Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные ресурсы КИС




2.1. Источники информации в КИС

 

Информация, возникающая при подготовке и в процессе производственно-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования и использующаяся для управления этой деятельностью, расценивается как экономическая. Экономическая информация рассматривается в трех аспектах: прагматическом, семантическом и синтаксическом.

Прагматический аспект связан с рассмотрением ценности, полезности использования экономической информации для принятия управленческих решений.

Семантический аспект имеет в виду изучение смыслового содержания информации.

Синтаксический аспект позволяет устанавливать параметры информационных потоков, рассматривает формы представления информации независимо от содержания.

Основными источниками поставляемой в КИС информации являются:

1. Оперативные данные по экономической, финансовой, административно-хозяйственной и управленческой деятельности субъекта хозяйствования.

2. Нормативно-справочная, плановая, статистическая и правовая документация.

3. Данные о внешних связях субъекта хозяйствования.

4. Исходные и промежуточные данные всех прикладных программ и приложений, используемых в контурах КИС.

5. Физические и юридические лица, осуществляющие ввод информации в КИС на всем протяжении ее жизненного цикла.

2.2. Информационные модели объекта управления

Модель – это объект-заменитель (некоторое упрощённое подобие реального объекта), который в определённых условиях может заменять объект-оригинал [4].

Создание моделей осуществляется с целью отражения и изучения, наиболее интересующих свойств и характеристик объекта-оригинала, в интересах принятия управленческих решений.

Модели принято различать по видам:

материальные модели (физическая модель самолета, автомобиля, манекен человека и др.),

информационные модели (отражают знания человека об исследуемом объекте или процессе).

Для информационных систем наиболее характерными являются информационные модели, которые, в свою очередь, подразделяются на:

статистические модели (описывают состояние объекта или процесса в фиксированный момент времени),

динамические модели (описывают поведение объекта или процесса на некотором непрерывном отрезке времени).

Информационные модели обеспечивают представление объектов и процессов в образной, знаковой форме, а также в форме таблиц, графиков, блок-схем и т.д.[4].

Образные информационные модели являют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на материальном носителе информации (рисунки, фотографии, видео и др.).

Знаковые информационные модели создаются с использованием различных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста (например, программы на языке программирования) или математической формулы. Иногда при построении знаковых информационных моделей используются одновременно несколько различных языков. Примерами таких моделей могут служить чертежи, электрические и логические схемы, географические карты, блок-схемы алгоритмов, графики и диаграммы и др. Во всех этих моделях используются одновременно как язык графических элементов, так символьный язык.

Табличная форма информационных моделей применяется для описания объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств

В настоящее время информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий.

Модели, описывающие информационные процессы управления в сложных системах, называются информационными моделями процессов управления.

 

2.3. Информационные массивы и потоки

В интересах упорядочения и упрощения организации информационных процессов документированная информация может объединяться в информационные массивы, потоки и информационные базы.

Информационный массив – это совокупность наборов данных (документов) одинаковой формы представления либо наборов данных, относящихся к одной задаче.

Различают следующие виды массивов [4]:

Постоянные массивы – содержат нормативно-справочную информацию длительного хранения и многократного использования.

Переменные массивы – содержат информацию, отражающую текущее состояние объекта управления.

Основные массивы – содержат информацию, использующуюся для решения конкретных задач управления.

Вспомогательные массивы – аккумулируют в себе трансформированные данные основных массивов в целях обеспечения более рационального процесса решения задачи,

Промежуточные массивы – содержат промежуточные данные расчетов, полученных при решении задачи и используемые в качестве исходных данных при решении последующих задач,

Входные и выходные массивы – определяют характер их отношения к рассматриваемым информационным процессам обработки данных: вводу и выводу,

Текущие (рабочие) массивы – содержат информацию о состоянии управляемого объекта или процесса на данный момент времени.

Информационный поток – это динамически изменяющаяся совокупность информационных массивов, относящихся к определенному направлению управленческой деятельности.

 

 

2.4. Информационное обеспечение КИС

 

Информационное обеспечение КИС – это совокупность информационных потоков, циркулирующих в корпорации, а также документированной информации и информации, содержащейся в корпоративной базе данных и знаний.

Информационные потоки отражают маршруты движения информации, ее объемы, источники первичной информации и направления использования переработанной информации.

Информационного обеспечения КИС основывается на единой системе классификации, кодирования информации и унифицированных системах документации.

Системы классификации определяют, к какому уровню относится документ к общегосударственному, отраслевому или региональному уровню.

При кодировании информации каждому виду документа присваивают специальную группу символов по определенным принципам кодирования. Например, общегосударственный классификатор содержит три блока символов: код регистрационного номера, код наименования и код ведомственной, территориальной или отраслевой принадлежности корпорации. Символьное кодирование облегчает поиск, выборку, сортировку информации, позволяет определить место исполнения документа и облегчает передачу сообщений по каналам связи.

Унифицированные системы документации создаются с целью обеспечения сопоставимости различных сфер общественной деятельности.

Информационное обеспечение используется в КИС для своевременного формирования и выдачи достоверной информации необходимой для принятия управленческих решений внутри корпорации.

