Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1. Тема 11. Философия культуры




Тема 11. Философия культуры

1. Культура как предмет философского анализа и его основные направления. Цивилизация и культура. Аксиология и семиотика культуры.

2. Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.

3. Мораль, искусство, религия как формы духовного опыта человечества.

4. Философия и футурология: будущее цивилизации и культуры.

Темы для дискуссий и обсуждений

1. Раскройте смысл вашей оценки состояния современной культуры. Согласны ли вы с утверждением о ее кризисе? Что позитивного и негативного содержится в «массовой культуре»?

2. Как развивается культура: эволюционно или революционно? Применимо ли к историческому развитию культуры понятие прогресса?

3. Каковы перспективы цивилизационной динамики Беларуси? Дайте кратко-, средне- и долгосрочный прогноз.

Темы рефератов

1. Философия культурыXX в.: основные проблемы и решения.

2. Культурапостмодерна.

3. Феномен идеологии в современном обществе.

4. Утопия и утопическое мышление.

5. Социальная мифология как феномен культуры.

6. Эволюция нравственного идеала в истории общества.

7. Искусство и религия.

8. Проблема кризиса искусства в современном обществе.

9. Религия как форма духовности: специфика религиозно-мистического опыта.

10. Христианство в истории культуры.

11. Феномен мировых религий.

12. Государство и церковь в современном мире: проблема взаимоотношений.

13. Особенности современной цивилизации и тенденции ее развития.

14. Цивилизационная динамика Беларуси: аналитико-прогностический подход.

Литература

1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001.

2. Самосознание культуры и искусства XX в. Западная Европа и США: Сборник / Отв. ред. и сост. Р.А. Гальцева. – М., 2000.

3. Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, 2000.

Основные положения темы

1. Выделяются следующие основные подходы к исследованию культуры: аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть мир ценностей, идеалов, смыслов, значимых для человека; деятельностный подход, рассматривающий культуру как способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизведения социокультурного опыта; семиотический подход, который основывается на понимании культуры как знаковой системы, имеющей символически-коммуникационную природу; структуралистский подход, рассматривающий культуру как совокупность социокультурных образцов, регулирующих человеческую жизнь; гуманитарный подход, который акцентирует внимание при исследовании культуры на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта и др. Долгое время в оригинальной философской литературе понятие «цивилизация» отождествлялось с понятием «культура». Этот подход был характерен для французских просветителей XVIII в. В конце ХIХ – начале ХХ в., как нам уже известно, формируется противопоставление понятий цивилизации и культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер). Сегодня проблемы цивилизационного и культурного развития общества занимают важное место в философских дискуссиях.

2. В духовной жизни общества важную роль играет общественное сознание. В общественном сознании отражается духовная история развития человеческого общества. Общественное сознание обладает определенной внутренней структурой, которая включает в себя различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеологию и общественную психологию) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, философию).

3. Мораль является одним из основных способов нормативной регуляции поведения человека в обществе; особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. О ней мы говорим тогда, когда используем категории добра и зла, совести и общественного мнения. Моральное сознание и отношения – предмет этики – философской науки о морали. Мораль – продукт истории, она имеет внутреннюю структуру: нормы поведения, моральные качества, нравственные принципы, высшие моральные ценности. Искусство – одна из важнейших форм общественного сознания, специфическая форма духовно-практического освоения мира. Видами искусства являются, например, живопись, музыка, театр, художественная литература и т.п. Если наука – это познание мира с помощью абстрактных понятий, то искусство – познание мира посредствам художественных образов. В них раскрываются наши представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, комическом и трагическом. Философией прекрасного и искусства является эстетика. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и действия человека, основанные на вере в существование сверхъестественного. Как форма духовного опыта человечества религия близка к философии. Идея Бога имеет фундаментальное значение во многих мировых религиях и связанных с ними исторических типах культуры. В структуре религии как сложного социального явления обычно выделяют религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации (институты).

4. Футурологией называется совокупность представлений о будущем человечества. Научное прогнозирование будущего опирается на познание законов природы, общества и человеческого мышления. Оно не является утопией. Футурологические прогнозы и философские исследования современного информационного общества близки друг другу в том смысле, что объектом их анализа является наука, информация, техника. Однако, если современные футурологические прогнозы иногда связаны с абсолютизацией достижений современной НТР, то философская рефлексия о будущем обычно более сдержанна. В ней обычно ставятся под сомнение идеи бездумного технократизма, сциентизма и т.п., а в исследованиях будущего акцентируется внимание на духовных параметрах человеческого бытия, целостных образах человека, общества и человечества.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ

1. Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. – М., 1995.

