Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика Айзенка – определение типа темперамента




Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться:

· при формировании классных коллективов;

· при знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими в класс или группу подростками;

· в деятельности работников «службы занятости» и отделов кадров при приеме на работу подростков;

· в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек—человек»);

· в профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и социального сотрудничества;

· в спортивной практике при подборе команд;

в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик—учитель» и «ученик—класс».

Введение: Айзенк выделял в структуре личности следующие факторы:

 

1. Экстраверсия — интроверсия.

Характеризуя ти­пичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг зна­комств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он безза­ботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессив­ности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчи­вый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не до­веряет внезапным побуждениям, серьезно относится к

принятию решений, любит во всем порядок. Контроли­рует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Облада­ет пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

 

2. Нейротизм — эмоциональная устойчивость.

Характеризует эмоциональную устойчивость или не­устойчивость (эмоциональная стабильность или неста­бильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы.

Эмоцио­нальная устойчивость - черта, выражающая сохра­нение организованного поведения, ситуативной целе­направленности в обычных и "стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, от­сутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к бы­строй смене настроений (лабильности), чувстве винов­ности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмо­циональность, импульсивность; неровность в контак­тах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлитель­ность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стиму­лам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

 

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро - и экстраверсии усматривает­ся во врожденных свойствах центральной нервной си­стемы, которые обеспечивают уравновешенность про­цессов возбуждения и торможения. Таким образом, ис­пользуя данные обследования по шкалам экстра — интроверсии и нейротизма можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа:

сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы

характеризуется как сильный, уравновешенный, по­движный),

холерик (сильный, неуравновешенный, по­движный),

флегматик (сильный, уравновешенный, инертный),

меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

 

На координатной плоскости можно увидеть, как соотносят­ся типы темперамента со шкалами опросника.

 

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к но­вым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные пе­реживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, по­движная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьез­ных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вы­рабатываются поверхностность и непостоянство.

«Чистый» холерик — отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стре­мительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к само­контролю при эмоциональных обстоятельствах.

«Чистый» флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обла­дает медлительностью и спокойствием в действиях, ми­мике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рас­считав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отноше­ниях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Эко­номит - силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризо­ваться «положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, постоянство, основательность и т. д., в других — вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

«Чистый» меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчи­вость чувств при слабом их выражении. Ему трудно дол­го на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»). Ему свойственны сдер­жанность и приглушенность моторики и речи, застенчи­вость, робость, нерешительность. В нормальных услови­ях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных усло­виях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.