КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действия и операции в структуре УД. Виды учебных действий
Учебные действия в структуре учебной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ – В структуре УД, наряду с учебной мотивацией и учебной задачей важное место занимают еще 2 компонента – учебные действия, а также внешние (учительские, родительские и т.п.) контроль и оценка, переходящие в самоконтроль и самооценку. У/д-ия – способы решения УЗ. Существует множество различных классификаций у/д-й. Нина Федоровна Талызина (МГУ) выделяет 3 типа у/д-й:
Нередко у/д-ия разделяют также на 2 других типа: практические и теоретические. Практические направлены на решение практических задач – курсовых и лабораторных работ, упражнений по образцу и т.п. Они легко контролируются и оцениваются, поскольку представлены во внешнем, поведенческом плане. Не случайно существует множество пособий, объясняющих, как выполнить ту или иную практическую задачу. С этой классификаций пересекается классификация видов учебных действий (по Айсмонтасу): он выделяет Внешние и Внутрипсихические действия. К Внешним относятся материальные (реальное преобразование объекта с целью установления его свойств (осуществляется с помощью знаково-символических средств – диаграмм, чертежей, схем, конспектов и др.). К Внешним Айсмонтас относит также речевые действия, которые связаны с громкой речью или внешней речью про себя, когда что-либо обобщается, объясняется другим или себе. Внутрипсихические действия, по Айсмонтасу, представлены двумя разновидностями: рецептивные (преобразование реальных или знаково-символических объектов в ходе восприятия) и Умственные действия с (которые выполняются во внутреннем плане без какой-либо опоры на внешние средства) В теории развивающего образования по Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову особое внимание уделяют иной классификации учебных действий. Здесь они, в соответствии с разделением видов обобщения по В.В.Давыдову на теоретическое и эмпирическое разделяются на теоретические и эмпирические учебные действия. Эмпирические действия связаны с непосредственным восприятием и анализом в ходе прямого восприятия, контакта с наблюдаемыми объектами и явлениями. Они необходимы для реализации и развития эмпирического мышления. Теоретические действия направлены на решение теоретических задач. Среди них – действия по теоретическому анализу, рефлексии, преобразованию исходной проблемной ситуации, моделирование существенных отношений, формулировка обобщенных способов решения задач, построение выводов. Эти действия - внутрипсихические, наблюдать их можно только косвенно, поэтому управлять их становлением и развитием сложно. Часто они формируются стихийно. Среди основных теоретических действий В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий и другие основатели теории РО выделяют: • теоретический анализ и преобразование исходной проблемной задачи. • планирование способов получения требуемого результата; • моделирование наиболее важных, скрытых от непосредственного наблюдения взаимосвязей и принципов организации условий задачи; • выдвижение гипотез о способах решения задачи и планирование ее решения на этой основе. • контроль соответствия запланированного и реализуемого; • диагностика причин несоответствия полученного результата требуемому; • прогнозирование и выбор рационального варианта действий; • корректирование исходного плана с целью совершенствования результатов. В отличие от традиционного обучения с ходе выполнения этих действий ученик представляет себе объект деятельности, конечную или промежуточную цель, мысленно конструирует (прогнозирует) процесс достижения этой цели; сопоставляет компоненты, входящие в цикл деятельности, с их полным составом, анализирует отличия и связанные с ними особенности изучаемого процесса, их влияние на объект деятельности. На основе такого анализа ученик объясняет изучаемое явление и определяет методы работы с ним.
2. Общие закономерности усвоения у/д-й. Чаще всего выделяют самый общий вариант развертывания усвоения СКО: от знаний – к умениям – затем к навыку. · Знания ребенка - способность к узнаванию, различению одного от другого (овчарка – такса; киты – рыбы и т.п.). Для учащегося и взрослого человека знания (по И.Ф.Харламову) определяют как способность к пониманию, сохранению в памяти и умение воспроизводить основные научные факты и обобщения (правила, законы, выводы и т. д.). · Умения – способность применять знания на практике; · Навык обычно понимается как составной элемент умения, как полностью интериоризованное, в значительной мере автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
В этом случае подчеркивают индуктивный путь усвоения - от аналитической стадии, на которой сначала усваиваются отдельные операции, к стадии синтетической, когда отдельные операции сливаются, а контроль за ними переходит из внешнего плана во внутренний (интериоризуется). Впрочем, современные исследования процесса усвоения в США (Марвиса, Роча) и российские данные (Сергиенко-2005) говорят о том, что в реальности даже у маленьких детей усвоение действий и основных понятий идет одновременно и аналитически, и синтетически. Например, аналитический вариант очевиден, когда предельно размытое понятие «киска» затем дифференцируется на «тигрят», «котят», «щенят» и – одновременно – образуются более общие понятия, связанные с умением выделять млекопитающих и т.п.
Критерии сформированности уч/д-й во многом определяются глубиной и точностью их интериоризации, а также степенью и гибкостью сформироваванности навыка:
По сути, это критерии развития соответствующих навыков. Однако сейчас все чаще говорят и о другом критерии сформированности уч.д-й – о развитии соответствующих
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |