КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Групповая сплоченность
Группа существует в той мере, в которой составляющие ее индивиды находятся в кооперативной зависимости. Человек включается в группу, поскольку у него есть потребности, которые он может реализовать только в группе. По мнению Кеттелла – группа – совокупность индивидов, в которой существование всех используется для удовлетворения каких-либо потребностей каждого. Любая малая группа возникает в связи с определенной общественной потребностью, т.е. причина внешняя. Но объективная необходимость дополняется субъективной потребностью. Групповая сплоченность – результат всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней. Если баланс выигрышей и проигрышей позитивен, то человек остается в группе. То, что уменьшает размер проигрышей и увеличивает размер выигрышей, способствует единству. В западной психологии количественные измерения сплоченности опираются на гипотезу о том, что между количеством, частотой и интенсивностью коммуникаций в группе и ее сплоченностью существует прямая связь. Одним из факторов, способствующих усилению сплоченности группы, является совместимость отдельных ее членов. Уровни совместимости рассмотрены в предыдущей главе. Другой критерий сплоченности группы - ценностно-ориентационное единство. Выше мы уже говорили о том, что может быть ценностью. Ценностно-ориентационное единство (или индекс сплоченности) измеряется частотой совпадений позиций и оценок членов группы по отношению к объектам, существенно значимым для группы в целом. Наконец, еще одним критерием сплоченности можно назвать преимущественный тип взаимодействия – кооперативного или конкурентного - между членами группы. Групповая сплоченность в зарубежной социальной психологии исследовалась в трех направлениях: 1 направление – изучение кооперативного поведения, которое рассматривалось как условие существования группы: все, что усиливает кооперативное поведение, способствует групповой сплоченности. Какие факторы побуждают к кооперативному поведению? М.Дойч сформулировал закон межличностных отношений, который гласит: кооперация вызывает кооперацию, конкуренция – конкуренцию. Наиболее эффективной является гибкая стратегия, учитывающая особенности поведения партнера и характер ситуации. Еще один фактор – восприятие партнера по взаимодействию: чем выше степень доверия к партнеру, тем выше кооперация. Условия доверия: - при деловом взаимодействии доверие возникает в присутствии третьих лиц; - предварительная информация; - сама возможность общения увеличивает кооперацию; - влияние личностных особенностей: конкурентный тип ожидает, что другой тоже конкурентен, кооперативный тип ожидает кооперативного поведения, но не исключает и конкурентного. 2 направление исследований – изучение целей группы: Как цели влияют на поведение членов группы? Как влияет субъективное восприятие цели? Оказалось, что четко определенные цели сильнее влияют на сплоченность группы. С другой стороны, они должны правильно оцениваться членами группы. Более сильное влияние оказывает не сам характер цели, а представление о целях в группе. Руководитель должен специально заниматься тем, чтобы участники группы эти цели четко осознавали и соглашались с ними. 3 направление – исследование единства ценностей членов группы. Единство ценностей – мощный фактор межличностной привлекательности: нам не раз приходилось замечать, что нам нравятся преимущественно те люди, чьи взгляды и вкусы сходны с нашими. Это верно и для малых групп – наиболее привлекательны те группы, которые разделяют идеи человека. Идея внутригрупповой сплоченности тесно связана с проблемой отношения друг к другу в тех ситуациях, когда необходимо отстаивать свое мнение, свои интересы и потребности. Конфликт (см.гл.13) долго рассматривался в научной и житейской психологии как деструктивная сторона отношений, однако, сейчас на конфликт смотрят как на неизбежный, даже необходимый фактор развития отношений, понимая его как столкновение интересов. В спорах рождается истина – с этим древним утверждением трудно поспорить.
Все это полезно учитывать при установлении отношений и ведении деловых переговоров. Кроме того, необходимо помнить, что провоцирующие действия или отрицательные эмоции другого человека часто направлены не в нашу сторону. Другой может иметь свои проблемы, которые вас не касаются. Полезно учитывать это при случайных столкновениях. Таким образом, групповая сплоченность является результатом нескольких факторов: типа поведения – кооперативного или конкурентного – членов группы, выбора правильной стратегии поведения в конфликтной ситуации, единства ценностей, общности целей, а также межгрупповых отношений.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |