стала считаться государственным преступлением (указ 1767 г.). При Павле I были приняты указы, направленные на смягчение крепостных порядков (1797 - о трехдневной барщине и 1798 – запрет продавать крестьян без земли), но эти указы на практике не выполнялись.

При Екатерине II стали ограничиваться права казачества.

Часть населения России составляли «инородцы» - представители малых народов. Они были освобождены от повинностей, но и никаких прав не имели.

4.Политический строй.

После Петра I в российской истории XVIII века выделяются два периода: 1) 1725-1762 гг. – «эпоха дворцовых переворотов»; 2) с 1762 г. – эпоха «просвещенного абсолютизма».

а) Эпоха «дворцовых переворотов».

Основная причина дворцовых переворотов связана с борьбой различных группировок среди дворянства, которые условно можно определить как старая боярская аристократия и молодое служилое дворянство («птенцы гнезда Петрова»). Суть борьбы между ними можно упрощенно свести к вопросу: продолжать путь петровских реформ или вернуться к допетровским порядкам? Эта борьба отражала представление о различных моделях российского общества.

Поводом к борьбе за власть послужило то, что Петр I не назначил себе преемника, а прямого наследника у него не было. В этих условиях все претенденты на престол имели приблизительно равные шансы на успех. Решающим фактором становилась роль гвардии: трон занимал тот, кого поддерживали гвардейские полки.

Силы противоборствующих группировок были примерно равны, поэтому для исхода борьбы решающее значение приобретала роль отдельных личностей, возглавлявших эту борьбу. Возведенные на престол монархи по своим личным качествам не могли идти ни в какое сравнении с личностью Петра Великого. К тому же они прекрасно сознавали, что не имеют прочной опоры в обществе. Это привело к быстрому расцвету фаворитизма в России. Фавориты, как правило, представляли оду из дворянских группировок при дворе. В их руках сосредоточилась реальная власть.

В 1730 г. был реальный шанс ограничить права монарха сословным представительным органом, но он был упущен из-за разногласий среди верхушки дворянства. Приглашенная Верховным тайным советом Анна Иоанновна согласилась принять условия, которые ограничивали ее власть. Но эти условия выражали интересы не всего дворянства, а лишь интересы узкого слоя «верховников». Под давлением значительной части дворянства она отвергла эти «кондиции» и согласилась с требованием восстановить «самодержавство». В такой форме правления каждая из борющихся группировок видела возможность сохранения своих позиций и продолжения борьбы за власть.

В условиях шаткого равновесия позиций борющихся дворянских группировок в России быстро стали выдвигаться на высшие посты иностранцы. Особенно быстро этот процесс пошел при Анне Иоанновне (1730-1740 гг.), когда фаворитом стал Бирон (прибалтийский немец). Угроза быть оттесненным на второй план заставила русское дворянство консолидироваться под патриотическими лозунгами противостояния иностранцам. Это произошло в период царствования Анны Леопольдовны (регентша при малолетнем сыне – Иване VI, 1740-1741 гг.). В результате после переворота на престол взошла Елизавета Петровна (1741-1761 гг.), которая открыто выражала стремление продолжать реформы своего отца и выдвигать на ведущие роли русских.

Менялись и высшие органы власти. В 1726 г. был учрежден Верховный тайный совет из шести человек, которому был подчинен Сенат. Этот совет получил право выпускать законы без согласия императрицы (Екатерины I). В 1730 г. Верховный тайный совет был упразднен. В 1731 г. создан Кабинет министров, а с 1735 г. подписи трех министров приравнивались к подписи императрицы. В 1741 г. Кабинет министров был упразднен и восстановлен в прежних правах Сенат.

В целом же в период дворцовых переворотов усилилась слабость центральной власти и зависимость правителей от симпатий дворянства. Попытка Петра III (1761-1762 гг.) править, не считаясь с мнением и интересами дворянства, привела к свержению императора, несмотря на его «Манифест о вольности дворянской».

б) «Просвещенный абсолютизм».

Суть политики «просвещенного абсолютизма» состояла в укреплении самодержавия, но при опоре на «мудрых советников» и «твердые законы». При Екатерине Великой такая политика выступала как путь сближения европейской и российской моделей общества.

Екатерина не имела прав на престол: императором должен был стать ее сын Павел. Чтобы укрепиться на троне, у нее были несколько вариантов:

1) стать регентшей при малолетнем сыне – это не давало гарантий ее положения, когда сын вырастет;

2) выйти замуж за томившегося в Шлиссельбурге свергнутого ранее Ивана Антоновича (Ивана VI) – но за годы заточения узник превратился в невменяемое существо;

3) царствовать так, чтобы довольны были все слои общества, от которых зависело решение вопроса о власти (прежде всего – дворянство). В этом случае вопрос о законности ее царствования просто не будет подниматься. Выбран был третий вариант, что и обусловило продворянский характер политики Екатерины Великой.

Одним из спорных моментов царствования остается работа Уложенной комиссии. Она была созвана в 1767 г. из представителей разных сословий для подготовки проекта нового свода закона взамен Уложения 1649 г. Многочисленные указы императоров и масса других законов, принятых в период дворцовых переворотов, отменили многие положения прежнего Уложения. Комиссия была распущена в 1768 г. в связи с начавшейся русско-турецкой войной, а выработанные комиссией проекты не получили дальнейшего рассмотрения. Споры идут о том, действительно ли императрица желала видеть результаты работы комиссии соответствовавшими ее «Наказу», написанному в духе идей Просвещения, или же созыв комиссии был лишь попыткой успокоить общественное мнение, не предпринимая никаких радикальных изменений в социально-политической системе.

Перелом в политике «просвещенного абсолютизма» наступил после крестьянской войны 1773-1775 гг. под руководством Е. Пугачева.

Это движение стало ответом на усиливавшееся закрепощение населения. (Но существует точка зрения, что выступление Пугачева было инспирировано Турцией, чтобы таким образом благополучно завершить неудачную для Порты войну с Россией.) Крестьянская война охватила Урал, Нижнее и Среднее Поволжье. Активное участие в ней принимали казаки, крестьяне, «работные люди», представители малых народов Поволжья и Приуралья. Движение проходило под «царистскими» лозунгами: Пугачев выдавал себя за спасшегося императора Петра III. Четкой программы восставшие не имели, рассчитывали «дать волю» всему населению и «вывести под корень» дворянство. Правительству с огромным трудом удалось добиться победы.

После разгрома «пугачевщины» началось ужесточение внутренней политики. Был проведен ряд реформ в целях укрепления дворянско-крепостнических органов власти по всей стране и создания стройной системы управления.

В 1775 г. прошла губернская реформа. Количество губерний выросло до 50. Создавалась всеохватывающая система губернских учреждений (административных, финансовых, судебных, медицинских, социальных), рассчитанных на каждую губернию. В том же году была ликвидирована Запорожская Сечь, упразднена автономия других районов.

Жалованные грамоты дворянству и городам (1785 г.) создали в России систему местного самоуправления, основу которой составили Дворянские губернские собрания и Городские думы. Эти структуры получили возможность решать ряд социально-бытовых и культурных вопросов местного уровня, но не могли вмешиваться в дела государственной администрации.

При Павле I дворянские свободы и привилегии были несколько урезаны, что привело к конфликту в верхах общества. В 1797 г. был упорядочен порядок престолонаследия: отныне трон мог передаваться только по старшинству сыну императора, а если сыновей не было – то брату монарха.

 

5. Внешняя политика.

Во второй четверти XVIII в. Россия успешно провела ряд успешных войн: против Франции (1733-1735 гг.), Турции (1735-1737 гг.), Швеции (1741-1743 гг.).

В 1757-1762 гг. Россия участвует в Семилетней войне (1756-1762 гг.), которая была вызвана обострением англо-французской борьбы за колонии и усилением агрессивности Пруссии в европейских делах. Действия русских войск в составе австро-французской коалиции оказали решающее влияние на ход войны, но восшествие на русский престол Петра III привело к заключению русско-прусского союза, что не отвечало интересам России. В итоге Россия вышла из войны после воцарения Екатерины II. Победы русской армии заставили европейские правительства признать влияние Петербурга в мировых делах, но одновременно и усилили их страх перед растущей мощью России.

Внешняя политика России активизировалась при Екатерине Великой. В результате успешных войн против Турции (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия получила Северное Причерноморье (включая Крым), укрепилась районе Буга и Дуная. Итоги русско-шведской войны 1788-1790 гг. положили конец реваншистским притязаниям Швеции на Балтике. После казни Людовика XVI в 1793 г. Россия возглавила антифранцузскую коалицию. При Павле I русская армия приняла активное участие в борьбе против Франции (Итальянский и Альпийский походы А. Суворова, экспедиция эскадры Ф. Ушакова в Средиземное море и т.д.). Но двойственная политика союзников (Австрии, Англии, Пруссии) заставила Павла I выйти из коалиции и начать сближение с Францией.

В конце столетия Россия, Пруссия и Австрия осуществили три раздела Речи Посполитой (в 1772, 1793, 1795 гг.). В результате Россия не только вернула украинские и белорусские земли, но и захватила значительную часть польских территорий, подавив при этом ряд восстаний польских патриотов.

В 1780 г. Екатерина II объявила Декларацию о вооруженном нейтралитете, которая помогла североамериканским колониям в борьбе за независимость, ограничив произвол британского флота.

В 1783 г. в крепости Георгиевск был подписан трактат о переходе Грузии под покровительство России.

В 1727 г. в Кяхте был подписан русско-китайский договор (подтвержден в 1792 г.). Он определил в общих чертах границы между двумя государствами (по принципу «каждый владеет тем, чем владеет теперь»).

Благодаря активности своей внешней политики во второй половине XVIII века Россия стала великой европейской державой. Это было победой начатой еще Петром I стратегии политической адаптации (приспособления) к Европе, поиска европейских форм «ответа» на «вызов» Европы.

6. Положение церкви

В середине XVIII в. происходит некоторое укрепление позиций официальной Православной Церкви. Но при Петре III правительство снова стало усиливать контроль над церковью.

При Елизавете Петровне были приняты указы о высылке лиц иудейского вероисповедания, о перестройке лютеранских храмов в православные. Но позднее религиозная политика была смягчена. При Екатерине II представители неправославных конфессий получили относительную свободу вероисповедания. Даже деятельность ордена иезуитов, запрещенная повсюду папой Климентом XIV в 1773 г., в России разрешалась.

Значительные перемены произошли во второй половине XVIII в. в положении старообрядчества. Указами Петра III и Екатерины II в 60-х гг. XVIII в. старообрядцам предоставлялась некоторая свобода вероисповедания, отменен их двойной оклад, закрыта раскольничья контора, им разрешалось вернуться из-за границы и свободно проживать в России.

Одним из направлений конфликта интересов государства и церкви стал вопрос о секуляризации церковных земель. Попытки отобрать церковные земли предпринимались на протяжении всего столетия. В 1764 г. указом Екатерины II все церковные имения были окончательно переданы воссозданной коллегии экономии.

В период Крестьянской войны 1773-1775 гг. небольшая часть православных священников поддержала Е.Пугачева. Но основная масса клириков активно участвовала в противодействии восставшим. По данным официальной «Ведомости», пугачевцы казнили 106 священников, 25 дьяконов, 59 причетников.

После Великой французской революции правительство усилило поддержку церкви, видя в ней силу, способную противостоять распространению «опасных заблуждений». В 1797 г. в законе о престолонаследии император был прямо назван главой Русской Православной Церкви.

В целом в течение XVIII в. Русская Церковь приспособилась к сложившемуся в стране абсолютизму и, несмотря на развитие светской культуры и распространение либеральных идей Просвещения, сохранила свое значимое положение в духовной жизни русского общества.

 

 

7. Культура.

Основная тенденция в развитии культуры в XVIII в. – усиление светского ее направления, которое постепенно становится определяющим в духовной сфере общества.

Система образования в России к концу XVIII в. сохраняла сословный характер, что обеспечивалось созданием закрытых сословных школ (корпусов). Но при этом образование было доступно и другим сословиям через различные типы учебных заведений (для каждого сословия – свои типы). Всесословными («общедоступными») были Московский университет (основан в 1755 г.), университетская и Казанская гимназии, учительский институт, губернские и уездные народные училища. В 1764 г. был основан Смольный институт благородных девиц, что положило начало женскому образованию в стране.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.