Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психики и сознания




Мышление

 

Мышление - познавательный психический процесс отражения в сознании сути и связи между объектами. Значение мышления для опосредствованного познания действительности.

Формы мышления: понятие (содержательная характеристика объекта), суждение (качественная характеристика объекта) и умозаключение (формирование нового суждения путем сопоставления нескольких существующих).

Операции мышления: анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстрагирование и конкретизация, систематизация и классификация. Индивидуальные особенности мышления: быстрота, широта, глубина, критичность, самостоятельность и логичность. Содержание мыслительных операций: фигуративное (образы), символическое (знаки), семантическое (смысловое), поведенческое (чувства, желания).

 

Таблица 4

Виды мышления

(на примере системы кодирования и передачи информации)

 

Вид мышления пример
Наглядное Действенное Н-Д танец, балет
Образное Н-О рисунок
Абстрактное А-О пиктограмма, иероглиф
Логическое А-Л Знаки; алфавит

 

Виды мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное, абстрактно-образное и абстрактно-логическое. Производные виды мышления (оперативное, художественное, стратегическое и т.п.).

Интуиция - подсознательное мышления. Инсайт - мгновенное решения проблемной ситуации. Способы оценки интеллектуального развития человека (тесты интеллекта, задачи для мышления, головоломки). Соотношение интеллектуального и биологического развития личности.

Психика - продукт деятельности нервной системы, которая развивалась в процессе эволюции живых организмов. Рефлекторная дуга как механизм взаимодействия организма с окружающей средой: афферентная (прием информации) – модулирующая (обработка информации) – эффекторная (формирование управляющих сигналов) системы. Условный рефлекс как форма научения. Факторы, которые влияют на формирование и развитие психики: биологические (генотип) и социальные (среда).

Новообразование Содержание новообразования Стадии Уровни
       
раздражимость способность реагировать на изменение в окружающей среде Сенсорная низший
ß   ß
ощущение способность выделять в окружающей среде изменения отдельных характеристик: свет, тепло, запах, звук и т.д. высший
ß     ß
восприятие способность объединять различные ощущения в целостный образ Перцептивная низший
ß   ß
элементы мышления способность принимать решения в ситуации выбора высший
ß   ß
исследовательские формы поведения способность к анализу, обобщению, созданию абстрактных форм, умозаключений и т.д. наивысший
             

 

Рис. 3. Развитие психики по А.Н. Леонтьеву – К.Э. Фабри

 

Сознание как способность воспринимать себя отдельным объектом и контролировать свое поведение. Рефлексивная особенность сознания. Способность сознания к мысленному представлению и воображению действительности. Способность сознания к коммуникации. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике человека.

Последовательность эволюционного развития познавательных процессов, очевидно, была именно той, в которой мы их рассматривали в нашем курсе. Таким образом, наивысшим познавательным процессом следует признать не мышление, как довольно часто можно услышать, а воображение - способность создания новых образов. Мышление как способ решения проблемы, поиск пути выполнения задания, достижения поставленной цели и т.п. присущ и многим животным, а воображение пока известно только у человека.

 

Таблица 5

Уровни управления организмом и поведением человека

(по Г.Д. Горбунову, 1973)

Блок Уровень Пример
Бессознательная регуляция   Клеточный заживание ран
  Гуморальный гормоны
  Вегетативный ритм сердца
Предсознательная регуляция   Нервно-соматический условный рефлекс
  Подсознательный автоматизмы
Сознательная регуляция   Сенсорно-перцептивный цвет, звук
  Мнемический воспоминания
  Интеллектуальный анализ ситуации

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.