Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика девиантного поведения




Классификация девиантного поведения

Классификация отклонений в развитии

Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка.

В настоящее время отсутствует единая классификация психического дизонтогенеза. Ряд наиболее популярных классификаций представлен в психолого-педагогической литературе - это классификации В.В. Ковалева; М.А. Власовой и М.С. Певзнер; В.В. Лебединского, О.Н. Усановой; В.Л. Лапшина и Б.П. Пузанова; Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, А.В. Семенович и др. (см. табл. 9).

Таблица 9

Классификации психического дизонтогенеза

 

Авторы Классификация
В.В. Ковалев, Г.Е.Сухарева, Г.К. Ушаков основные механизмы психического дизонтогенеза - ретардация и асинхрония Ретардация - запаздывание или приостановка психического развития: общая (тотальная - олигофрения) и частная (парциальная – задержка психического развития). Асинхрония - механизм искаженного, диспропорционального психического развития, обуславливающий отклонения своевременности развития тех или иных компонентов структуры личности и свойств психики ребенка, в целом типичных для данного возраста (формирующиеся расстройства личности; частично детская шизофрения)
М.А. Власова, М.С. Певзнер дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики); дети с задержкой психического развития; дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения); умственно отсталые дети (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идиотии); дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия).  
В.В. Лебединский Классифицирует отклонения в развитии, опираясь на исследование проблемы психического дизонтогенеза. Общее стойкое недоразвитие (олигофрения); задержанное развитие (задержка психического развития); поврежденное развитие (органическая деменция); дефицитарное развитие (нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата); искаженное развитие (ранний детский аутизм); дисгармоническое развитие (расстройства личности).
О.Н.Усанова Дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями (умственная отсталость); дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью (неврозы и психосоматические заболевания); дети с отклонениями в развитии на почве психических (эмоциональной, сенсорной, когнитивной) деприваций (госпитализм)
В.Л. Лапшин, Б.П. Пузанов К первой группе относятся дети с нарушениями слуха и зрения: - дети с недостатками слуха (глухие и слабослышащие) - дети с недостатками зрения (слепые и слабовидящие) Ко второй группе относятся умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития. К третьей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (устной и письменной) К четвертой группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата - дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). К пятой группе относятся дети со смешанным (сложным) дефектом, например, умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т.д. К шестой группе относятся дети с искаженным развитием – психопатией (стойкий дисгармонический склад личности), с патологией влечений.
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго Группа с недостаточным развитием: тотальное недоразвитие (умственная отсталость), задержанное развитие (ЗПР) и парциальная несформированность высших психических функций (специфические расстройства развития учебных навыков). Группа асинхронного развития - варианты дисгармонического развития (патохарактерологическое развитие личности); варианты искаженного развития (РДА). Группа с поврежденным развитием (локально поврежденное развитие, диффузно поврежденное развитие)
А.В. Семенович Синдромы несформированности: функциональная несформированность лобных отделов мозга; функциональная несформированность левой височной области; функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела); функциональная несформированность правого полушария Синдромы дефицитарности: функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга; функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром; атипия психического развития

 

Две последние классификации основаны на синдромальном подходе.

При всем многообразии этих нарушений каждое из таких явлений специфично, хотя многие понятия в определенном смысле «перекрывают» друг друга, т.е. выступают как синонимы.

Необходимо помнить, что отнесение к той или иной группе или тому или иному типу отклоняющегося развития представляет собой исключительно динамическую оценку.

Вопросы и задания

1. Базовые составляющие психического развития.

2. Дизонтогенез: параметры и виды.

3. Дайте характеристику детей с недостаточнымразвитием.

4. Дайте характеристику детей с асинхронным развитием.

5. Дайте характеристику детей с поврежденным развитием.

6. Подготовьте сообщение на тему «Основные направления психологической помощи при различных видах дизонтогенеза» (см. п. 3 - 5).

 

Литература

 

1. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991. -143 с.

2. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 208 с.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 332 с.

5. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с.

6. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. - СПб.: Питер, 2005. -304 с.

7. Усанова О.Н. Специальная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 400 с.


Тема 6. Психология девиантного поведения

Девиантное поведение определяется, как отклоняющееся поведение и всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения.

Девиантное поведение рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе необходимо различать позитивную и негативную девиацию.

Позитивная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как странное, необычное, но, в то же время, не вызывает неодобрения.

Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения. Таковы терроризм, вандализм, воровство, предательство.

В узком смысле под девиантным поведением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм.

Таким образом, девиантное поведение – это совершение отдельных поступков или системы поступков, противоречащих нормам социального поведения в том или ином обществе.

Девиантное поведение может быть непатологическим и патологическим. Непатологические девиации в основном обусловлены социально-психологическими девиациями личности (прежде всего, микросоциальной запущенностью) и являются проявлениями ситуационных характерологических реакций (протеста, отказа, имитации, эмансипации др.).

