КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Административно-правовые отношения
Тема 4. Административно-правовые отношения - урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации административной власти. Они являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому обладают всеми общими признаками (носят общественный характер и основаны на законе). Но есть и свои особенности: * это организационные отношения; * субъекты данных отношений, как правило, заранее определены нормами административного права; * в этих отношениях одна из сторон всегда субъект административной власти; · обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства, с государственным и муниципальным управлением; · обязанности и права сторон четко и жестко установлены нормами права; · возникают, изменяются или прекращаются в строго очерченных границах управленческой деятельности; · данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон (как властной, так и подвластной); · в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель (деликвент) несет ответственность перед государством; · разрешение споров между сторонами происходит альтернативно (как в административном, так и в судебном порядке); Структура административно-правовых отношений Под структурой административного правоотношения следует понимать способ, форму внутренней взаимосвязи элементов, образующих содержание данного, конкретного юридического отношения. Структура показывает как, каким образом связаны между собой те субъективные права и обязанности, из которых состоит данное административное правоотношение. Элементы: * субъекты – участники, которых правовая норма наделяет правами и обязанностями; * объекты - то, по поводу чего возникают отношения; * юридические факты, с которыми связывается возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей образующих содержание правоотношения. Объект административных правоотношений (две точки зрения): 1. Единственный объект любого правоотношения – волевое, сознательное поведение, действие участников. 2. Различают: * объекты имущественных правоотношений (предметы материального мира); * объекты неимущественных отношений (действие, поведение людей). Следует учитывать наличие прямого (непосредственного) объекта и более отдаленного объекта управления. Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяние. А через его поведение оказывается влияние на процессы, на материальные предметы, информацию и т.д. Субъектом правоотношений является участник общественных отношений, которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. Обладает двумя признаками: 1. социальным - участвует в общественных отношениях в качестве обособленного, персонифицированного субъекта; 2. юридическим - способность быть носителем прав и обязанностей, участвовать в конкретных правоотношениях. В административном праве выделяют две группы субъектов: индивидуальные субъекты и коллективные. Субъекты в административных правоотношениях делятся на: 1. Действующие в публичных интересах (государственные органы, их должностные лица, ОМС, муниципальные служащие и т.п.). 2. Преследующие частные интересы (физические лица). Основания возникновения, изменения и прекращения административного правоотношения - комплекс различных по содержанию взаимосвязанных юридических явлений, взаимодействие которых влечет за собой развитие (динамику) административных правоотношений. Различают три категории оснований динамики административно-правовых связей: 1. Нормативные основания - соответствующие нормы права, регулирующие данный вид общественных отношений. 2. Правосубъектные основания - определяют способность лица к участию в том или ином виде административно-правовых отношений. 3. Юридико-фактические основания - определенные факты реальной действительности, с наличием которых правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей правосубъектного лица. Первые два основания обычно предполагаются (предпосылки), а юридико-фактические основания - собственно основания возникновения, изменения или прекращения соответствующих административных правоотношений. Юридический факт - факт реальной действительности, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Виды юридического факта: · правообразующий; · правоизменяющий; · правопрекращающий. Юридические факты по содержанию делятся на: 1. юридические события - это явления, развитие которых происходит независимо от воли человека. Выделяют две группы: · абсолютные события - явления, которые как в своем возникновении, так и в последующем развитии не имеют непосредственной связи с волевой деятельностью человека (землетрясение, пожар от удара молнии, течение времени и др.). · относительные - возникают в результате деятельности человека, но протекают (развиваются) независимо от этих действий, а иногда вопреки его воли (пожар от непотушенной сигареты). Юридические события приобретают правовое значение потому, что с их наличием закон связывает определенные юридические последствия. 2. юридические действия - это волевые действия субъекта, с которыми закон связывает определенные правовые последствия. По характеру различают правомерные и неправомерные юридические действия. Правомерны е - действия, которые соответствуют требованиям закона, не противоречат ему. Неправомерные - действия, которые нарушают действующие правовые предписания (это дисциплинарные или административные правонарушения). К числу неправомерных относится и бездействие (например, непринятие мер по обеспечению охраны общественного порядка). Для административного права характерно и наличие широко круга актов, как формы юридических действий. Юридический акт - правомочное юридическое действие, направленное на возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений. Индивидуальные юридические акты административно-правового характера - приказ о назначении на должность - возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |