КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика девиантного поведения
Классификация девиантного поведения Классификация отклонений в развитии Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время отсутствует единая классификация психического дизонтогенеза. Ряд наиболее популярных классификаций представлен в психолого-педагогической литературе - это классификации В.В. Ковалева; М.А. Власовой и М.С. Певзнер; В.В. Лебединского, О.Н. Усановой; В.Л. Лапшина и Б.П. Пузанова; Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, А.В. Семенович и др. (см. табл. 9). Таблица 9 Классификации психического дизонтогенеза
Две последние классификации основаны на синдромальном подходе. При всем многообразии этих нарушений каждое из таких явлений специфично, хотя многие понятия в определенном смысле «перекрывают» друг друга, т.е. выступают как синонимы. Необходимо помнить, что отнесение к той или иной группе или тому или иному типу отклоняющегося развития представляет собой исключительно динамическую оценку. Вопросы и задания 1. Базовые составляющие психического развития. 2. Дизонтогенез: параметры и виды. 3. Дайте характеристику детей с недостаточнымразвитием. 4. Дайте характеристику детей с асинхронным развитием. 5. Дайте характеристику детей с поврежденным развитием. 6. Подготовьте сообщение на тему «Основные направления психологической помощи при различных видах дизонтогенеза» (см. п. 3 - 5).
Литература
1. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991. -143 с. 2. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с. 3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 208 с. 4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 332 с. 5. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 312 с. 6. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. - СПб.: Питер, 2005. -304 с. 7. Усанова О.Н. Специальная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 400 с. Тема 6. Психология девиантного поведения Девиантное поведение определяется, как отклоняющееся поведение и всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения. Девиантное поведение рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе необходимо различать позитивную и негативную девиацию. Позитивная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как странное, необычное, но, в то же время, не вызывает неодобрения. Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения. Таковы терроризм, вандализм, воровство, предательство. В узком смысле под девиантным поведением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм. Таким образом, девиантное поведение – это совершение отдельных поступков или системы поступков, противоречащих нормам социального поведения в том или ином обществе. Девиантное поведение может быть непатологическим и патологическим. Непатологические девиации в основном обусловлены социально-психологическими девиациями личности (прежде всего, микросоциальной запущенностью) и являются проявлениями ситуационных характерологических реакций (протеста, отказа, имитации, эмансипации др.). Группа патологических форм девиантного поведения у детей и подростков в клиническом плане связана в основном с патохарактерологическими реакциями, психогенными формированиями личности, проявлением психопатий в стадии их становления, а также с непроцессуальными (резидуально-органическими и соматогенными) психопатоподобными состояниями. Важнейшими критериями отграничения патологических форм девиантного поведения от непатологических форм являются: · наличие определенного патохарактерологического синдрома (например, синдрома повышенной аффективной возбудимости); · проявление девиантного поведения за пределами основных для ребенка референтных групп; · полиморфизм девиантного поведения, т.е. сочетание у одного и того же подростка девиантных поступков разного характера; · сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического уровня – аффективными, соматовегетативными, двигательными; · динамика девиантного поведения в направлении фиксации стереотипов нарушенного поведения, перехода их в аномалии характера и патологию влечений с тенденцией к патологической трансформации личности. Девиантное поведение включает деструктивное, делинквентное, аддиктивное и суицидальное поведение. Расстройства в идее деструктивного поведения характеризуются нарушением общепринятых в обществе норм, т.е. попрание прав других людей, нарушение сложившихся для данного возраста норм и правил поведения. Такие нарушения поведения более серьезны, чем просто ссоры и шалости детей и подростков. Эти расстройства поведения более неоднородны и включают и включают, в частности, нарушения поведения в форме непокорности и непослушания, а также в виде гиперактивности с дефицитом внимания. Делинквентное поведение. Синдром патохарактерологической реакции у подростков, проявляющийся в совершении ими проступков или мелких правонарушений. Наиболее часто наблюдается при психопатиях и разнообразных личностных акцентуациях. Делинквентное поведение обычно начинается с прогуливания школьных занятий, приобщения к асоциальным группировкам сверстников. За этим следует мелкое хулиганство. Реже встречается мелкое мошенничество, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться мелкие домашние кражи денег. Все эти действия не носят характера серьезных преступлений, в несовершеннолетнем возрасте они не являются причиной для привлечения к уголовной ответственности. Делинквентное поведение часто встречается при психопатиях неустойчивого, гипертимного, истероидного типа и ряда акцентуаций. Мотивы одних и тех же делинквентных поступков могут быть различными в зависимости от типа психопатии и акцентуации. Аддиктивное поведение описывает злоупотребление изменяющимися психическое состояние веществами без формирования физической зависимости. Суицидальное поведение. Это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. При истинном суицидальном поведении намерение покончить с собой не только обдуманно, но и нередко долго и постепенно вынашивается. Этот вид поведения чаще встречается при психотических расстройствах. При патохарактерологических реакциях истинное суицидальное поведение обычно бывает следствием длительной и тяжелой психической травматизации. Чаще встречается при сенситивной и циклоидной (в субдепрессивной фазе) акцентуациях. В подростковом возрасте суицидальное поведение следует, в основном, рассматривать как психологическую проблему. К особой, крайней форме девиантного поведения, можно отнести так называемую аномию, что буквально означает беззаконие. Это своего рода массовая девиация, распущенность в обществе, всеобщий «беспредел». Аномия представляет собой такое состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает нормами общественной жизни. Вопросы и задания 1. Характеристика девиантного поведения. 2. Клинико-физиологические основы девиантного поведения. 3. Социально-психологические факторы девиантного поведения. 4. Аддиктивное поведение. 5. Деструктивное и суицидальное поведение. 6. Подготовьте сообщения на тему «Профилактика основных форм девиантного поведения».
