КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманистическая теория потребностей
Стадии психосоциального развития
На каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит на новый этап своей жизни с проблемами и комплексами прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние противоречия. 6.1.5 Гуманистическая теория Эриха Фромма (1900–1980) Теория Э. Фромма показывает, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключается в том, что структура характера связана с определенными социальными структурами. В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомической природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти, ограниченности человеческой жизни, громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др. В частности, философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти). Абрахама Маслоу (1908–1968) Согласно А. Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви; 4) потребность в уважении; 5) потребность в самоактуализации. Самоактуализация – реализация потенций, способностей и талантов человека, то есть достижение возможности человека стать тем, кем он может быть. Но это не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является свершившейся, реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальными результатами лежит в основе внутриличностного конфликта. 6.1.7 «Теория поля» Курта Левина (1890–1947) Большую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет теория К. Левина. Классификация внутриличностных конфликтов К. Левина
Описанные разновидности выделены не только в результате теоретического анализа, но и как итог рассмотрения практических противоречий личности. В когнитивной психологии в качестве объяснения внутриличностного конфликта вводится понятие когнитивного диссонанса – негативного состояния в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний (когниций). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно-когнитивный диссонанс переживается как внутренний дискомфорт, поэтому личность стремится устранить его. В теории психосинтеза внутриличностный конфликт рассматривается как острые противоречия внутри личности, снижающие цельность «Я» (Р. Ассаджиоли). Таким образом, в большинстве теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляет категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты как способа преодоления конфликта. Традиции отечественной психологии предполагают несколько иное видение проблемы, связанное с тем, как понималась личность в советской, а потом в российской психологии. Отечественная школа видит внутриличностный конфликт как столкновение двух сильных, но противоположно направленных тенденций (А. Р. Лурия), «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности» (В. Мерлин), столкновение двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей (Ф. Василюк) и др. Внутриличностный конфликт может проявляться в различных сферах: когнитивной – как сомнение в собственных мотивах и принципах, осознание своего состояния как психологического тупика, снижение самооценки, противоречивость «образа Я»; эмоциональной – как психоэмоциональное напряжение, значительные отрицательные переживания; поведенческой – как снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения, снижение качества и эффективности деятельности; Интегральныепоказатели внутриличностного конфликта – нарушение нормального механизма адаптации, усиление психологического стресса. Внутриличностный конфликт может возникнуть под влиянием на личность окружающей среды, в том числе социальной, а также в результате сложившихся личностных и ситуативных условий. К личностным условиям можно отнести: - сложный внутренний мир личности и актуализацию этой сложности; - высокий уровень развития чувств и ценностей; - сложно организованную и развитую когнитивную структуру, способности индивида к самоанализу и саморефлексии; - сложную и развитую иерархию потребностей и мотивов. Единая типология внутриличностных конфликтов была предложена А. И. Шипиловым на основе описания ценностно-мотивационной сферы личности. Ценности – это как принятые личностью, так и навязанные обществом нормы, выступающие как эталоны должного («Я должен», «Мне надо»). Мотивы – это отражение стремлений личности различного уровня: потребности, интересы, желания, влечения и т. п. («Я хочу»). Самооценка – самоценность личности, оценка личностью своих возможностей, качеств, места среди других людей («Я могу», «Я не могу»).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |