Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Знание языка и культура речи




Прочитайте отрывок из книги Александра Александровича Волкова «Язык и мышление» и выскажите свое мнение о значении уровня владения языком и культуры речи для успешности процесса коммуникации.

 

 

Прогресс – поступательное развитие общества – возмо­жен только в том случае, если достигнутые знания не предают­ся забвению. Знания фиксируются в словах. Слово может иметь много значений, которые закономерно связаны между собою по смыслу и исторически. Слово становится хранителем накопленной и систематизированной информации о предмете мысли. Совокупность слов образует лексико-семантическую систему языка, которая представляет собой выработанную об­ществом в ходе его истории картину мира и человека. Человек не может ни мыслить, ни действовать в обществе, если он по­нимает слова иначе, чем остальные. Поэтому язык и передает­ся от поколения к поколению в своей цельности. Законы речи влияют и на наше повседневное поведение, и на содержание наших мыслей. Но целью общения является не речь сама по себе, а содержание мыслей. Поэтому навыки речи большинства людей автоматизированы: обычно мы об­ращаем внимание не на то, как мы говорим, а на то, о чем говорим. Но сложная мысль требует точного выражения, и, когда общение выходит за рамки обыденного, приходится задумываться о речи. Поэтому важно знать, как ее строить. Разумное и правильное слово всегда ценится высоко. Но оно становится особенно необходимым, когда от сказанного за­висят конкретные действия многих людей. Никакое знание немыслимо без языка, так как научиться чему бы то ни было можно только при помощи слова. Ог­ромный объем современных знаний требует от каждого со­лидной языковой подготовки. Чтобы объясняться в бытовой обстановке, нужно несколь­ко сотен слов. Чтобы читать газету и развлекательную литера­туру, необходимо знать их около четырех тысяч. Чтобы писать на общие, но достаточно сложные темы, требуется полтора десятка тысяч слов. В толковом словаре С.И. Ожегова – пятьдесят две тысячи общеупотребительных слов в основных значениях. Русский же литературный язык, представляющий собой систему систем бытового, художественного, делового, научного, технического, публицистического выражения, включает в свой состав, по крайней мере, несколько сотен ты­сяч слов. Мы не ошибемся, если скажем, что знать все слова такого языка, как русский, практически невозможно. Что же тогда подразумевается под знанием языка? Очевидно, человек, владеющий языком, должен быть в со­стоянии объясняться устно на бытовые, деловые, но также и общие философские, исторические, политические темы. Он должен излагать свои суждения ясно, отчетливо и последова­тельно. Он должен уметь произнести публичную речь на об­щую или профессиональную тему и быть понятым аудитори­ей. Он должен уметь написать письмо, в котором содержалось бы нечто большее, чем пожелания здоровья и успехов. Он должен уметь толково составить документ. Он должен уметь определенно, последовательно и доказательно отстаивать свои убеждения. Он должен быть подготовлен к изучению любой науки или искусства на родном языке. Наконец, он должен понимать искусство художественного слова, ибо только оно дает языковую интуицию. Всему этому научиться можно, но трудно. И трудность в том, что надо не просто уметь сказать, а точно знать, что сказать, кому, когда, при каких обстоятельст­вах, как, с какой целью и что из сказанного получится. Александр Александрович Волков

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Рождественский В.С.. Лекции по общему языкознанию.

2. Хроленко А.Т. Общее языкознание.

3. Лингвистический энциклопедический словарь.

4. Степанов Ю.С. Основы языкознания.

5. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений.

6. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации.

7. Макаров М.Л. Основы теории дискурса.

  1. Богин Г.И. Типология понимания текста.

9. Залевская А. А. Введение в психолингвистику.

10. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.