2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

3. Арон Р. Этапы социологической мысли. – М., 1993.

4. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. – М., 1982.

5. Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социально-экономические последствия. – М., 1994.

6. Белых Е.Л., Веркеенко Г.П. Социальная структура и социальные процессы в современном обществе. – М., 1993.

7. Берков В.Ф. Общая методология науки: Учебное пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001.

8. Берков В.Ф., Касперович Г.И., Щекин Н.С. Философия. Ч.III. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.

9. Бродель Ф. Время мира: материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. Т 3. – М., 1992.

10. Васильева Т.С. Сущность и смысл истории. – Пермь, 1996.

11. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч.2 / Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др. – М.: Политиздат, 1990.

12. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

13. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

14. Власть и право: из истории русской правовой мысли. – Л., 1991.

15. Власть. Очерки современной политической философии Запада. – М., 1989.

16. Гаджиев К.С. Политическая наука. – М., 1995.

17. Гараджа В.И. Религиоведение. – М., 1995.

18. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. – СПб., 1993.

19. Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.

20. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

21. Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1993.

22. Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. – Тверь, 1997.

23. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1969.

24. Гуннар Скирбек, Нилс Гилье. История философии. – М., 2002.

25. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. – М., 1993.

26. Духовная культура: идеи, история, реальность. – Казань, 1994.

27. Западноевропейская социология XIX - начала XX веков. – М., 1996.

28. Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокуль-турные традиции. – Мн., 1987.

29. Ивин А.А. Введение в философию истории. – М., 1997.

30. Ильин В.В. Панарин А.С. Философия политики. – М., 1996.

31. История и философия культуры. – М., 1996.

32. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюция стратегии. – М., 1995.

33. Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.

34. Конрад Н.И. Запад и Восток. – М., 1972.

35. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 1998.

36. Краткая история философии. – М., 1996.

37. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

38. Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1994.

39. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

40. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полное собрание сочинений. Т. 18.

41. Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.

42. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13.

43. Маркс К. Философия. Современность. – М., 1994.

44. Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1993.

45. Материалистическая диалектика как общая теория развития. – М., 1982.

46. Митрохин Л.Н. Философия религии. – М., 1993.

47. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М. 1997.

48. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. – М., 1994.

49. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. – Мн., 1997.

50. Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997.

51. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1990.

52. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – М., 1999.

53. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

54. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? – М., 1991.

55. Основы онтологии: Учебное пособие. – СПб., 1995.

56. Очерки философии социального действия. – Мн., 1994.

57. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. – М., 1965.

58. Подпорин И.Г., Новиков В.Т. Философия. Ч.IV. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.

59. Поздняков П.А. Философия государства и права. – М., 1992.

60. Понедельников А.В., Старостин А.М. Введение в политическую элитологию. – Ростов-на-Дону, 1998.

61. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

62. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М., 1996.

63. Религиозные традиции мира: В 2 т. – М., 1996.

64. Реснер Л.И. Историческое общество как единство формационного и цивилизационного начал // Цивилизация. Вып. 1. – М., 1992.

65. Розин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники // Вопросы философии. 1996. № 3.

66. Русская философия права: Антология. – СПб., 1997.

67. Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993.

68. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

69. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. – СПб., 1995.

70. Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. – М., 1990.

71. Смирнов А.Н. Фактор времени в жизни общества. – М., 1986.

72. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

73. Социокультурное пространство: структура и процессы. – М., 1996.

74. Социология конфликта. – М., 1996.

75. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.

76. Степин B.C., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.

77. Структура общества и массовое сознание. - М., 1994.

78. Таркан И.И. Философия. Ч.I и II. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.

79. Теория познания: В 4 т. Т. 4. Познание социальной реальности. – М., 1995.

80. Тойнби А. Постижение истории. – М., 2001.

81. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – М., 2002.

82. Тоталитаризм как исторический феномен. – М., 2001.

83. Тоффлер Э. Третья волна. – М., 2002.

84. Тоффлер Э. Шок будущего. – М., 2002.

85. Философия власти. – М., 1993.

86. Философия истории: Антология. – М., 1996.

87. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

88. Фрейд 3. Психология бессознательного. – М., 1990.

89. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992.

90. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

91. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1.

92. Харин Ю.А. Материалистическая диалектика и ее альтернативы: В 2-х ч. – Мн., 1991.

93. Чуешов В.И. Введение в современную философию. – Мн., 1998.

94. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М., 1993; Т. 2. – М., 1998.

95. Элиаде М. Космос и история. – М., 1997.

96. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.