Литература 1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. -352 с. 2. Голик А.Н. Введение в педагогическую психиатрию. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 104 с. 3. Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2006. -224 с. 4. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. 5. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 576 с.
Тема 7. Основы психологического воздействия в клинике Под психологической помощью понимается предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на человека с целью гармонизации его психической жизни, купирования психопатологической симптоматики, формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости. Психологическая помощь является практической реализацией терапевтических поисков клинического психолога на основе научного анализа психического статуса и индивидуально-психологических особенностей человека, типов его реагирования на различные фрустрирующие события, в первую очередь болезни и конфликтные ситуации. Выделяют три вида психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию. Они представляют собой воздействие на различные стороны личности, имеют различные цели и способы и могут применяться как раздельно, так и в сочетании. Основная цель психологического консультирования — формирование личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей. Консультирование охватывает: • диагностический процесс и способствует определению психической деятельности пациента и его индивидуально-психологических особенностей, благоприятных и потенциально патогенных в сложных жизненных ситуациях; • процесс обучения пациента навыкам психологической защиты, аутотренинга и иным способам нормализации собственного эмоционального состояния. Задача психологической коррекции — выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья и психики деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случае диагностики у него каких-либо характерологических девиаций, или личностных девиаций, или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. Психокоррекция в клинической психологии направлена на активное внешнее вмешательство в формирование адекватного психического состояния человека, его активности и душевного комфорта, гармонизации его отношений с социальным окружением. Психотерапия ставит своей задачей купирование психопатологической симптоматики, посредством чего осуществляется внутренняя и внешняя гармонизация личности человека. Психотерапия является видом активного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Помимо купирования болезненных клинических проявлений, психотерапия предполагает также и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия. При широком толкований термина "психотерапия" под данным видом психологического воздействия подразумевают все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию). Оказание эффективной психологической помощи невозможно без объединения перечисленных выше видов психологического воздействия. Дифференциальная характеристика различных видовпсихологической помощипо таким параметрам, как цель, объект, предмет, способ воздействия и позиция пациента (клиента), представлены в таблице 10. Таблица 10 Дифференциальная характеристика различных видовпсихологической помощи
Консультирование в большей степени ориентируется на психологическое воздействие в узком понимании этого термина, т. к. учитывает цели клиента (пациента), его индивидуально-психологические особенности и личностные ценности. Вследствие этого в процессе консультирования с помощью специальных методов воздействия осуществляется нормализация психического состояния индивида и расширение представлений о себе, ситуациях, вариантах преодоления жизненных сложностей и внутриличностных конфликтов и приобретения навыков психологической защиты и компенсации. Психокоррекция в большей степени ориентируется на процессы манипулирования, управления и формирования, что связано с неспособностью человека самостоятельно (даже при приобретении знаний и навыков саморегуляции) изменять параметры своей психической деятельности в силу аномалий или дефектов психики. В рамках психотерапии используется каждый из перечисленных выше способов оказания психологической помощи в зависимости от структуры психической проблемы индивида, его индивидуально-психологических особенностей и теоретических воззрений психотерапевта. Психотерапия относится к сфере деятельности медицинского работника (психиатра по профессии) в силу того, что, с одной стороны, он ориентируется на симптомы и синдромы (т. е. болезненные проявления психической деятельности); а с другой — в связи с возможностью развития неблагоприятных последствий при оказании психологической помощи. Перечисленных особенностей в различной степени лишены иные виды психологического воздействия — психологические консультирование и коррекция, которые либо полностью, либо частично исключают возможность развития негативных последствий для соматического или психического здоровья. Однако психокоррекция занимает промежуточное положение между психотерапией и консультированием, поскольку косвенно может влиять на физическое состояние человека и провоцировать ухудшение здоровья. Следовательно, при проведении некоторых психокоррекционных мероприятий целесообразен медицинский или психотерапевтический контроль. Вопросы и задания 1.Понятие психологического воздействия. 2. Виды психологического воздействия. 3.Характеристика психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии. 4. Подготовьте сообщение по одному из видов психологического воздействия.
Литература
1. Детская практическая психология. / Под ред. проф. Т.Д. Марцинсковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с. 2. Зозуля Т.В. Основы социальной и клинической психиатрии. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 224 с. 3. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. – СПб.: Питер, 2002. -1312 с. 4. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2002. -960 с. Тема 8. Организационные аспекты деятельности клинического психолога
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |