Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистическая теория потребностей




Стадии психосоциального развития

Стадия Возраст Содержание кризиса Позитивное разрешение
орально-сенсорная 0–1 год новорожденность Доверие – недоверие Доверие, надежда
мышечно-анальная 1–3 года раннее детство Автономия – стыд и сомнение Автономия, сила воли
локомоторно-генитальная 3–6 лет «возраст игры» Инициатива – чувство вины Инициатива, цель
латентная 6–12 лет младший школьный возраст Трудолюбие – неполноценность Трудолюбие, компетентность
подростковая 12–19 средний и старший школьный возраст Эго – идентичность – ролевое смешение Идентичность, верность
ранняя зрелость 20–25 ранняя зрелость Интимность – изоляция Интимность, близость, любовь
средняя зрелость 26–64 средняя зрелость Продуктивность – застой Забота, творчество
поздняя зрелость 65 – смерть поздняя зрелость Эго – интеграции – отчаяние Интеграция, мудрость

 

На каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит на новый этап своей жизни с проблемами и комплексами прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние противоречия.

6.1.5 Гуманистическая теория Эриха Фромма (1900–1980)

Теория Э. Фромма показывает, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключается в том, что структура характера связана с определенными социальными структурами. В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии».

В соответствии с этой концепцией причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомической природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти, ограниченности человеческой жизни, громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др. В частности, философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

Абрахама Маслоу (1908–1968)

Согласно А. Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей:

1) физиологические потребности;

2) потребность в безопасности;

3) потребность в любви;

4) потребность в уважении;

5) потребность в самоактуализации.

Самоактуализация – реализация потенций, способностей и талантов человека, то есть достижение возможности человека стать тем, кем он может быть. Но это не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является свершившейся, реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальными результатами лежит в основе внутриличностного конфликта.

6.1.7 «Теория поля» Курта Левина (1890–1947)

Большую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет теория К. Левина.

Классификация внутриличностных конфликтов К. Левина

Тип конфликта Причина Модель разрешения
Эквивалентный (приближение – приближение) Выбор двух или более объектов, в равной степени привлекательных и взаимоисключающих Компромисс
Витальный (избегание – избегание) Выбор между двумя в равной степени непривлекательными объектами Компромисс
Амбивалентный (приближение – избегание) Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательные и непривлекательные стороны Примирение

 

Описанные разновидности выделены не только в результате теоретического анализа, но и как итог рассмотрения практических противоречий личности.

В когнитивной психологии в качестве объяснения внутриличностного конфликта вводится понятие когнитивного диссонанса – негативного состояния в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний (когниций). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно-когнитивный диссонанс переживается как внутренний дискомфорт, поэтому личность стремится устранить его.

В теории психосинтеза внутриличностный конфликт рассматривается как острые противоречия внутри личности, снижающие цельность «Я» (Р. Ассаджиоли).

Таким образом, в большинстве теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляет категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты как способа преодоления конфликта.

Традиции отечественной психологии предполагают несколько иное видение проблемы, связанное с тем, как понималась личность в советской, а потом в российской психологии. Отечественная школа видит внутриличностный конфликт как столкновение двух сильных, но противоположно направленных тенденций (А. Р. Лурия), «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности» (В. Мерлин), столкновение двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей (Ф. Василюк) и др. Внутриличностный конфликт может проявляться в различных сферах:

когнитивной – как сомнение в собственных мотивах и принципах, осознание своего состояния как психологического тупика, снижение самооценки, противоречивость «образа Я»;

эмоциональной – как психоэмоциональное напряжение, значительные отрицательные переживания;

поведенческой – как снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения, снижение качества и эффективности деятельности;

Интегральныепоказатели внутриличностного конфликта – нарушение нормального механизма адаптации, усиление психологического стресса.

Внутриличностный конфликт может возникнуть под влиянием на личность окружающей среды, в том числе социальной, а также в результате сложившихся личностных и ситуативных условий. К личностным условиям можно отнести:

- сложный внутренний мир личности и актуализацию этой сложности;

- высокий уровень развития чувств и ценностей;

- сложно организованную и развитую когнитивную структуру, способности индивида к самоанализу и саморефлексии;

- сложную и развитую иерархию потребностей и мотивов.

Единая типология внутриличностных конфликтов была предложена А. И. Шипиловым на основе описания ценностно-мотивационной сферы личности.

Ценности – это как принятые личностью, так и навязанные обществом нормы, выступающие как эталоны должного («Я должен», «Мне надо»).

Мотивы – это отражение стремлений личности различного уровня: потребности, интересы, желания, влечения и т. п. («Я хочу»).

Самооценка – самоценность личности, оценка личностью своих возможностей, качеств, места среди других людей («Я могу», «Я не могу»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.