Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественно-политическое развитие СССР в 70-х - начале 80-х гг




Концепция "развитого социализма" и реальность

14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущёв был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию. К власти пришли представители так называемого «третьего поколения» советских руководителей, которые противопоставили хрущевским перестройкам и реформаторским инициативам лозунг стабильности. Со второй половины 60-х гг. критика «культа личности Сталина» была свернута и подверглась преднамеренному забвению, а сталинизм, пережив «оттепель», в смягченном виде продолжал дальше существовать. Тоталитарная сущность политической системы сохранялась, подвергаясь существенной модификации, свидетельствовавшей о её разложении. Видоизменилась репрессивная политика режима. Массовый террор, присущий сталинской эпохе, ушел в прошлое, но преследования тех, кто нарушал установленные политические запреты, стали более изощренными и лицемерными (психиатрические репрессии). Двоемыслие стало нормой жизни. Лишь немногие открыто выступали против режима. Сам факт существования диссидентства стал отличительной чертой «застойного времени». (Движение инакомыслящих в 1960-1980-х гг., движение за права человека было принято называть движением диссидентов). В разных формах диссидентство как явление существовало на всех этапах развития советского общества. Но после 1964 г. это явление в нашей стране обрело некоторые особенности. Борьба диссидентов в 1965-1970 гг. стала гораздо более массовой и открытой. Сильным толчком, приведшим к возникновению правозащитного движения и движения инакомыслящих в СССР, стал судебный процесс над писателями А. Д. Синявским (псевдоним А. Терц) и Ю. М. Даниэлем (псевдоним Н. Аржак) в 1966 г. Осуждение Синявского и Даниэля не только не сократило, напротив стимулировало движение диссидентов. Среди правозащитников определились свои лидеры - А. Д. Сахаров, А. Гинзбург, В. Буковский, Л. Богораз и др. Новый этап развития диссидентского и правозащитного движения пришёлся на время подавления «Пражской весны» (1968 г.), регресса в политической, культурной и социальной среде.

Многообразие общественных интересов, складывавшееся в советском обществе в 60-х гг., требовало кардинального обновления политической системы, признания теории разделения властей, парламентского характера демократии, ликвидации монополии одной партии на власть, обеспечения уважения и расширения гарантий прав человека. Догматическая теоретическая установка партийных идеологов рассматривать советскую политическую систему полностью тождественной общественному строю, а любые попытки её обновления трактовать как покушение на социализм, не позволили осуществить изменения в политической системе в годы брежневского правления. С приходом Л. И. Брежнева к власти номенклатура освобождается от многих моральных запретов. Основу «нового класса» составлял высший слой партийных функционеров. В 60-70-е гг. ряды «класса управляющих» расширяются за счет верхушки профсоюзов, военно-промышленного комплекса, привилегированной научной и творческой интеллигенции. Его общая численность достигает 500-700 тыс. человек, а вместе с членами семей - порядка 3 млн. человек, т. е. 1,5% всего населения. Новое поколение номенклатуры несло с собой и новые настроения, для них марксистская идеология была лишь привычной риторикой. Они обладали большими привилегиями (госдачи, персональные автомашины, спецпайки), но их нельзя было передать детям в качестве наследства, поэтому, используя свою власть, высокопоставленные руководители накапливали уже не предметы потребления, а капиталы. Сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев искренне считал, что в стране «на зарплату» никто не живёт.

Главным источником обогащения, «первоначального» накопления капитала правящего класса в 60-х - начале 80-х гг. становятся всевозможные злоупотребления должностями, систематические взятки, приписки, протекционизм. Хозяйственная реформа 1965 г., оживившая товарно-денежные отношения в стране, дала мощный импульс для усиления собственнической ориентации номенклатуры. Крупные расхитители, взяточники перестают скрывать нажитое нечестным путём богатство, а охотно выставляют его напоказ. Развивается теневая экономика. Через систему привилегированного обслуживания, а затем назначений и выдвижений по службе «новый класс» пытается создать систему передачи власти или хотя бы привилегий по наследству.

Следующим закономерным этапом перерождения советской правящей элитыстановится фактический переход высших государственных чиновников, министров, директорского корпуса от роли управляющих «социалистической» собственностью к положению её реальных хозяев. К середине 80-х гг. окончательно сформировавшийся «новый класс» по существу уже не нуждался в общественной собственности и искал выход для возможности свободно управлять, а затем и владеть собственностью своей, личной, частной. С завершением процесса формирования номенклатурной системы фактически утрачивает свой элитный статус Коммунистическая партия. Формально она остается стержнем советской политической системы. Общественному мнению навязывается тезис о «возрастающей руководящей роли КПСС и её становлении как партии всего народа». Партийные съезды носили церемониальный, парадный характер, обязательными стали славословия в адрес Политбюро, КПСС и лично «дорогого Леонида Ильича». За эти годы он стал четырежды Героем Советского Союза, Героем Социалистического Труда, маршалом Советского Союза, кавалером многочисленных не только отечественных, но и зарубежных наград.

Экономика «зрелого социализма» (1964-1984 гг.). С середины 60-х гг. экономическая политика нового партийного руководства переживает очередной всплеск преобразовательной деятельности. В стане возникло мощное технократическое движение, повсеместно велись разговоры о способах совершенствования управления хозяйством, научной организации труда (НОТ), автоматизированных системах управления, изучался зарубежный опыт менеджмента. Именно тогда впервые всерьёз заговорили о ценовой реформе, призванной привести в соответствие с требованиями научно-технической революции (НТР) стоимостную структуру производства и цену рабочей силы. Искусственная дешевизна рабочей силы, доставшаяся в наследство от сталинского времени, низкая зарплата приводили к тому, что предприятиям было невыгодно внедрять новые технологии, проще было нанять новых людей для ручных операций. В результате в промышленности почти половина людей была занята на подсобных работах, что не соответствовало требованиям времени.

Вокруг Л. И. Брежнева на начальном этапе его деятельности образовалась группа прогрессивных советников (Г. А. Арбатов, Н. Н. Иноземцев, А. Е. Бовин), которые работали с энтузиазмом над проектами реформ, но вскоре эта деятельность начала затухать: система быстро дала понять, что даже самые правильные директивы реально мало что могут изменить. Тем не менее, экономические реформы (1965 г.) дали неплохие результаты. Восьмая пятилетка (1965-1970 гг.) оказалась лучшей за все послевоенные годы. Снижение темпов прироста производства было на время приостановлено.

В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который оценил состояние дел в сельском хозяйстве и наметил многие важные меры по его исправлению: значительно расширить самостоятельность колхозов и совхозов, а также региональных управлений сельского хозяйства в планировании и принятии решений, сократить размеры посевов на целине и значительно увеличить вложения в сельское хозяйство европейской части страны. Были введены нормы обязательных поставок государству сельскохозяйственных продуктов, установлены небольшие пенсии для колхозников.

В сентябре 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял постановления по расширению автономии предприятий. Предполагалось значительно увеличить роль хозяйственного расчёта и сократить число показателей работы предприятий, утверждаемых сверху. Параллельно с сохранением валовых показателей были введены новые: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений. Чтобы стимулировать инициативу предприятий, часть доходов оставлялась в их распоряжении. На хорошо работающих предприятиях создавались поощрительные фонды, изменялась система материального поощрения, повышалась роль премий и единовременных вознаграждений в конце года.

Инициатору реформ А.Н. Косыгину не удалось осуществить их до конца. В силу многих причин они потерпели крушение. В чем же причины неудачи?

- Даже небольшое расширение самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, выбирать более легкие для себя варианты решений. В итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда.

- Реформам, даже крайне умеренным, эволюционным, противостояли реальные силы - старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление.

- Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сфере.

На рубеже 70-80-х гг. в мире начинается новый этап научно-технической революции (НТР), получивший название «микроэлектронная революция». По этому показателю СССР отставал не только от западных стран, но и от новых индустриальных стран (Южной Кореи, Тайваня) на десятилетия. Основу экономики составляли военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы. В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом рынке страна сделала ставку на расширение продажи сырья. Однако во второй половине 70-х гг. в мире разразился энергетический кризис, который стимулировал создание энергосберегающих технологий. Падение спроса на топливо привело к снижению мировых цен. Это больно ударило по экономике СССР. Темпы роста по сравнению с серединой 60-х гг. упали более чем в три раза. Все попытки вывести страну из надвигающегося кризиса в начале 80-х гг. не имели успеха.

Не менее тяжёлое положение сложилось и в сельском хозяйстве. Обладая обширными земельными угодьями, наша страна превратилась в лидера по закупкам зерна за границей. Потери сельскохозяйственной продукции доходили до 40%, качество техники оставалось низким. Шла бездумная химизация почв.

Ухудшалось благосостояние людей. Не хватало важнейших товаров потребления. Качество большинства товаров было низким. Проблема снабжения населения продовольствием не сходила с повестки дня. Уже в 70-х гг. в отдельных регионах страны начала вводится карточная система распределения продуктов.

Одной из важнейших причин такого положения вещей был несогласованный, внутренне противоречивый характер хозяйственной политики: меры к развитию экономических стимулов сочетались с ограничением прав предприятий, а призывы к «творчеству на местах» дополнялись жёсткими директивными указаниями. В результате нарастала дезорганизация всей народнохозяйственной системы, «плановая» социалистическая экономика становилась в полном смысле «застойной». Страна вплотную подошла к кризису всей социально-экономической системы.

Внешнеполитический курс в 1964-1984 гг. Конец 60-х - начало 70-х гг. становятся временем «разрядки» международной напряженности. Основными этапами этого курса стало заключение ряда важных договоров: о космосе (1967 г.), запретившим использование космического пространства и небесных тел в военных целях; о нераспространении ядерного оружия (1968 г.); о морском дне, запрещавшим размещение оружия массового поражения на дне морей и океанов; а также конвенцией о бактериологическом оружии (1971 г.), четырехсторонним соглашением по Западному Берлину (1971 г.), договором ОСВ-1 с США (1972 г.), ограничившим системы противоракетной обороны, и договором ОСВ-2 (1979 г.) по ограничению ракет средней дальности. Решения Парижской мирной конференции по Вьетнаму (1973 г.) ликвидировали очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. В 1975 г. в Хельсинки прошло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США, Канада. Итоговый документ Совещания закреплял послевоенные границы в Европе и призван был сыграть важную роль в налаживании отношений между странами мира, расширив их экономические, политические, культурные и гуманитарные контакты.

Отношения внутри «мировой системы социализма» в очередной раз были осложнены вооруженным вмешательством стран - участниц ОВД в Чехословакию (1968 г.), предпринятым по инициативе советского руководства. Данная акция была осуществлена с целью остановить процесс демократических преобразований и сорвать попытку построения социализма с «человеческим лицом», начатый тогдашним чехословацким руководством. С начала 70-х гг. налаживаются отношения между СССР и Китаем, однако в конце 70-х начинается война между двумя социалистическими странами - Китаем и Вьетнамом. Начало 80-х годов было отмечено общественно-политическим кризисом в Польше.

В отношениях в развивающимися странами наибольший приоритет остается за Египтом, Ираком, Кампучией, Анголой, Мозамбиком, Эфиопией, Никарагуа. Рост экономической помощи "дружественным режимам" начинает серьезно сказываться на состоянии экономики самого СССР, в немалой степени способствуя углублению наметившегося кризиса в стране.

Конец 70-х - начало 80-х гг. были отмечены резким ухудшением международной обстановки и серьезным усилением ядерной угрозы. Процессы «разрядки» были сорваны, в том числе и по вине советского руководства. Начатая война в Афганистане (декабрь 1979 г.) подорвала престиж СССР в глазах мирового сообщества. Международная атмосфера резко «похолодела».

 

9.7. Перестройка в СССР: теория и практика (1985-1991 гг.)

К середине 80-х гг. Советский Союз поразил глубокий социально-экономический, культурный и нравственный кризис. Во все области жизни проникли взяточничество и коррупция.

В такой обстановке М. С. Горбачёв пришел к власти. Начальный этап деятельности нового руководства (М. С. Горбачёв, А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Э. А. Шеварнадзе) характеризовался попыткой модернизировать социализм, отказаться от его наиболее устаревших форм. Уже на апрельском Пленуме ЦК 1985 г. при обсуждении социально-экономического положения в стране был провозглашен курс на ускорение экономического и социального развития СССР, ликвидацию негативных явлений «механизма торможения», а предшествующий период был охарактеризован как «застойный». В принятой XXVII съездом КПСС (февраль-март 1986 г.) новой редакции Программы партии провозглашался курс на совершенствование социализма. Из Программы были убраны нерешённые задачи по построению основ коммунизма к 1980 г., зато включены планы решения жилищной проблемы к 2000 г. В целом народное хозяйство продолжало работать по старой схеме. В апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской АЭС, информация о которой власть преступно долго скрывала от населения страны и всего мира. Все это наглядно продемонстрировало недееспособность существующей власти, и, в свою очередь, заставляло задуматься о причинах торможения реформ. Январский Пленум ЦК КПСС (1987 г.) выдвинул на первый план задачу демократизации общественной жизни. В июне 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС была принята первая за годы перестройки экономическая реформа. Цель реформы: переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам руководства. Но механизм реформ был несовершенен: не допускался плюрализм собственности, не затрагивались основы административно-командной системы экономики, в том числе системы министерств. Вместе с тем гласность получила своё дальнейшее развитие. На XIX Всесоюзной конференции КПСС (лето 1988 г.) было принято решение о реформе политической системы в СССР, о либерализации общества, провозглашен курс на создание правового государства. В марте 1989 г. состоялись первые в истории Советской власти свободные выборы. На I и II Съездах народных депутатов (1989 г.) произошло оформление депутатских фракций (Межрегиональная группа, «Союз» и др.). III Съезд (март 1990 г.) впервые в истории страны ввёл должность Президента как главы исполнительной власти. (Президентом СССР на III Съезде народных депутатов в марте 1990 г. был избран М. С. Горбачёв). III Съезд отменил 6-ю статью Конституции, которая законодательно закрепляла руководящую роль Коммунистической партии в Советском государстве.

Отмена 6-й статьи способствовала образованию и активизации деятельности новых политических партий (Демократическая партия России, Социал-демократическая, Конституционно-демократическая, Республиканская) и движений (Демократическая Россия, Демократических реформ).

Существенным элементом общественной жизни стали выборы новых органов власти в республиках. В марте 1990 г. высший орган власти - Съезд народных депутатов - избрали россияне. 12 июля 1991 г. в России прошли всенародные выборы первого Президента. Им стал Б. Н. Ельцин.

19 августа 1991 г. группа высокопоставленных руководителей СССР и КПСС предприняла попытку совершить государственный переворот. Центром сопротивления путчистам стала Москва, руководство России во главе с Ельциным. Путч был подавлен. События августа 1991 г. вызвали серьезные изменения в государственной и общественной жизни страны. Была запрещена деятельность компартии. На её базе стали создаваться партии социалистической (Народная партия свободной России, Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистической (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия) ориентации. Возникли религиозно-политические организации (Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение). V Внеочередной Cъезд народных депутатов СССР (сентябрь 1991 г.) объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений. Высшим органом власти в этот период стал Верховный Совет СССР, часть которого формировалась из представителей республик. Был создан Государственный Совет СССР, состоящий из Президента и высших должностных лиц республик. Но путч резко ускорил процесс обретения независимости республиками. В декабре 1991 г. в связи с ликвидацией СССР и образованием Содружества Независимых Государств союзные органы власти были упразднены.

Культура в период перестройки. Одним из заметных явлений конца 80-х гг. было осмысление истории советского периода. Стали публиковаться документы, недоступные ранее даже специалистам. Приоткрыли свои тайны советские архивы. Процесс переосмысления прошлого проявился и в художественной литературе (М. Ф. Шатров «Дальше…дальше…дальше…»; А. Н. Рыбаков «Дети Арбата»).

Другой чертой культурной жизни было возвращение изгнанных из советской (и прежде всего русской) культуры имён и произведений. Читателю стали доступны произведения лауреатов Нобелевской премии Б. Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И. Бродского. Были опубликованы книги русских писателей-эмигрантов как старшего поколения (В. В. Набоков), так и относительно недавно выехавших из страны (Э. Лимонов, В. Аксёнов), прошли выставки художников-эмигрантов (М. Шемякин), скульпторов (Э. Неизвестный).

Снятие всевозможных идеологических запретов открыло дорогу для творческого простора деятелям искусства, раскрепостило культурную жизнь страны. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, отрицательно сказались на её материальной базе.

Внешняя политика СССР в конце 80-х - начале 90-х гг. С началом перестройки в советской внешней политике произошли серьезные перемены. В заявлении М. С. Горбачёва от 15 января 1986 г., в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 г.), выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание новым советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению и решению других глобальных проблем.

Отказ СССР от применения силы в международных делах, в том числе и по отношению к своим союзникам в Восточной Европе, привел к быстрому крушению коммунистических режимов в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Румынии, Болгарии, к объединению Германии, распаду Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи, выводу из Восточной Европы советских войск. Важнейшим событием стало прекращение вмешательства в дела Афганистана.

Центральным пунктом советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. Летом 1991 г. подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений.

В марте 1989 г. во время визита М. С. Горбачёва в Китайскую Народную Республику были нормализованы отношения с этой страной.

Во время войны в Персидском заливе (начало 1991 г.) СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда Советский Союз выступил на стороне ведущих государств мира, хотя и не принял участия в боевых действиях против агрессора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.