Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сублимация как способ разрешения конфликта




Исследование феномена сублимации напрямую связано с изучением креативных и деструктивных форм поведения человека. XX век с поразительной ясностью высветил две противоположные тенденции, характеризующие развитие человечества. С одной стороны, это усиление могущества человека, проявляющееся в стремительном научно-техническом прогрессе, росте культуры. С другой стороны, рост кризиса человечности, распространение деструктивных и самодеструктивных проявлений, поклонение бездуховности и животным инстинктам, что ставит под сомнение саму возможность существования человека как вида.

В связи с этим философия, социология, психология и другие науки не только откликаются на изменение социокультурной ситуации, но и проводят анализ позитивных и негативных форм человеческой деятельности, соответствующих данным тенденциям, так как существует настоятельная необходимость в том, чтобы раскрыть источники, механизмы и формы проявления конструктивной и деструктивной деятельности человека. Именно поэтому необходимо обратиться к психоанализу, традиционно исследующему глубинные и бессознательные слои человеческой психики и основы человеческого поведения. В психоаналитической парадигме художественное творчество человека объясняется именно понятием сублимации, введенным З. Фрейдом, которое до настоящего момента в различных вариациях и в различном толковании используется при объяснении природы человека, его креативности и способности к адаптации.

Термин «сублимация» происходит от латинских слов sublimare – возносить, sublime – возвышенное и sublimation – возгонка, которые дают полный спектр значений этого слова. Понятие «сублимация» используется в искусстве для обозначения возвышенных чувств, выражаемых в произведениях искусства, до использования этого понятия в алхимии, а ныне в прикладной химии, называя им процесс перевода вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое. Применительно к психоанализу термин сублимация используется З. Фрейдом для обозначения преобразований энергии сексуального влечения – либидо. Само слово либидо заимствовано З. Фрейдом у А. Молля и обозначает «количественную сторону энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом «любовь». Сексуальное влечение, подосновой которого является либидо, имеет свою цель и объект. З. Фрейд называл сексуальным объектом «лицо, обладающее сексуальной привлекательностью, а сексуальной целью – действие, к которому подталкивает влечение». Объектом мог быть не только человек, но и частичный объект (части тела и их символические замены) – реальный или фантастический. Если либидо вследствие тех или иных причин не достигает своего объекта и цели (удовлетворения), то человек испытывает психический конфликт от «вынужденного отказа». Психический конфликт в психоанализе считается основой человеческого существа, причем в различных смыслах: это конфликт между влечениями, между влечениями и защитой, между инстанциями психического аппарата и т. д. (1 Freud S. Massenpsychologie und Ich-Analyse. 1940–1952. G. W., XIII. S. 98. 2 Freud S. Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie. 1940–1952. G. W., V. S. 34). Психический конфликт является важным и обязательным условием возникновения невроза, но сам он не всегда и не обязательно приводит к неврозу. «Пластичность» частичных сексуальных влечений дает им возможность находить любой легко достижимый объект, меняя направление. И если влечения находят вместо сексуального объекта несексуальный, или «социальный» объект, то такое замещение можно назвать сублимацией. Впервые З. Фрейд дает описание сублимации в «Толковании сновидений» 1900 года (Фрейд З. Толкование сновидений. Киев, 1991. С. 314). Здесь о ней говорится как о феномене, когда бессознательные желания «налагают на все последующие стремления гнет, которому те должны подчиниться, однако последние могут стараться отклонить его и направить на более высокие цели». Из приведенного отрывка становится очевидно, что само понятие было еще не разработано, несмотря на то, что утверждается наличие феномена противоборства стремлений (то есть психического конфликта) и их отклонение от первоначальных объектов и целей.

Позже, в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905), Фрейд развивает определение понятия сублимации, акцентируя внимание на масштабности и интенсивности этого процесса. По его мнению, благодаря отклонению сексуальных сил влечения от сексуальных целей и направлению их на новые цели, освобождаются могучие компоненты для всех видов культурной деятельности. «Этот процесс получил название сублимации. Он протекает в развитии отдельного индивида, и его начало переносится в сексуальный латентный период детства. Несмотря на то, что при сублимации изменение влечения заключается главным образом в изменении его цели, это изменение обусловлено переменами и других составляющих влечения: подменой объекта, добавлением одного влечения к другому».

В статье «Цивилизованная сексуальная мораль и современные нервные заболевания» (1908) З. Фрейд уточняет предыдущие определения, говоря о том, что «сексуальное влечение обеспечивает культурный труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять цель, не ослабляя напора. Эта способность изменять первоначальную сексуальную цель на иную, несексуальную, но психологически ей близкую, и называется сублимацией» (Freud S. Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie. 1940–1952. G. W., V. S. 10. 14) 1.

Представленные дефиниции сублимации нельзя назвать развернутыми и разработанными, так как в них не показана причина, по которой громадный поток энергии, направленный на удовлетворение одного из мощнейших инстинктов, вдруг меняет свой вектор и направляется на социально одобряемую деятельность, которая зачастую не связана с получением удовольствия. Но почему энергия направляется только на культурный труд, а не на любой другой?

В работе «О клиническом психоанализе» (1909) З. Фрейд отчасти дает ответы на эти вопросы, называя сублимацию неким целесообразным мероприятием, с помощью которого можно привести конфликт и невроз к благоприятному концу и при котором «патогенное желание направляется само на высшую, не возбуждающую никаких сомнений цель» (Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М., 1991. С. 246. Там же. С. 272).

Сублимация также является более целесообразным процессом развития по сравнению с простым устранением инфантильных желаний. При сублимации «энергия инфантильных желаний не устраняется, а применяется для других высших, иногда несексуальных целей. Как раз компоненты сексуального чувства отличаются способностью к сублимации, то есть замены своей сексуальной цели другою, более отдаленною и более ценною в социальном отношении. Этим прибавкам энергии со стороны сексуального чувства к нашей душевной деятельности мы обязаны, по всей вероятности, нашими высшими культурными успехами» (Freud S. Die "kulturelle" Sexualmoral und die moderne Nervostaet. 1940–1952. G. W., VII. S. 150).

Приведенное определение сублимации уточняет, что для сублимации нужен психический конфликт, следствием которого может быть либо к неврозу, либо к сублимации. При этом З. Фрейд не дает описания условий, при которых конфликт может вылиться в сублимацию, а не в невроз. Помимо этого, З. Фрейд, говоря о том, что энергия направляется на высшие несексуальные цели, без объяснения дает понять, что высшие цели могут быть и сексуальными. При этом он не указывает, чем «высшая» сексуальная цель отличается от «низшей», если таковая вообще существует.

Дополнительные черты сублимации З. Фрейд дает в работе «К введению в нарциссизм» (1914): «Сублимация – это процесс, затрагивающий объектное либидо; суть этого процесса в том, что влечение устремляется к новой цели, далекой от непосредственного сексуального удовлетворения» (Freud S. Zur Einfuhrung des Narzissmus. 1940–1952. G. W., X. S. 161).

Через два года он пишет, что при сублимации либидо направляется от первоначальной цели к другой цели, генетически связанной с той, от которой отказалось, но самой по себе уже не сексуальной, а заслуживающей название социальной (Фрейд З. Введение в психоанализ (лекции). М, 1989. С. 220). Здесь неясным является, во-первых, то, каким образом проявляется генетическая связь первоначальной цели с социальной целью, и, во-вторых, означает ли «социальность» цели ее не только положительную, но и отрицательную оценку.

Сублимация, по Фрейду, не является панацеей, избавляющей человека от невроза, когда он не может удовлетворить свое половое влечение. «Количество неудовлетворенного либидо, которое в среднем могут перенести люди, ограничено. Пластичность или свободная подвижность либидо далеко не у всех сохраняется полностью, и сублимация может освободить всегда только определенную часть либидо, не говоря уже о том, что многие люди лишь в незначительной степени обладают способностью к сублимации. Самое важное среди этих ограничений – очевидно, ограничение подвижности либидо, так как оно делает зависимым удовлетворение индивида от очень незначительного числа целей и объектов».

Отсюда становится ясно, что количество целей, к которым направляется либидо после сублимации и десексуализации, должно быть ограничено. Исходя из этого известная часть вытесненных эротических стремлений имеет право на прямое удовлетворение и должна найти его в жизни. Культурные запросы делают жизнь слишком тяжелой для большинства людей, они способствуют отстранению от действительности и возникновению неврозов, причем возрастание вытеснения еще не означает больший выигрыш в культурном отношении. З. Фрейд говорит о том, что мы не должны возвышать себя до такой степени, чтобы не обращать никакого внимания на наши первоначальные природные инстинкты. «Пластичность сексуальных компонентов, которая выражается в их способности к сублимации, может привести к искушению возможно большего культурного эффекта интенсивной сублимацией. Но насколько мало мы можем рассчитывать при наших машинах перевести более чем одну часть теплоты в полезную механическую работу, также мало должны мы стремиться к тому, чтобы всю массу сексуальной энергии перевести на другие, чуждые ей цели». Таким образом, способность индивида к креативным действиям, очевидно, ставится З. Фрейдом в зависимость от способности к сублимации, а не от таланта. Дополнительно к дефинициям сублимации З. Фрейд практически не дает самого механизма сублимации, за исключением нескольких отдельных черт.

В «Лекциях по введению в психоанализ» он утверждает, что от фантазии к реальности есть обратный путь, это – искусство. В основе своей, считает З. Фрейд, художник является интровертированным человеком, которому недалеко до невроза. В нем теснятся сверхсильные влечения, он хотел бы получать почести, власть, богатство, славу и любовь женщин, но у него нет средств, чтобы добиться их удовлетворения (Фрейд З. Введение в психоанализ (лекции). М., 1989. С. 220–221. Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М., 1991. С. 272–273). А потому, как всякий неудовлетворенный человек, он отворачивается от действительности и переносит весь свой интерес, а также свое либидо на желанные образы своей фантазии, откуда мог бы открыться путь к неврозу. Истинный художник, по Фрейду, умеет так обработать свои грезы, что они теряют все слишком личное, отталкивающее постороннего и становятся доступными для наслаждения других. Он умеет также настолько смягчить их, что нелегко догадаться об их происхождении из запретных источников. Он обладает таинственной способностью придавать определенному материалу форму, пока тот не станет верным отображением его фантастического представления, и затем он умеет связать с этим изображением своей бессознательной фантазии получение такого большого наслаждения, что благодаря этому вытеснения, по крайней мере временно, преодолеваются и устраняются. Промежуточное царство фантазии существует со всеобщего согласия человечества, и всякий, испытывающий лишения, ждет от него облегчения и утешения, причем для нехудожника возможность получения наслаждения из источников фантазии ограничена. Неумолимость вытеснений вынуждает его довольствоваться скудными грезами, которые могут еще оставаться сознательными.

Подводя итог краткому рассмотрению позиции Фрейда относительно сублимации, следует заметить, что творчество у него является своего рода продолжением детских игр, в которых художник или поэт создают свой мир, к которому они относятся очень серьезно и увлеченно, в то же время, однако, резко отделяя его от действительности. При этом творит отнюдь не счастливый человек, а только неудовлетворенный, так как образ в душе писателя, поэта или художника возникает в присутствии сильных чувств, вызванных действием нерешенных внутренних конфликтов, которые ему необходимо разрешить. (Фрейд З. Введение в психоанализ (лекции). М., 1989. С. 240–242. Там же. С. 240–241).

Библиографический список

1. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука [Текст] / Г. С. Альтшуллер. – М., 1979.

2. Бруно, М. Е. Терапия творческим самовыражением [Текст] / М. Е. Бруно. – М.: «Медицина», 1989.

3. Голицын, Г. А., Петров, В. М. Информация, поведение, творчество [Текст] / Г. А. Голицын, В. М. Петров. – М.: «Наука», 1991.

4. Грановская, Р. М., Крижанская, Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов [Текст] / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижановская. – СПб.: «Эксклюзив», 1994.

5. Грановская, Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии [Текст] / Р. М. Грановская. – СПб.: «Речь», 2006.

6. Никольская, И. М., Грановская, Р. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб.: «Речь», 2001.

7. Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link/metod/met 124/node 3.html

8. Режим доступа: http://e-college.ru/xbooks/xbook058/dook/part-007/paqe/htm

9. Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=40063

10. Режим доступа:http://conflictologiy.narod.ru/uch/g15.htm

 

 

Глава 7. Конструктивное разрешение духовных конфликтов в творческой деятельности

«Предельная целостность личности не только невозможна, но и нежелательна. Цель – не абсолютная гармония и не застой, к которому могло бы привести устранение конфликтов, а творческое превращение деструктивных конфликтов в конструктивные» (Р. Мэй).

Конфликтология как наука возлагает большие надежды на то, что по мере развития и получения новых знаний будут возникать оптимальные способы профилактики и разрешения конфликтов. Но реалии современной жизни скорее опровергают первоначальные оптимистичные прогнозы конфликтологов. Их надежды на создание эффективных технологий разрешения конфликтов, которые спасут мир от разрушительных потрясений, не вполне оправдываются. Столь же негарантированными следует считать шансы на то, что грядущее столетие принесет нам более цивилизованные формы конфликтов, которые уже не будут иметь такого деструктивного характера. Специалисты-конфликтологи считают, что опасность, исходящая от этнических конфликтов, не меньше, чем угроза ядерной войны в прошлом. На процесс возникновения конфликтов начинают оказывать влияние такие факторы групповой идентичности, как гендерные, расовые, религиозные, этнические различия, социально-экономический статус, сексуальная ориентация, тип культуры, языка, национальности и др. [3, С. 293]. Недостаточные знания в этих областях не дают уверенности, что наука располагает технологиями, позволяющими распознавать и предупреждать конфликты в этих сферах.

Современная отечественная конфликтология ставит задачу прогнозирования и профилактики конфликтов. Однако прогнозирование возможных конфликтов требует высокого уровня развития конфликтологии, разработки описательных и объяснительных моделей конфликтов и соответствующих методик. Профилактика же конфликтов пока что сводится к общим рекомендациям по оптимизации функционирования организаций, поведению участников взаимодействия и т. д. Важную роль в профилактике и в разрешении духовных конфликтов играет формирование толерантного поведения. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т. п.). «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого». Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.Президентом России В. В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» – те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современном обществе.Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. Признание – это способность видеть в другом именно другого человека как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Активная духовная деятельность личности во многом связана с различными конфликтами: межгрупповыми, межличностными, внутриличностными. Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разными. Противоречия, которые существуют в духовной сфере общества, всегда в той или иной степени касаются человека. Задача конфликтолога заключается не только в том, чтобы изучить и классифицировать конфликты, но и в том, чтобы найти оптимальные способы их разрешения.

Библиографический список

1. Алексеев, О. А. Методологическое введение в основы управления конфликтами [Текст] / О. А. Алексеев // Ядкяр. – 2001.

2. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука [Текст] / Г. С. Альтшуллер. – М., 1979.

3. Бруно, М. Е. Терапия творческим самовыражением [Текст] / М. Е. Бруно. – М.: «Медицина», 1989.

4. Васильев, Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов [Текст] / Н. Н. Васильев. – СПб.: «Речь», 2002.

5. Голицын, Г. А., Петров, В. М. Информация, поведение, творчество [Текст] / Г. А. Голицын, В. М. Петров. – М.: «Наука», 1991.

6. Грановская, Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии [Текст] / Р. М. Грановская. – СПб.: «Речь», 2006.

7. Грановская, Р. М., Крижанская, Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов [Текст] / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижановская. – СПб.: «Эксклюзив», 1994.

8. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2005.

9. Леонов, Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения [Текст]: учебн. пособие / Н. И. Леонов. – СПб.: «Питер», 2005.

10. Никольская, И. М., Грановская, Р. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб.: «Речь», 2001.

11. Принципы ненасилия [Текст]. – М.: «Наука», 1991.

12. Светлов, В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент [Текст] / В. А. Светлов. – СПб.: «Питер», 2005.

13. Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия [Текст] // Тезисы докладов и выступлений на Втором Международном конгрессе конфликтологов. – СПб.: «Наука», 2004.

14. Хасан, Б. И., Сергоманов, П. А. Психология конфликта и переговоры [Текст]: учебное пособие / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.