Группа патологических форм девиантного поведения у детей и подростков в клиническом плане связана в основном с патохарактерологическими реакциями, психогенными формированиями личности, проявлением психопатий в стадии их становления, а также с непроцессуальными (резидуально-органическими и соматогенными) психопатоподобными состояниями.

Важнейшими критериями отграничения патологических форм девиантного поведения от непатологических форм являются:

· наличие определенного патохарактерологического синдрома (например, синдрома повышенной аффективной возбудимости);

· проявление девиантного поведения за пределами основных для ребенка референтных групп;

· полиморфизм девиантного поведения, т.е. сочетание у одного и того же подростка девиантных поступков разного характера;

· сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического уровня – аффективными, соматовегетативными, двигательными;

· динамика девиантного поведения в направлении фиксации стереотипов нарушенного поведения, перехода их в аномалии характера и патологию влечений с тенденцией к патологической трансформации личности.

Девиантное поведение включает деструктивное, делинквентное, аддиктивное и суицидальное поведение.

Расстройства в идее деструктивного поведения характеризуются нарушением общепринятых в обществе норм, т.е. попрание прав других людей, нарушение сложившихся для данного возраста норм и правил поведения. Такие нарушения поведения более серьезны, чем просто ссоры и шалости детей и подростков. Эти расстройства поведения более неоднородны и включают и включают, в частности, нарушения поведения в форме непокорности и непослушания, а также в виде гиперактивности с дефицитом внимания.

Делинквентное поведение. Синдром патохарактерологической реакции у подростков, проявляющийся в совершении ими проступков или мелких правонарушений. Наиболее часто наблюдается при психопатиях и разнообразных личностных акцентуациях. Делинквентное поведение обычно начинается с прогуливания школьных занятий, приобщения к асоциальным группировкам сверстников. За этим следует мелкое хулиганство. Реже встречается мелкое мошенничество, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться мелкие домашние кражи денег. Все эти действия не носят характера серьезных преступлений, в несовершеннолетнем возрасте они не являются причиной для привлечения к уголовной ответственности.

Делинквентное поведение часто встречается при психопатиях неустойчивого, гипертимного, истероидного типа и ряда акцентуаций. Мотивы одних и тех же делинквентных поступков могут быть различными в зависимости от типа психопатии и акцентуации.

Аддиктивное поведение описывает злоупотребление изменяющимися психическое состояние веществами без формирования физической зависимости.

Суицидальное поведение. Это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. При истинном суицидальном поведении намерение покончить с собой не только обдуманно, но и нередко долго и постепенно вынашивается. Этот вид поведения чаще встречается при психотических расстройствах. При патохарактерологических реакциях истинное суицидальное поведение обычно бывает следствием длительной и тяжелой психической травматизации. Чаще встречается при сенситивной и циклоидной (в субдепрессивной фазе) акцентуациях. В подростковом возрасте суицидальное поведение следует, в основном, рассматривать как психологическую проблему.

К особой, крайней форме девиантного поведения, можно отнести так называемую аномию, что буквально означает беззаконие. Это своего рода массовая девиация, распущенность в обществе, всеобщий «беспредел». Аномия представляет собой такое состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает нормами общественной жизни.

Вопросы и задания

1. Характеристика девиантного поведения.

2. Клинико-физиологические основы девиантного поведения.

3. Социально-психологические факторы девиантного поведе­ния.

4. Аддиктивное поведение.

5. Деструктивное и суицидальное поведение.

6. Подготовьте сообщения на тему «Профилактика основных форм девиантного поведения».

 

Литература

1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. -352 с.

2. Голик А.Н. Введение в педагогическую психиатрию. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 104 с.

3. Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2006. -224 с.

4. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.

5. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 576 с.

 


Тема 7. Основы психологического воздействия в клинике

Под психологической помощью понимается предоставление че­ловеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или пси­хопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на человека с целью гармонизации его психической жизни, купирования психопатологической симптоматики, формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости. Психологическая помощь является практической реализацией терапевтических поисков клинического психолога на основе научного анализа психического статуса и индивидуально-психологических особенностей человека, типов его реагирова­ния на различные фрустрирующие события, в первую очередь болезни и конфликтные ситуации.

Выделяют три вида психологической помощи: пси­хологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию. Они представляют собой воздействие на различные стороны личности, имеют различные цели и способы и могут приме­няться как раздельно, так и в сочетании.

Основная цель психологического консультирования — формиро­вание личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, принципиальные и непринципиальные сто­роны человеческого существования, формирование иерархии ценностей.

Консультирование охватывает:

• диагностический процесс и способствует определению психи­ческой деятельности пациента и его индивидуально-психоло­гических особенностей, благоприятных и потенциально пато­генных в сложных жизненных ситуациях;

• процесс обучения пациента навыкам психологической защиты, аутотренинга и иным способам нормализации собственного эмоционального состояния.

Задача психологической коррекции — выработка и овладение навы­ками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья и психики деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. Психологическая кор­рекция базируется на консультировании и предполагает целена­правленное психологическое воздействие на клиента или пациен­та с целью приведения его психического состояния к норме в случае диагностики у него каких-либо характерологических де­виаций, или личностных девиаций, или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. Психокоррек­ция в клинической психологии направлена на активное внешнее вмешательство в формирование адекватного психического со­стояния человека, его активности и душевного комфорта, гармо­низации его отношений с социальным окружением.

Психотерапия ставит своей задачей купирование психопатологической симптоматики, посредством чего осуществляется внутренняя и внешняя гармони­зация личности человека. Психотерапия является видом актив­ного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болез­ни. Помимо купирования болезненных клинических проявлений, психотерапия предполагает также и коррекцию индивиду­ально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматиче­ских) расстройств и заболеваний с помощью специальных спо­собов психотерапевтического воздействия.

При широком толкований термина "психотерапия" под данным видом психологического воздействия подразумевают все виды направленного психологического воздействия на индивида (кон­сультирование, коррекцию и терапию).

Оказание эффективной психологической помощи невозможно без объединения перечисленных выше видов психологического воздействия.

Дифференциальная характеристика различных видовпсихологической помощипо таким па­раметрам, как цель, объект, предмет, способ воздействия и по­зиция пациента (клиента), представлены в таблице 10.

Таблица 10

Дифференциальная характеристика

различных видовпсихологической помощи

 

 

Параметры Психологическое консультирование Психокоррекция Психотерапия
Объект воздействия Клиент, пациент Клиент, пациент Пациент
Предмет Индивидуально-психологические особенности Проблемы характе­рологической де­виации и личност­ных аномалий Психопатологические сим­птомы и синдромы, харак­терологические девиации и личностные аномалии
Способ Информирование, обучение Тренинг Активное воздействие (те­рапия) различными спосо­бами
Позиция клиен­та Активная; ответст­венен за результат Пассивная; не от­ветственен за ре­зультат Пассивная; не ответственен за результат
Цель воздейст­вия Формирование личностной пози­ции Формирование на­выков психологиче­ской компенсации Купирование психопатоло­гической соматики

Консультирование в большей степени ориентируется на психологическое воздействие в узком понимании этого терми­на, т. к. учитывает цели клиента (пациента), его индивидуаль­но-психологические особенности и личностные ценности. Вследствие этого в процессе консультирования с помощью специальных методов воздействия осуществляется нормализа­ция психического состояния индивида и расширение пред­ставлений о себе, ситуациях, вариантах преодоления жизнен­ных сложностей и внутриличностных конфликтов и приобре­тения навыков психологической защиты и компенсации.

Психокоррекция в большей степени ориентируется на процессы манипулирования, управления и формирования, что связано с неспособностью человека самостоятельно (даже при приобре­тении знаний и навыков саморегуляции) изменять параметры своей психической деятельности в силу аномалий или дефек­тов психики.

В рамках психотерапии используется каждый из перечисленных выше способов оказания психологической помощи в зависи­мости от структуры психической проблемы индивида, его ин­дивидуально-психологических особенностей и теоретических воззрений психотерапевта.

Психотерапия относится к сфере деятельности медицинского работника (психиатра по профессии) в силу того, что, с одной стороны, он ориентируется на симптомы и синдромы (т. е. болезненные проявления психической дея­тельности); а с другой — в связи с возможностью развития неблагоприятных последствий при оказании психологической помощи.

Перечисленных особенностей в различной степени лишены иные виды психологического воздействия — психоло­гические консультирование и коррекция, которые либо полностью, либо частично исключают возможность развития негатив­ных последствий для соматического или психического здоровья.

Однако психокоррекция занимает промежуточное положение между психотерапией и консультированием, по­скольку косвенно может влиять на физическое состояние че­ловека и провоцировать ухудшение здоровья. Следовательно, при проведении некоторых психокоррекционных мероприятий целесообразен медицинский или психотерапевтический кон­троль.

Вопросы и задания

1.Понятие психологического воздействия.

2. Виды психологического воздействия.

3.Характеристика психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.

4. Подготовьте сообщение по одному из видов психологического воз­действия.

 

Литература

 

1. Детская практическая психология. / Под ред. проф. Т.Д. Марцинсковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.

2. Зозуля Т.В. Основы социальной и клинической психиатрии. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 224 с.

3. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. – СПб.: Питер, 2002. -1312 с.

4. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2002. -960 с.


Тема 8. Организационные аспекты деятельности клинического психолога




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.