Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение с помощью кругов Эйлера




Решение задач с помощью кругов Эйлера и с помощью графов

Решите на компьютере задачи 14-18 из «Заданий для самостоятельного выполнения».

 

 


 

Задача 1. В классе 36 человек. Ученики этого класса посещают матема­тический, физический и химический кружки, причем математи­ческий кружок посещают 18 человек, физический - 14, химиче­ский - 10. Кроме того, известно, что 2 человека посещают все три кружка, 8 человек - и математический и физический, 5 - и ма­тематический и химический, 3 - и физический и химический.

Сколько учеников класса не посещают никаких кружков?

 

Для решения такого типа задач очень удобным и наглядным является использование кругов Эйлера.

На рисунке самый большой круг изображает множествовсех учеников класса. Внутри этого круга расположены три пересекаю­щихся круга меньшего диаметра: эти круги изображают множества членов математического, физического и химического кружков и обозначены буквами М, Ф, X.

Пусть МФХ — множество ребят, каждый из которых посещает все 3 кружка. Дадим аналогичные имена и другим множествам:

МФ — множество занимающихся и в математическом, и в физи­ческом кружке (и, возможно, также в химическом), МФ ` Х — и в математическом, и в физическом, но не в химическом и т. д.

Впишем нужные имена множеств в области, изображенные на рисунке а):

       
   

 

 


Теперь обратимся к числовым данным (рис. б).

В область МФХ впишем число 2, так как все три кружка посещают 2 ученика. Далее известно, что ребят, посещающих и математический, и физический кружок, — 8. Значит, множество МФ состоит из 8 человек. Но это множество является объединением множеств МФХ и МФ ` Х, причем в МФХ входят 2 человека. Значит, на долю МФ ` Х остается 6 человек.

Теперь рассмотрим множество MX, состоящее из 5 человек. Оно также состоите из двух частей: на МФХ приходится 2 человека, значит, на М ` ФХ — 3.

Рассмотрим теперь множество М, в которое входят 18 учеников, Оно состоит из четырех частей. Количественный состав трех подмно­жеств мы уже нашли: это 2, 6 и 3. Значит, в четвертое подмножество, а именно в М ` Ф ` Х, входит 18 - (2 + 3 + 6) = 7 человек.

Аналогично определим количество учащихся в множествах ` МФХ, ` МФ ` Х, ` М ` ФХ.

Три пересекающихся круга образуют 7 непересекающихся об­ластей, изображающих непересекающиеся подмножества учени­ков, каждый из которых посещает хотя бы 1 кружок. Просумми­руем цифры в этих областях: 6+5+7+3+2+1+4= 28 человек посещает кружки.

Значит, 36 - 28 = 8 ребят не посещают никаких кружков.

Ответ: в классе 8 учеников, не посещающих кружки.

 

Задача 2. После зимних каникул классный руководитель спросил, кто из ребят ходил в театр, кино или цирк. Оказалось, что из 36 учеников класса двое не были ни в кино, ни в театре, ни в цирке. В кино побывало 25 человек, в театре - 11, в цирке - 17; и в кино, и в театре - 6; и в кино, и в цирке - 10; и в театре, и в цирке - 4.

Сколько человек побывало и в кино, и в театре, и в цирке?

Решите с помощью кругов Эйлера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.