Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя картина болезни. Эффективность терапии соматических заболеваний во многом зависит от психического состояния больного




Эффективность терапии соматических заболеваний во многом зависит от психического состояния больного, его настроя, желания вылечиться.

Одно из решающих значений имеет так называемая «внутренняя картина болезни», сложившаяся у больного в ходе заболевания. Впервые понятие внутренней картины болезни ввел А.Р. Лурия.

Внутренняя картина болезни - отражение в психике человека, вольное или невольное, осознанноеили неосознанное, его физического состояния.

С точки зрения медицинской психологии одним из важнейших элементов в личностной структуре больного является его отноше­ние к болезни.

В концепции личности В.Н. Мясищева психологичес­кий анализ предполагает рассмотрение этого отношения с учетом трех компонентов: эмоционального, поведенческого и когнитив­ного.

Эмоциональный компонент отношения к болезни отражает весь спектр чувств, обусловленных нездоровьем, а также те эмоцио­нальные переживания, которые возникают в ситуациях, связан­ных с заболеванием.

Мотивационно-поведенческий компонент подразумевает выработ­ку определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью (принятие роли больного, активная борьба с болезнью, игнорирование заболевания, пессимистические уста­новки и др.), а также связанные с болезнью реакции, способ­ствующие адаптации или ведущие к дезадаптации.

Когнитивный компонент — это знание о болезни, понимание ее роли и влияния на жизненное функционирование, предпола­гаемый прогноз.

Сегодня во внутренней картине болезни (ВКБ) рассматривают четыре уровня:

непосредственно-чувственное отражение болезни — обусловленные заболеванием ощущения и состояния;

эмоциональный — эмоциональные реакции на вызванные болезнью ощущения и на последствия болезни в жизни человека;

интеллектуальный — знания о болезни и ее рациональная уценка;

мотивационный — возникновение новых мотивов и перестройки преморбидной — мотивационной структуры.

Внутренняя картина болезни зависит от ряда причин.

Стадия течения болезни:

1. начальная (в ВКБ преобладает чувственный компонент; возникает реакция стресса, запускаются механизмы адаптации);

2. разгар ( взаимодействие с болезнью; формируются когнитивные компоненты; некоторое привыкание к болезни; острые / подострые / хронические состояния);

3. исход (выздоровление или смерть; выздоровление - болезнь уходит, а ВКБ остается).

Возрастные особенности. Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести забо­левания, своеобразное распределение болезней по их социально-психологической значимости для пациентов.

Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в пси­хологическом отношении оказываются болезни, которые изме­няют внешний вид человека, делают его непривлекательным (например, кожные, аллергические заболевания), калечащие травмы (ожога) и операции. Лица зрелого возраста психологически более тяжело реагиру­ют на хронические и инвалидизирующие заболевания. Кроме того, для данно­го возрастного периода особо значимыми являются ряд болезней (например, геморрой). Это связано с переживаниями как изменится мнение окружающих, его социальный статус и авторитет, в случае если о болезни станет известно. Для пожилых людей наиболее значимыми являются заболевания, которые име­ют высокий летальный риск, ассоциирующиеся со смертью.

Профессиональный статус. Он определяет, насколько существен­но симптомы болезни влияют на исполнение субъектом профес­сиональных обязанностей. Значимой становится профессиональ­но обусловленная ценность того или иного органа. К примеру, оперный певец может психологически более тяжело восприни­мать ангину или бронхит, чем гастрит и язву желудка.

Особенности темперамента. С темпераментом связаны переносимость боли. Особенности восприятия боли у разных людей зависят от их «болевых порогов». В рамках классических типов темперамента более низкие болевые пороги отмечаются у холериков и меланхоликов по сравнению с сангвиниками и флегматиками. Экстраверты и интроверты по-разному реагируют на боль. Так, экстраверты воспринимают все уровни стимуляции (в том числе болевой) менее интенсивно, чем интроверты.

Особенности воспитания. Существуют две противоположные семейные тенденции воспитания субъективного отношения к болезням — «стоическая» и «ипохондрическая».

1. «Стоическая» традиция характеризуется тем, что в рамках этого стиля воспитания ребенок постоянно поощряется за пове­дение, направленное на самостоятельное преодоление недугов и плохого самочувствия. Его хвалят, когда он, игнорируя боль, про­должает заниматься тем, чем занимался до ее возникновения.

2. «Ипохондрическая» традиция противоположна первой и за­ключается в воспитании трепетного отношения к здоровью. При этом ребенок начинает при малейшем изменении самочувствия обращать соб­ственное внимание и внимание окружающих на болезненные проявления. Затем внимание воспитателей, учителей, а в дальнейшем — собственного супруга и прочих лиц) на болезненные проявления.

Семейные традиции определяют своеобразное ранжирование болезней по степени их тяжести. При этом к наиболее тяжелым могут относиться не «объективно» тяжелые заболевания, а те, от которых чаще всего умирали или которыми в основном болели члены семьи (влияние «семейного опыта»). В семье, где есть пре­цеденты длительной и устойчивой ремиссии после лечения онко­логического заболевания, подобная болезнь может оказаться пси­хологически менее тяжелой, чем в семье, не обладающей подоб­ным опытом.

Особенности личности. Выделяется не­сколько мировоззренческих установок в отношении происхожде­ния заболеваний.

Первая — болезнь может восприниматься:

- как кара;

- как испытание;

- как назидание другим;

- как расплата за грехи предков.

Второй группой мировоззренческих установок является пред­ставление о болезнях как о явлениях, вызванных наследственны­ми или средовыми причинами. В этом случае заболевание расце­нивается:

- как неизбежность;

- как стечение обстоятельств;

- как результат собственных ошибок.

Третья мировоззренческая платформа оценки механизмов происхождения заболеваний базируется на мистицизме:

- болезнь, вызванная завистью окружающих;

- болезнь вследствие чужой ревности.

К личностным особенностям, значимым для понимания механизмов психологического реагирования на заболевание, также относится антиципационная состоятельность — способность предвосхищать ход событий, предвидеть поведение окружающих и собственные реакции в процессе изменения ситуации. Она включает способность построения программы собственных действий в случае появления болезни, которая может изменить обычный жизненный стереотип, привести к инвалидности или смерти. В эту программу входит готовность к любому исходу болезни (плохому, нежелательному или хорошему, желательному). В отсутствие этой способности человек предвосхищает только один - желательный – исход. Реальный факт болезни может стать серьезной психологической травмой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.