Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И философии. Общая характеристика ренессансной культуры




Общая характеристика ренессансной культуры

Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения (франц. Renaissance) XV –XVI вв. – один из наиболее ярких и плодотворных периодов в истории европейской философской мысли. Название эпохи связано с возрождением интереса к античному культурному наследию, а также с рождением нового гуманистического мировоззрения, отличного от средневекового религиозного миропонимания.

К основным социокультурным предпосылкам Возрождения можно отнести:

- развитие культуры, науки и образования в средневековых городах, крупных университетских центрах;

- появление первых элементов капиталистического хозяйства, в частности, бурное развитие торговли, банковского капитала;

- уменьшение власти церкви и начало процесса секуляризации (лат.saecularis – светский), то есть, освобождение от церковного влияния различных сфер жизнедеятельности людей и формирование светской, нерелигиозной культуры (литературы, искусства, философии);

- появление светской интеллигенции, постепенно заменяющей духовенство в сфере умственного труда;

- трансформация аскетической средневековой морали и постепенное изменение подходов к оценке сущности человека (от «сосуда греха» и «твари, которая ослушалась Творца» до «образа и подобия Бога» и его «самого совершенного творения»);

- как следствие - возникновение идей свободы личности, индивидуализма, формирование гуманистического мировоззрения;

- формирование в среде ученых и философов критического отношения к средневековой схоластике и обращение к наследию античной культуры и философии.

Ренессансная культура, таким образом, кардинально изменяет вектор своей направленности: от потустороннего сверхъестественного мира – главного объекта внимания со стороны средневековья – к проблемам и ценностям реального мира и живущего в нем человека. Вместе с тем, было бы ошибкой считать рассматриваемый период «эпохой благоденствия», торжества науки, абсолютной свободы личности и т.п. Эпоха Возрождения в европейской культуре – это сложный и противоречивый период борьбы светского начала с религиозным, противостояния науки и Римско-католической церкви, желающей, во что бы то ни стало, удержать свои прежние позиции в обществе. Инквизиция (лат.inquisitio - расследование) – судебно-следственный орган, созданный в Средние века католицизмом для борьбы с религиозными ересями, в ренессансный период переключился на борьбу с наукой и свободомыслием.

Возрождение, таким образом, это эпоха переходного типа, «мостик» между Средневековьем и Новым временем, выстроенный на базе античности. Поэтому ренессансную культуру можно охарактеризовать как синтез античной и средневековой христианской культур, давший импульс развитию западноевропейской культуре последующих эпох.

Основные идеи и принципы культуры и философии эпохи Возрождения:

- антропоцентризм – центром мироздания и главным объектом познания объявлялся человек, понимаемый как «образ и подобие Бога», то есть наиболее совершенное природное существо;

- пантеизм (греч. pan – все, theos – бог) – представление о Боге как о безличной силе, повсеместно распространенной в природе; ренессансный пантеизм возник как реакция на средневековый теизм и теоцентризм, но он не имел антирелигиозной или атеистической направленности;

- индивидуализм – признание автономии и прав каждой личности в обществе, возможности для личности свободного выбора и ответственности за содеянное;

- гуманизм – признание ценности человека как личности, его прав на свободу и счастье; уважение принципов справедливости и милосердия как норм взаимоотношений между людьми.

В эту эпоху кардинально изменилось отношение к проблеме человека. Возник, так называемый, «ренессансный антропоцентризм», согласно которому центром мироздания и главным объектом познания объявлялся человек, понимаемый как неотъемлемая часть и наиболее совершенное творение природы. Произошла замена основного объекта интеллектуальной деятельности: схоластическое постижение Божественного заменялось изучением человека и всего человеческого. Как следствие – формирование гуманистического мировоззрения, идеала гармонической, всесторонне развитой, свободной личности и небывалый расцвет во всех областях интеллектуального творчества и искусства.

В развитии философии эпохи Возрождения выделяют следующие основные направления: гуманистические идеи и концепции, социально-политические философские доктрины, религиозную философию и натурфилософию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.