Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распад СССР. Становление новой российской государственности (1991-2007 гг.)




 

Ослабление тоталитарного режима положило начало движению народов СССР к независимости. Этот процесс, вследствие запущенности этнических проблем, а также авантюристических действий ряда политиков, сопровождался кровавыми вспышками ненависти и насилия. В результате межнациональных конфликтов в СССР к 1991 г. было около одного миллиона беженцев различных национальностей.

Новые органы власти союзных республик, сформированные в результате выборов 1989-1990 гг., оказались настроенными более решительно на перемены, чем общесоюзные власти. Республики приняли декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными, в некоторых из них были приняты решения о введении должности президента. Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.

Весной-летом 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа, однако попытка государственного переворота 19 августа и его подавление изменили ситуацию. События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа 1991 г. заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики. Ещё ранее (до путча) о своей независимости объявили Литва и Грузия. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств - России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук), и Белоруссии (С. И. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договорённость о создании СНГ - Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились ещё восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение). 25 декабря стал последним днем работы Президента СССР М. С. Горбачёва.

Перестройка, задуманная и осуществлённая с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Её главным итогом стали распад некогда могущественного многонационального государства, завершение советского периода развития в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних советских республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину и новому российскому правительству.

Падение союзного центра требовало от российского руководства срочно определить цели внешней и внутренней политики России, отношение к наследию Союза, решить принципиальные вопросы социально-экономического и политического выбора, а также государственного устройства.

Россия сократилась в своих геополитических параметрах, она оказалась в принципиально новом окружении с запада и юга, потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов. Появился анклав - Калининградская область, отделённая от России Белоруссией и Литвой. Россия как бы удалилась от Европы, стала ещё более северной и континентальной страной. Положение осложнялось также нарастающей угрозой распада самой России. Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., который несколько снизил внутриполитическое напряжение, но не снял его полностью (1994 г. - война в Чечне).

На пути к рыночной экономике. В конце 1991 г. для выхода страны из кризиса Б. Н. Ельцин выбрал путь «шоковой терапии» (один из ведущих авторов этой программы - вице-премьер Е. Т. Гайдар.). 1992 г. стал для России годом экономических реформ, переходом к рынку, к легитимной частной собственности.

Правительство установило высокий уровень налогообложения, урезало социальные программы. Непопулярные жёсткие экономические меры российского правительства вызвали снижение жизненного уровня населения. Усилилась социальная напряженность в различных слоях общества. С января по май 1992 г. по стране прошла волна митингов, забастовок сторонников возврата к старому, а также авиадиспетчеров, железнодорожников, шахтеров, учителей и врачей. Резко обострились противоречия между законодательной (Съезд народных депутатов, Верховный Совет, - председатель Р. И. Хасбулатов) и исполнительной (Президент Б. Н. Ельцин и правительство - Е. Т. Гайдар) властями. В феврале 1992 г. Президент Российской Федерации предложил законодательной власти сделать выбор: заключить с исполнительной властью соглашение о продолжении курса радикальных реформ или предоставить возможность избирателям на референдуме выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту.

25 апреля 1993 г. в референдуме о доверии Президенту приняло участие около 64% избирателей. Из них за доверие Президенту высказалось 58,7%, социально-экономическую политику одобрило 53%. Предложение о досрочных перевыборах Президента и парламента не прошло. Референдум, безусловно, упрочил позиции Президента, однако его победа не была абсолютной. Конституционный кризис преодолен не был. Камнем преткновения разработки новой Конституции стал вопрос о форме правления: либо президентская республика, сильный Президент, формирующий правительство и имеющий в определенных обстоятельствах право роспуска парламента, либо парламентская республика, в которой большими прерогативами пользовалась законодательная власть. Другой серьёзной проблемой был вопрос о федеративном устройстве России. Конституционный кризис принимал всё более опасный, разрушительный характер. Налицо были его негативные последствия для российского общества: инфляция, сепаратизм, падение авторитета власти и государства, попытки ограничения основных прав и свобод граждан.

Октябрьские события 1993 г. К осени 1993 г. Россия оказалась в состоянии глубокого политического кризиса. Его дальнейшему разрастанию способствовало много объективных и субъективных факторов. Прежде всего, это отсутствие у России реального опыта, устойчивых традиций демократии и парламентаризма, а также отсутствие полноценной правовой базы, определившей предел компетенции законодательной и исполнительной власти, механизм их взаимодействия. Противостояние законодательной и исполнительной власти усиливалось с каждым месяцем и закончилось кровавой развязкой. 3-4 октября 1993 г. в Москве оппозицией была предпринята попытка антигосударственного переворота. Б. Н. Ельцин отдал приказ о вводе в Москву танковой дивизии и блокаде «Белого дома». С обеих сторон были жертвы, в том числе среди жителей города. Руководители парламента были арестованы (позже Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой и другие участники октябрьских событий были амнистированы Государственной думой и вышли на свободу). События октября 1993 г. были неоднозначно восприняты различными слоями общества. Несомненно, что это - трагическая страница в российской истории.

Выборы 12 декабря 1993 г. В соответствии с принятым решением Президента состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции. Выборы в Государственную думу проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе: половина мест разыгрывалась по мажоритарной системе (от каждого избирательного округа в парламент попадал один кандидат - победитель) и половина - по пропорциональной системе, означавшей распределение депутатских мандатов между партиями в зависимости от количества поданных за них голосов. Выборы проводились в атмосфере высокой общественной напряженности, вызванной распадом СССР, октябрьским путчем. Избиратели продемонстрировали свое разочарование ходом радикальных реформ. В итоге ни одна из политических партий, поддерживавших курс Президента, не набрала более 15% голосов от общего числа избирателей.

Новая Конституция России (12 декабря 1993 г.). Согласно новому Основному Закону Президент получил чрезвычайно широкие полномочия. В качестве главы государства он определяет политику, назначает главу правительства, выдвигает кандидатуры судей в Конституционный суд. Российский Президент получил также право распускать Думу и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения ею предложенной Президентом кандидатуры премьер-министра. В то же время заложенный в Конституции правовой механизм системы взаимных сдержек и противовесов не позволяет сделать эту власть абсолютной, установить единоличное правление. Разграничение полномочий парламента и Президента исключает возможность появления на этой почве конфликтов между двумя ветвями власти, имевших место в период политического кризиса до принятия новой Конституции.

Наконец, вопрос о территориально-политической организации общества и государства, разграничении предметов ведения между Федерацией и составляющими её частями (субъектами) решается в новой Конституции на основе принципа федерализма. Новая Российская Конституция максимально деполитизирована, именно поэтому в ней не определяется характер общественного строя. В Конституции чётко заявлено, что Российская Федерация – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Человек, его права и свободы являются по Конституции высшей ценностью. Признание человека (а не коллектива, класса, партии, как это было в старой Конституции) высшей ценностью, легализация идеологического и политического многообразия, многопартийности, проведение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, признание частной собственности равноправной с государственной и частной собственности на землю - всё это ставит новую Российскую Конституцию в один ряд с законодательствами правовых государств цивилизованного мира.

Ситуация в стране улучшалась медленно. Обнищание значительной части населения вызывали разочарование в идеалах либеральной демократии. Но 3 июля 1996 г. в результате очередных президентских выборов Б. Н. Ельцин был избран Президентом России на второй срок (с 1996 по 2000 гг.).

Россию принимают в число стран «большой семерки» (1997 г.). В 1999 г. был подписан союзный договор с Белоруссией. Сильное влияние на ситуацию в стране оказали события в Чечне (первая чеченская война 1994-1996 гг.)

31 декабря 1999 г. Президент Б. Н. Ельцин добровольно отказался от власти.

26 марта 2000 г. новым Президентом России был избран В. В. Путин.

Россия в начале ХХI века. Внутренняя политика. В январе 2000 г. В. В. Путин подписал концепцию национальной безопасности, основанную на идее сильной армии. Весной 2000 г. обозначились основные направления внутренней политики:

- реорганизация всей вертикали власти путем укрепления центра;

- отстранение «олигархов» от центра политической власти;

- введение в экономику и социальную жизнь новых либерально-рыночных элементов.

Реорганизация вертикали государственной власти включила в себя меры по созданию семи федеральных округов. Пятеро из семи полномочных представителей – люди в генеральских погонах. Это подчеркивало серьезность намерения правительства покончить с сепаратизмом в отдельных регионах Российской Федерации.

Вторая важная реформа в механизме федеральной власти: реорганизация Совета Федерации – верхней палаты Федерального собрания. Она существенно снизила статус региональных лидеров. Созданный специально для губернаторов Государственный совет не обладал властными полномочиями, он собирался не чаще одного раза в три месяца, а его решения носили лишь рекомендательный характер.

В конце апреля 2000 г. была принята военная доктрина, в которой провозглашалась главная цель государственной политики в отношении российской армии: укрепление армии и военно-промышленного комплекса. Необходимость такой политики была связана прежде всего с настоятельной потребностью реформирования вооружённых сил. По оценкам экспертов, если не предпринять действительно масштабных действий, Россию к 2003 г. ожидал полный износ производственных фондов, в том числе и в сфере оборонно-промышленного комплекса, и как следствие - коллапс в жизненно важных сферах экономики. Печальным подтверждением этого положения стали техногенные катастрофы, участившиеся за последние годы. Так, 12 августа 2000 г. во время учений в Баренцевом море потерпела крушение атомная подводная лодка Курск.

