Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие учебный к-ль. Типы учебного к-ля и ск




К. и ск, занимают важное место в стр-ре УД, наряду с УМ, УЗ, Уд-ми, а также оценкой и самооценкой.

Проблемой контроля в УД занимались такие отечественные психологи, как Рувимский, Давыдов, Репкин, Воронцов, Маркова, Захарова, Боцманова и др.

Учебный контроль (по Рувимскому) – рассматривается как 1) способность устанавливать в процессе УД отклонения от плана, образца, от ориентировочной основы, а также 2) способность, в случае обнаружения этих отклонений, вносить необходимую коррекцию в дальнейшее осуществление деятельности.

По функциям в УД выделяют 3 основных типа контроля и ск:

Типы к и ск функции в УД
1. Предварительный (он же у В.В.Репкина – планирующий, рефлексивный) планирование усвоения на основе диагностики исходного уровня развития и формирования УД
2. Текущий (пооперациональный, пошаговый) Обратная связь, коррекция ошибок
3. Итоговый Диагностика уровня усвоения Новое планирование на основе диагностики достигнутого

 

2. Психолого-педагогическая характеристика этих видов:

Предварительный контроль (планирующий, рефлексивный).

По В.В. Давыдову и В.В. Репкину - наиболее сложный тип, поскольку требует высокого уровня рефлексии, развитого внутреннего плана действий и способностей к теоретическому анализу и прогнозированию – т.е. всех основных качеств теоретического мышления. Такой к-ль и самоконтроль осуществляется преимущественно во внутрипсихическом плане. Не случайно даже старшеклассники, как правило, сначала пишут сочинение, а уже затем к нему план. Это свидетельствует о недостаточно развитом предварительном контроле.

Следует выделять предварительный контроль и самоконтроль.

Предварительный внешний контроль (учительский) в УД связан с планированием процесса усвоения для класса в целом и отдельных учащихся на основе предварительной диагностики. Эта диагностика направлена на выявление 1) особенностей уровня сформированности УД на данный момент; 2) уровня усвоения ЗУНами по данному предмету; 3) особенностей отношения к УД в целом (УМ) и к данному предмету, теме в частности.

Предварительный внешний (учительский) к-ль особенно значим на «точках входа» или в период адаптации: начало обучения в 1 классе, переход в среднее звено, в старшую школа, а также адаптация отдельного учащегося после длительной болезни или спортивных сборов.

Очень важно создать условия для постепенного перехода внешнего планирующего к-ля в ск. Наиболее подробно такие технологии разработаны в практике РО (модель Эльконина-Давыдова)

Текущий к-ль и ск.

Основные его ф-ии – обратная связь в процессе усвоения СКО, коррекция ошибок, а также выработка навыка.

Именно этот тип к-ля и ск занимает особое место в общем развитии навыков самоконтроля, саморегуляции.

Условия эф-ти: 1) оптимальная частота внешнего к-ля (сначала – часто, по мере усвоения – все реже, все больше – самоконтроля); 2) своевременность к-ля (в идеале текущий к-ль и коррекция должны осуществляться сразу, в ходе д-ти – особенно это важно для развития с/к у младших школьников и подростков); 3) текущий контроль должен быть безотметочным (в противном случае блокируется право на ошибку и ее коррекцию, резко возрастает тревожность и т.п.) – оценка предполагается, но она не фиксируется в журнали и т.п. официальных вариантах; 4) внешний к-ль должен постепенно переходить в с/к (для этого ученику передается вся «кухня» контроля и оценки – умение разбивать способ действия на отдельные составляющие-операции, оценивать выполнение каждой из них и действия в целом, умение контролировать себя и другого, умение обсуждать результаты других и т.п.).

 

Итоговый к-ль и с/к-ль.

Главная функция – диагностика уровня усвоения и переход к новому планированию развития УД на этой основе.

Здесь особенно важны критерии усвоения. В.П.Беспалько выделяет 4 уровня усвоения: 1) узнавание; 2) Воспроизведение (репродуктивный); 3) Применение в стандартных ситуациях; 4) Применение в нестандартные ситуации (способность переноса).

Основные принципы эффективного итогового к-ля и с/к во многом совпадают с принципами любой диагностики: валидность, надежность, объективность, способность контролирующих заданий дифференцировать выборку учащихся. С другой стороны, не менее важны и педагогические принципы: тактичность (особенно в оглашении результатов к-ля), преобладание похвалы над критикой, подчиненность контроля др. структурным компонентам УД.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.