КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конструктивная функция конфликта поколений
Конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба, по мнению некоторых исследователей. Как уже выше упоминалось, психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном («Эдипов комплекс»), матерью и дочерью («комплекс Электры»). Юноша не просто соперничает с отцом, но отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства. Представители авангардизма усматривают в молодежной контркультуре единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего застойного, консервативного в обществе. Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъективные оценки юношей, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих различий и их причин. Каковы же причины обострения противоречий между поколениями? В 60-е годы наметились два полюса в оценке межпоколенных различий: «великий разрыв» и «ничего нового». Разговор пока шел в основном о конфликтах и их причинах в отношениях поколений, но исходным в данный момент является преемственность в развитии рода человеческого. Во-первых, молодые, хотят они этого или нет, всегда будут опираться на традиции и опыт прошлых поколений. Во-вторых, межпоколенные отношения всегда включают в себя встречные информационно-деятельные потоки как от родителей к детям, так и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная интерпретация культурного наследия старшего поколения приобретает большое значение. В-третьих, признавая значение обеих вышеназванных тенденций, нужно опасаться преувеличения темпов культурного обновления. Глубинные слои культуры, традиции, формы быта семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики. Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни «абсолютное обновление», ни «абсолютный разрыв» – и то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Отказ от наследства, неблагодарность, потребительское отношение детей к родителям, эгоцентризм, неспособность к диалогу – эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации. Обращения молодежи за помощью в критических ситуациях показывают стремление к самостоятельному решению проблем собственными силами. Но часто отношение к старшим носит чисто потребительский характер, что надолго прерывает коммуникацию между поколениями. Главной задачей в конфликте поколений является совместное приспособление стариков и молодежи к быстро изменяющимся условиям социальной жизни без жесткой иерархии, без насилия, при условии сохранения уважения друг к другу, обязательного утверждения авторитета и благодарности своим старым родителям, пожилым людям, при условии доверия и любви к растущему человеку. Общество оценивается по тому, как оно относится к старикам, детям и инвалидам, а также по тому, в каких формах происходит конфликтное столкновение между поколениями. Если общество идет по цивилизованному пути, то тогда оно вынуждено говорить о воспитании милосердия, создавать социальную систему поддержания стариков – пенсии, дома престарелых и т. д. Именно в конфликте поколений обнаруживаются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее разрушительные конфликты, порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные возможности взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации вместо обеспечения постепенной смены базовых ценностей можно получить или, более того, спровоцировать социальный кризис, основанный на вечном конфликте поколений. Научиться понимать другого и, прежде всего, старшее поколение – это важнейшая социальная проблема. Но трансляция нравственных образцов без понимания их сути и смысла – бессмысленное занятие. Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь, необходимо подчеркнуть важность таких факторов, как мера доверия молодежи старшему поколению и мера доверия старшего поколения молодежи. Отношение общества к старикам – показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние его пожилых членов. Конфликт поколений может быть рассмотрен как благо в случае осознания того, что именно в этом стихийном и вечном конфликте старшее и младшее поколение смогут обнаружить и осознать личностный уровень достигнутой культуры и степень цивилизованности общества. Внуки смогут увидеть, как достойно и с почестями уходят из жизни старики (их дедушки и бабушки) и как достойно и уважительно провожают их дети (родители внуков). Ибо это «живая передача знаний» из уст в уста, конструктивная функция конфликта поколений. Эту функцию не может взять на себя государство, так как только сами люди формируют и передают культурные образцы, сформированные в вечном конфликте отцов и детей. Конфликт поколений не должен пугать или настораживать мыслящего человека. Вечный конфликт поколений может быть рассмотрен конструктивно с точки зрения развития гуманных отношений до вершины любви, нравственности, заботы и ценности каждого возраста. В конфликте поколений нет смысла искать виновного, гораздо важнее формировать ОТВЕТСТВЕННОСТЬ каждого человека за свое будущее, за будущее своих детей и за будущее всего человечества. Библиографический список 1. Анцупов, А. Я., Прошанов, С. Л. Российская конфликтология: Аналитический обзор 607 диссертаций ХХ века [Текст] / А. Я. Анцупов, С. Л. Прошанов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 2. Анцупов, А. Я., Шипилов, А. И. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 3. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. – СПб.: «Питер», 2005. 4. Кон, И. С. Юность как социальная проблема [Текст] / И. С. Кон // Общество и молодежь / сост. В. Д. Кобецкий. – Изд-е 2-е. – М.: Молодая гвардия, 1973. 5. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) [Текст] / под ред. Е. И. Степанова. – М., 2000. 6. Курбатов, В. И. Конфликтология [Текст] / В. И. Курбатов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. 7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – М., «Русский язык», 1978. 8. Омельченко, Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры [Текст] / Е. Л. Омельченко. – М., 2000. 9. Морган, Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации [Текст] / Л. Г. Морган. – Л.,1933. 10. Рожнов, О. А. Управление молодежной политикой в современной России [Текст] / О. А. Рожнов. – М., 2006. 11. Семенов, Ю. И. Философия истории [Текст] / Ю. И. Рожнов. – М., 2003. 12. Философия ХIХ века. Персоналии [Текст]: учебное пособие / под ред. Б.Г. Соколова. – Часть 1. – СПб.: Изд-во ФО СПб, 2007. 13. Режим доступа: www.ethology.ru 14. Режим доступа: http//laculture.ru/main/novatorstvo-i-preemstvennost/ 15. Режим доступа: http//subculture.narod.ru/…/symbolism/intro1_1.htm 16. Режим доступа: http://www.klubok.net/artikle2060.html 17. Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/psychology/00156481_0/html Глава 6. Внутриличностный конфликт как основная форма протекания конфликтов в духовной сфере 6.1 Теории внутриличностных конфликтов в современной психологии. 6.1.1 Проблема внутриличностных конфликтов во взглядах Зигмунда Фрейда. 6.1.2 Индивидуальная теория Альфреда Адлера. 6.1.3 Аналитическая теория К.Г. Юнга. 6.1.4 Эго – теория личности Эрика Эриксона. 6.1.5 Гуманистическая теория Эриха Фромма. 6.1.6 «Теория поля» К. Левина. 6.2 Классификация внутриличностных конфликтов в современной конфликтологии. «Люди, носящие в себе задатки внутреннего конфликта, являются наиболее творческими натурами» (Э. Кречмер). «Предельная целостность личности не только невозможна, но и нежелательна. Цель – не абсолютная гармония и не застой, к которому могло бы привести устранение конфликтов, а творческое превращение деструктивных конфликтов в конструктивные» (Р. Мэй). Активная духовная деятельность личности во многом связана с различными конфликтами: межгрупповыми, межличностными, внутриличностными. Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разными. Противоречия, которые существуют в духовной сфере общества, всегда в той или иной степени касаются человека. Задача конфликтолога заключается не только в том, чтобы изучить и классифицировать конфликты, но и в том, чтобы найти оптимальные способы их разрешения. Внутриличностные конфликты, подробно описанные в работах по конфликтологии, наиболее конструктивно разрешаются в творческой деятельности. Внутриличностный конфликт – явление сложное, трудно поддающееся исследованию и классификации. Проблема внутриличностного конфликта активно разрабатывается в западной психологии, достаточно часто к ней обращаются различные психотерапевтические техники. В зарубежных исследованиях внутриличностный конфликт рассматривается, исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |