Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И религиозно-философская мысль эпохи Возрождения




Гуманистическая, социально-политическая

Гуманистическое мировоззрение как характерная черта всей ренессансной культуры зародилось в Италии еще в эпоху позднего Средневековья, в XIV веке. К этому периоду относится творчество величайшего поэта и мыслителя Данте Алигьери (1265 – 1321), автора поэмы «Божественная комедия» (1307 – 1321), которого итальянские гуманисты считали создателем нового мировоззрения. Среди других предвестников ренессансного гуманизма, в первую очередь, можно назвать поэта Франческо Петрарку (1304 – 1375), а также писателя, автора сборника новелл «Декамерон» Джованни Боккаччо.

Одним из первых философов-гуманистов итальянского Возрождения был Лоренцо Валла (1407 – 1457). В трактате «О наслаждении как истинном благе» (1431), критикуя институт монашества и этику стоицизма, он противопоставил христианскому аскетизму жизнеутверждающую этику эпикуреизма, утверждая, что в земной жизни человеку доступны три вида наслаждения: духовное (общение с Богом), интеллектуальное (успешное решение какой-либо проблемы) и чувственное (телесные удовольствия). Как известно, средневековая христианская мораль последние считала особо греховными, но Валла стремился реабилитировать их, вопрошая: «Если чувственные удовольствия – грех, зачем Бог создал мир таким прекрасным и дал нам органы, для восприятия этой красоты и получения удовольствия?» Обосновывая право человека на счастье в земной жизни, а не только в раю, Лоренцо Валла внес существенный вклад в переосмысление средневекового мировоззрения и утверждение новой гуманистической этики.

К числу наиболее ярких выразителей идеи ренессансного антропоцентризма относится Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494). В работе «Речь о достоинстве человека»(1486) итальянский философ выдвинул идею об особом положении человека в космическом миропорядке: будучи причастным и к земному миру (тело), и к небесному (душа), человек является центром мироздания. Являясь венцом божественного творения, человек выступает как «посредник между всеми созданиями». «На земле нет ничего более великого, чем человек, а в человеке – ничего более великого, чем его ум и душа», заключает мыслитель. Развивая гуманистическую традицию возвеличивания человека, Пико в сочинении «Против предсказующей астрологии» (изд. в 1495) выступил против «астрологического детерминизма» (предсказаний судьбы по звездам). Отстаивая идею свободы выбора и самоопределения личности, он писал, обращаясь к человеку: «Ты сам должен согласно твоей воле…быть свободным художником и зодчим, ты можешь быть тем, чем хочешь».

Крупнейшим представителем северного Возрождения был нидерландский философ, писатель и богослов Эразм Роттердамский (1469 – 1536). Наиболее известным произведением Эразма является «Похвала глупости» (1509). Это – философская сатира на все сословия и социальные институты (государство, церковь и пр.) средневековой Европы, основанная на парадоксальном доказательстве того, что все в человеческой жизни (дружба, любовь, семья, государство и т.д.) базируется не на принципах разума, а на глупости.

Основные идеи своего философского мировоззрения Эразм изложил в работе «Оружие христианского воина» (1502). Считая, что ключевые проблемы богословия (сотворение мира, троичность Бога, первородный грех и пр.) принципиально не разрешимы и не имеют особого значения в повседневной практической жизни, он сосредоточил внимание на нравственных обязанностях человека перед Богом. Критикуя формальную бездуховную обрядность, церковный культ реликвий, «святых» мощей и т.п., он провозгласил целью своей творческой деятельности «возврат к истокам»: возрождение идей и идеалов раннего христианства; тем самым Эразм вошел в историю духовной жизни Европы как один из основателей так называемого «христианского гуманизма».

Виднейшим представителем гуманистической мысли позднего Возрождения был французский мыслитель Мишель Монтень (1533 – 1592). Его главное произведение - «Опыты» представляет собой сборник философских эссе (франц.essai – опыт, проба, попытка) – размышлений о жизни, событиях и фактах, о нравах и привычках людей, изложенных в непринужденной, свободной манере. В содержании «Опытов» прослеживается увлечение Монтеня этическими учениями стоицизма и эпикуреизма. Но преобладающей позицией является скептицизм, ибо Монтень подвергает сомнению и возможность познания истины, и способность людей жить в соответствии с ими же выработанными нравственными принципами и идеалами. В отличие от других ренессансных гуманистов Монтень не склонен идеализировать человека и считать его «венцом творения». «Мы – часть мира» и в некоторых аспектах ничуть не выше животных, «своих собратьев и сотоварищей». Признание своего несовершенства - единственно верный путь к самопознанию и, следовательно, к мудрости, отличительным признаком которой является «неизменно радостное восприятие жизни». Считая, подобно Эпикуру, достижение счастья важнейшей целью жизни человека, Монтень советует читателям своих эссе выработать у себя такое состояние духа, при котором радостные события воспринимаются сильнее, а различные несчастья – слабее.

«Опыты» Мишеля Монтеня не только внесли значительный вклад в развитие гуманистической мысли Возрождения, но и по сей день воспринимаются читателями как кладезь житейской мудрости.

В развитии социально-политической мысли Ренессанса можно выделить два основных направления: утопические концепции идеального общества (Т.Мор и Т.Кампанелла) и социально-политическое учение Н.Макиавелли.

Томас Мор (1478 – 1535) – крупнейший представитель английского гуманизма, писатель, государственный деятель. Он занял выдающееся место в философии Возрождения благодаря своему знаменитому сочинению «Утопия» (что в переводе с греческого обозначает «место, которого нет»). Создавая образ идеального государства, воспроизводя платоновские идеалы отсутствия частной собственности, значимости ученых и философов в жизни общества, Т.Мор высказал ряд весьма прогрессивных для своего времени идей. В частности, он осудил войны и религиозную нетерпимость, сформулировал принцип толерантности – право каждого человека на свободу вероисповедания и уважение чужого выбора.

Трактат «Утопия» стал литературным воплощением гуманистического идеала общества, и оказал большое влияние на развитие утопической мысли последующих эпох. Придуманное Мором слово «утопия» стало впоследствии нарицательным термином для обозначения лишенной научного обоснования концепции идеального социума или нереального с практической точки зрения проекта социальных преобразований.

Николо Макиавелли (1469 – 1527) – итальянский общественный деятель, политический мыслитель, считается основателем политологии (науки о политике). В своем самом известном трактате «Государь» (1532) он описывает различные способы создания государства в условиях, когда в народе еще не развиты «гражданские добродетели». Макиавелли отделяет политику от морали, считая, что для достижения политических целей и процветания государства все средства хороши. Действуя как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали. Но он имеет право с ними не считаться, если его поступки направляются заботой о государстве, если это выгодно его стране. По мнению Макиавелли, политика - это синтез науки и искусства, но к нравственности никакого отношения не имеет. (Впоследствии макиавеллизмом стали называть действия, пренебрегающие нормами нравственности при достижении политических целей).

В трудах Макиавелли встречаются мысли о роли материальных (экономических) интересов в функционировании общества, о значимости активных действий сильной личности в развитии государства: «Кто меньше полагается на милость судьбы, тот дольше удерживается у власти». Особенно следует отметить исключительно светское истолкование происхождения и сущности государства в его концепции; право и политика также отделяются от религиозных предписаний. Таким образом, в учении Н.Макиавелли можно обнаружить зачатки научного подхода к анализу общественных явлений.

Религиозная философия в ренессансной Европе развивалась в двух своих разновидностях. С одной стороны, все ещё продолжала существовать схоластика как господствующий тип католической философии. Но, начиная с XVI века, в европейских странах возникает и ширится Реформация – общественно-политическое и религиозное движение, направленное на реформу римско-католической церкви, которое привело к возникновению нового типа религиозной философии – философии протестантизма.

Основные положения философии протестантизма сформулировали Мартин Лютер (1483 – 1546) и Жан Кальвин (1509 – 1564).

Мартин Лютер считается основателем протестантизма и как нового религиозно-философского учения, и как одной из ветвей христианства (лютеранства), отделившейся от католицизма. Его основные идеи заключались в следующем:

- церковь и духовенство не являются необходимыми посредниками между Богом и людьми; человек может и должен сам общаться с Богом, самостоятельно принимать решения и сам отвечать за содеянное (принцип религиозного индивидуализма);

- спасение достигается только верой, поэтому формальные культовые действия, религиозные обряды, самоистязания и пр. – бесполезны;

- мирская жизнь (труд, семья, воспитание детей) чрезвычайно важна в религии; уход в монастыри, праздность и роскошь в быту недопустимы;

- основной нравственный императив протестантизма – «молись и трудись!»

- идеалом для подражания должен быть Иисус Христос и апостолы, поэтому человек обязан сам читать Библию и самостоятельно искать в ней ответы на жизненно важные вопросы. Требование Лютера дать каждому верующему Библию, переведя ее на национальные языки (в католицизме текст Библии признавался только в латиноязычном варианте), способствовало развитию книгопечатания. Считается, что первой печатной книгой в Европе стала Библия на немецком языке.

Протестантизм сыграл большую роль в социально-экономическом и духовном развитии Европы. Лозунг «Молись и трудись!», превративший трудолюбие в нравственно-религиозную норму, аскетизм в быту, выражали интересы развивающейся буржуазии в период первоначального накопления капитала, что способствовало экономическому подъему стран, принявших лютеранство или кальвинизм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.