Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1. Тема 8. Философия истории




Тема 8. Философия истории

1. Проблема источника общественного развития. Эволюция и революция в динамике общества.

2. Проблема факторов социальной динамики и варианты ее философской интерпретации. Материалистическое понимание истории.

3. Проблема субъекта и движущих сил в истории. Личность и массы в системе общественно-исторической деятельности.

4. Проблема направленности исторического процесса. Линейные и нелинейные интерпретации истории.

Темы для дискуссий и обсуждения

1. Присутствует ли какой-либо смысл в развитии общества? Если вы положительно отвечаете на этот вопрос, то поясните, в чем же конкретно вы видите смысл истории?

2.Существует ли единая мировая история человечества или предпочтительнее говорить об истории отдельных стран, регионов, культурно-исторических типов общества? В чем сущность европоцентристского взгляда на историю общества?

3. Как Вы понимаете выражение «естественно-исторический характер развития общества»? Чем определяется ход истории общества: объективными законами или сознательной деятельностью людей?

Темы рефератов

1. Концепции элиты в обществознании.

2. Социальный конфликт (философско-исторический контекст).

3. «Масса» в общественно-историческом процессе (Х. Ортега-и-Гассет).

4. XX век – век толп? (С. Москович).

5. «Одномерный человек» как феномен истории (Г. Маркузе).

6. Концепция всемирной истории и морфологии культуры О. Шпенглера.

7. Проблема единства исторического процесса и понятие «осевого времени» в философии истории К. Ясперса.

8. Сущность и варианты формационного подхода в философии истории К. Маркса.

9. Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.

10. Идея локальных цивилизаций и исторический процесс (А. Тойнби).

11. Ф. Ницше «о пользе и вреде истории для жизни».

12. Проблема смысла истории.

Литература

1. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. – М., 1996.

2.Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001.

3. Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, 2000.

Основные положения темы

1-3. Субъектом социального развития может быть как личность, так и общество в целом (а также различные социальные общности – народ, нация, класс, толпа и др.). Роль личности и масс в истории противоречива и неоднозначна. С одной стороны, человек как личность формируется в обществе, а с другой стороны, он преобразует его в соответствии со своими целями и задачами. Общественно-историческая деятельность подразделяется и на материальное производство, и на организационную деятельность (в том числе и на социальное и государственное управление), и на духовную деятельность. В зависимости от того, какой вид деятельности рассматривается в качестве определяющего в жизни общества, находится ответ на вопрос о том, какой социальный субъект играет партию первой скрипки в развитии общества.

Согласно материалистическому пониманию истории К. Маркса, общественное бытие, материальные условия человеческой жизнедеятельности людей определяют их ценностные ориентиры, а общественное сознание, в свою очередь, обладает относительной самостоятельностью. Основой общественного бытия является способ производства материальных благ, на основе которого формируется исторически определенный тип общества – общественно-экономическая формация (рабовладельческая, феодальная др.). Развитие общества является естественно-историческим процессом смены общественно-экономических формаций. В структуре общественно-экономической формации выделяют две составляющие – базис и надстройку. Базис – совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Надстройка, возвышающаяся над базисом, включает в себя государство, право и другие формы общественного сознания. Она определяется базисом.

Социальные революции являются процессом смены одной общественно-экономической формации другой. Революцией является, например, процесс замены рабовладельческой формации феодальной, феодального типа общества обществом капиталистическим. Материалистическое понимание истории, или исторический материализм, – одна из самых влиятельных современных теоретических моделей общества и его развития.

4. Развитие общества, его социальная динамика может трактоваться как однонаправленный поступательный процесс, хотя бы в силу того, что история «не знает сослагательного наклонения». Вместе с тем очевидно и другое – объективно существует различная направленность и траектории общественных изменений. Понятие «социальная динамика» отражает направление исторического движения. Механизмы этих изменений отражаются в понятиях «эволюция» и «революция». Революция – процесс коренных качественных изменений общественного устройства, тогда как эволюция характеризуется процессами количественных изменений, совершенствования, модернизации и т.п. В социальном развитии выделяют линейные и нелинейные (циклический, спиралевидный и т.п.) его типы. Линейный тип общественного развития характеризуется необратимостью, прогрессивной преемственностью его различных этапов и т.п. Нелинейный тип развития характеризуются диалектическим единством прерывности и непрерывности, прогрессивных и регрессивных изменений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.