Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, задачи и отрасли психологии




 

С психологическими явлениями мы имеем дело фактически с рождения, ведь мы сами являемся и носителями психики, и участниками психологического взаимодействия, хотя о научных понятиях и теориях, возможно, узнаем только сейчас. Поэтому психологию иногда называют «знакомой незнакомкой».

«Психо» - душа, «логия» - знание, т.е. «наука о душе», однако понятие «душа» постепенно было заменено понятием «психика». Первый трактат «О душе» был написан Аристотелем, но как наука психология ведет отсчет от первой лаборатории экспериментальной психологии, созданной Вильгельмом Вундтом в Лейпциге в 1879 году.

Психология – наука о закономерностях формирования и развития психики. Познавательная, регулирующая и коммуникативная функции психики. Психика – продукт деятельности мозга, невещественное, но материальное образование. Психические явления - результат активности психики, «следы» деятельности психики в нашей жизни, которые можно изучить (табл. 1).

Психические процессы - формы субъективного отражения объективной действительности. Психические свойства личности - устойчивые индивидуальные особенности психики (потребности, установки, мотивы, способности, характер, темперамент). Психические состояния - характеристика динамики психической активности. Внутренние и внешние разделяются по причине, которая вызывает состояние.

Таблица 1

Психические явления  
Процессы Свойства Состояния  
Познавательные Эмоциональные Волевые Потребности, установки Темперамент Характер Задатки, способности Ценностная ориентация Индивидуальные Групповые  
Ощущение Восприятие Память Представление Мышление Воображение Внешние Внутренние Внешние Внутренние  
 
 
 
 
 

 

Психология тесно связана с другими науками: биологическими, философскими, естественными, математическими и др. Прикладное значение психологических знаний и умений проявляется в непосредственном использовании психологических знаний в нашей жизни.

Отрасли психологии: общая, детская, социальная, дифференциальная, военная, инженерная, медицинская психология, психология развития, спорта, искусства и др. Если к названию человеческой деятельности добавить слово «психология» или «психологическая», то получим очередную отрасль психологии.

Задачи психологии можно условно разделить на две группы: изучение (диагностика) и воздействие. Конкретизируется задача в определенной деятельности путем ответа на вопросы: «что?», «у кого?», «как?» и «зачем?».

 

Цель, объект Психофизиологические Позавательные Эмоциональные Волевые   Психофизиологические Психические Социальные   Индивидуальные Групповые
Что? Процессы   Свойства   Состояния
Как?        
Методы исследования (воздействия)
       
Когда? До   В течение   После
Условия Предпосылки Накануне   Срез Динамика   Сразу Последствия
                               

 

Рис. 1. Схема задач психологии (для диагностики)

 

Например: «Изучение особенностей развития механической памяти у детей младшего школьного возраста с мощью бланковых методик для оценки готовности к усвоению нового материала» или «Формирование учебной мотивации у студентов 1-го курса путем организации психологических тренингов для повышения их активности в самостоятельной работе». Таким образом, при правильном формулировании задачи определяется стратегия дальнейших действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.