Важным направлением внутренней политики государства стали экономические и социальные реформы. Экономические показатели России в период 1999-2002 гг. оставались достаточно противоречивыми, но позитивные тенденции (особенно в 2001 г.) были ощутимы. В 1999 г. экономический рост составил 3,5%, в 2000 г. – 7,8% (самый высокий показатель за 15 лет). Снизились темпы инфляции.

Экономический рост во многом был связан с сокращением импорта вследствие дефолта августа 1998 г. Кроме того, в последние годы заметно выросли мировые цены на нефть, что привело к увеличению прибылей нефтяных компаний.

Во внутренней политике современной России чрезвычайно важное значение имел фактор Чечни. Широкие потоки оружия, наркотиков, фальшивых денег дестабилизировали социальную жизнь и политическое положение в России. В октябре 1999 г., после того как летом вооруженные чеченские отряды вторглись в Дагестан, началась антитеррористическая военная операция по ликвидации вооруженных формирований и восстановлению конституционной законности на территории Чеченской республики. 22 октября 2002 г. в Москве был совершен один из самых дерзких и масштабных террористических актов чеченских террористов. В течение трёх суток они удерживали в заложниках зрителей мюзикла «Норд-Ост», выдвигая требования к российскому правительству о немедленном выводе российских войск из Чечни и предоставлении ей полной государственной независимости. В результате штурма погибли более сотни ни в чём не повинных людей. Российские власти квалифицировали события в Москве как проявление международного терроризма и связали их с событиями в США 11 сентября 2001 г. Тогда международные террористы совершили беспрецедентный по масштабам и последствиям террористический акт. Захваченные ими гражданские американские самолеты с пассажирами на борту были направлены в здание международного торгового центра в Нью-Йорке и в здание министерства обороны США в Вашингтоне.

В 2004 г. мировые цены на нефть достигли беспрецедентной величины за всю историю мировых торгов. Для экономики России этот факт обернулся профицитом бюджета (от фр. profit - прибыль, в экономическом значении – бюджет с большим превышением планируемого дохода). Российское правительство создало Стабилизационный фонд, в котором начало размещать вырученные средства в иностранных банках под 2% годовых.

К концу 2004 г. усилился инфляционный процесс. Предполагаемая правительством в размере до 10% инфляция к осени-зиме составила более 11%, а по подсчетам независимых экспертов – до 15%. Рост инфляции был вызван новым витком цен на бензин и как следствие – лавинообразным подорожанием электроэнергии и других ресурсов, затем мяса и мясопродуктов. Важным фактором экономического состояния России в конце 2004 г. стало падение доллара по отношению к европейской валюте и российскому рублю.

Согласно статистике прожиточный минимум в России в середине 2003 г. определялся суммой 2500 руб. Но с этим согласно лишь 14% граждан. Более 30% граждан определили прожиточный минимум в 5 тыс. рублей, а 40% - в 10 тыс. рублей.

Ужесточение налоговой политики и ревизия деятельности некоторых крупных компаний привели к тому, что ряд российских олигархов покинули страну и потеряли большую часть своих активов в России, а часть представителей крупного российского бизнеса оказались в поле зрения прокуратуры РФ (дело «ЮКОСа»).

В начале ноября 2003 г. вышла на финишную прямую избирательная компания по выборам в Государственную Думу. Ведущей партией политического процесса стал пропрезидентский блок «Единая Россия». На левом фланге позиционировала себя КПРФ, отказавшаяся от каких-либо коалиций и выступавшая с жесткой оппозицией по отношению к правительству и президенту, а также избирательный блок «Родина» во главе с Д. О. Рогозиным и С. Ю. Глазьевым. К правому флангу относились «Яблоко» и СПС, шансы которых на выборах большинство наблюдателей оценивали не очень высоко.

7 декабря 2003 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва. Бесспорную победу на них одержала «Единая Россия», получившая в новом составе российского парламента почти конституционное большинство – более 300 депутатских мест.

В рамках административной реформы была создана трехзвенная система управления: министерство, федеральная служба, федеральное агентство.

14 марта 2004 г. состоялись очередные президентские выборы в России, победителем которых стал В. В. Путин.

С учётом новых усложнившихся задач российской власти в экономической, социальной и политической сферах Россия продолжает начатую 20 лет назад модернизацию государства и общества.

Внешняя политика в России в начале нового столетия. В конце 1990-х гг. международное положение Российской Федерации было установлено несколькими факторами. Во-первых, Россия утратила статус мировой державы вследствие ослабления экономики и зависимости от иностранных инвестиций, преимущественно со стороны США. Во-вторых, на протяжении последних 15 лет Россия потеряла своих союзников в странах Центральной и Восточной Европы. В-третьих, страны СНГ не стремились к активным отношениям с Россией и формировали достаточно противоречивое окружение, ориентированное на страны Запада или исламский мир. В-четвертых, Россия столкнулась с фактом неуклонного расширения НАТО за счёт приёма в него новых членов из числа бывших социалистических стран Восточной Европы.

После официального вступления в должность Президента РФ В. В. Путина российская дипломатия начала вырабатывать новые приоритеты. Уже в мае 2000 г. Путин провёл встречи и беседы почти со всеми лидерами государств СНГ. Ему удалось дать мощный импульс развитию взаимоотношений между Россией и этими странами.

Прорыв произошел и в вопросе российско-белорусской интеграции.

Более сложными были отношения России с государствами Закавказья. Дружеские и союзнические отношения сложились между Россией и Арменией с первых дней её пребывания в СНГ. Поначалу трудными оказались взаимоотношения между Москвой и Баку (Азербайджан). В январе 2001 г. Путин посетил Баку. Между лидерами двух государств был подписан Договор о разделении шельфа Каспийского моря. Важным результатом этой встречи стало признание Г. А. Алиевым необходимости пересмотреть свои отношении с Турцией и НАТО, а также того факта, что почти миллион граждан Азербайджана работают в России, и этот факт нельзя игнорировать при формировании межгосударственных отношений.

Взаимоотношение России и Грузии складываются более напряженно. Грузинское руководство постоянно продолжало проводить политический курс на изоляцию от России. Поэтому введение для граждан Грузии визового режима при въезде и выезде из России оказалось неизбежным.

В русле улучшения отношений с США можно рассматривать инициативу России по ратификации российско-американского договора СНВ-2, который был призван существенно сократить уровень ядерных боезарядов с обеих сторон.

Новый импульс отношениям с европейскими странами дали поездки В.В. Путина в Германию, Испанию и Италию в июне 2000 г. По их результатам были подписаны многочисленные документы, направленные на расширение сотрудничества России с этими странами.

В июле 2000 г. на острове Окинава в Японии состоялась встреча лидеров так называемой Большой восьмерки, в которую входят наиболее развитые страны мира. Участие России в этой встрече имело большое значение для усиления её позиций на международной арене.

Внешняя политика России в 2000-2001 гг. была очень активной и энергичной. В центре ее – отношения с США.

Осознание опасности со стороны международного терроризма позволило США и России пересмотреть основные приоритеты своей внешней политики. Россия однозначно осудила международный терроризм, призвала все страны выступить против его проявлений и сплотиться в борьбе с ним. США и Россия выступили союзниками в действиях против талибов в Афганистане, в отношении с Ираком, Саудовской Аравией и другими странами, заподозренными мировой общественностью в поддержке террористов.

С конца 2001 г. начались серьезные геополитические изменения. В результате войны против талибов США закрепились в Афганистане и Центральной Азии.

Российское руководство рассматривает отношения с Западом как внешний ресурс для экономической модернизации страны. Цель внешнеполитического курса государства – повысить статус России, прежде всего в отношениях с США и Европейским союзом. Так, в отношениях с Соединенными Штатами базовым стал принцип ограниченного партнерства (в вопросах борьбы с международным терроризмом, распространения ядерного оружия и др.) и локального соперничества (в Закавказье, Центральной Азии).

Глобализация мировых процессов и формирование постиндустриального общества выдвигают на передний план проблемы социокультурного развития, общественного сознания и идеологии.

Интеграция в европейское экономическое пространство является одним из условий продолжения модернизации российской экономики. Поэтому российская дипломатия решала проблему вступления России в ВТО (Всемирная торговая организация) и Европейский союз. В мае 2004 г. Было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом, предполагающее расширение торговых действий России в Европе, более эффективное финансовое сотрудничество.

Особое значение в международной политике России в последние годы стали приобретать страны СНГ. «Оранжевая революция» на Украине, «революция роз» в Грузии, стихийная сила центральной власти в Киргизии, антироссийские заявления оппозиции в Молдавии – важные и сложные проблемы на границах России в ближнем зарубежье.

В начале ХХI в. у России все ещё остается большое количество нерешённых проблем в различных сферах. Но очевидны позитивные сдвиги в динамике экономического процесса, стабилизировалась внутриполитическая ситуация. Будущее России и всего мира тесно связаны в силу общих энергетических, экологических, демографических и других проблем глобального характера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.