Информационное обеспечение КИС организуется по принципу обеспечения работы всех программных модулей системы в едином информационном пространстве с предоставлением возможности локальной работы отдельных подсистем, групп пользователей и рабочих мест.

При технической реализации информационное обеспечение КИС организуется по принципу блочно-модульного построения, в основе которого находятся информационные блоки или информационные контуры.

Фактически блоки (контуры) и определяют перечень и содержание информационных потоков корпоративной информационной системы. Основными блоками информационного обеспечения КИС производственной сферы являются [3]:

 

1. Блок стратегического и текущего планирования бизнеса.

В соответствии с функциональным назначением, в его состав включается:

Маркетинг. Позиционирование товара, сегментация рынка, мониторинг конкурентной среды, формирование каналов сбыта, ценообразование, прогнозирование и анализ сбыта, продвижение товара.

Технико-экономическое планирование. Ведение производственных планов предприятия верхнего уровня, ведение сводных норм расхода производственных ресурсов на единицу изделия, объемный расчет потребностей предприятия в материальных и трудовых ресурсах, составление смет затрат, ценообразование.

Договоры и взаиморасчеты. Ведение, учет и оценка выполнения договоров; контроль взаиморасчетов по договорам, этапам договоров; учет авансовых платежей, взаимозачетов и штрафных санкций; анализ дебиторской и кредиторской задолженности; связь документов на отгрузку с документами на оплату.

Финансовый менеджмент. Разработка и анализ исполнения финансовых бюджетов; календарь платежей и его исполнение; финансовый анализ устойчивости и платежеспособности предприятия, ликвидность баланса. Формирование портфеля заказов на поставку продукции и услуг; учет отгрузки продукции и выполнения услуг; складской учет продукции и товаров; резервирование товаров; розничная торговля; связь с кассовыми аппаратами.

2. Блок материального производства и услуг.

Обеспечивает оперативное управление. Его компоненты:

Техническая подготовка производства. Конструкторская и технологическая подготовка производства (ведение спецификаций изделий, описаний технологических процессов, пооперационных нормативов); расчет сводных норм расхода производственных ресурсов на единицу изделия.

Управление проектами. Сетевое планирование единичного производства; расчет потребности в производственных ресурсах на выполнение проекта; контроль исполнения работ.

Календарное планирование. Ведение межцеховых спецификаций и технологического маршрута изготовления изделий; ведение межцеховых календарно-плановых нормативов; межцеховой учет движения изделий; календарное планирование работ и потребности в ресурсах с учетом незавершенного производства; учет и оценка выполнения календарных планов.

Управление структурным подразделением. Внутреннее оперативно-календарное планирование, пооперационный учет выполнения работ, учет брака и возвратных отходов, формирование технико-экономических показателей работы подразделения.

Услуги и сервис. Сервисное послепродажное обслуживание. Обобщенный перечень подсистем, обеспечивающих решение задач восстановления основных средств.

Отраслевые решения. Обобщенное наименование подсистем, реализующих следующие решения: расчеты с клиентами электросвязи; расчеты по коммунальным услугам; управление автотранспортом.

3. Блок вопросов управления себестоимостью продукции и услуг в составе:

Управление затратами. Ведение плановой калькуляции; учет производственных затрат, коммерческих расходов и услуг вспомогательных производств; учет затрат по капитальным вложениям; распределение затрат по произвольным базам распределения; учет незавершенного производства; расчет фактической себестоимости продукции; анализ отклонений фактической себестоимости продукции от плановой себестоимости.

4. Блок вопросов учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский учет. Учет денежных средств; учет материалов, товаров и готовой продукции; взаиморасчеты с подотчетными лицами; учет основных средств, нематериальных активов и капитальных вложений; учет ценных бумаг; взаиморасчеты с контрагентами; учет производственных затрат; данные бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.

Финансовый анализ. Анализ финансового состояния предприятия (оценка структуры статей баланса: финансовая устойчивость, ликвидность баланса, платежеспособность); анализ результатов деятельности и деловой активности предприятия.

5. Блок, содержащий данные для качественного управления сбытом, складом и снабжением.

Сбыт и торговля. Формирование портфеля заказов на поставку продукции и услуг; учет отгрузки продукции и выполнения услуг; складской учет продукции и товаров; резервирование товаров; розничная торговля; связь с кассовыми аппаратами.

Складской учет. Складской учет товарно-материальных ценностей по местам хранения и материально ответственным лицам; учет поступления, внутреннего перемещения, отгрузки, инвентаризации и переоценки товарно-материальных ценностей.

Календарное планирование материально-технического снабжения.

Снабжение и закупки. Ведение заявочной компании на закупку товарно-материальных ценностей; организация закупок; распределение товарно-материальных ценностей; оптимизация запасов.

6. Блок вопросов управления трудовыми ресурсами предприятия. Его основные составляющие:

Персонал. Учет личного состава (личные карточки, воинский учет, график отпусков); ведение штатного расписания (справочник тарифно-квалификационных сеток, расчет вакансий, планирование и резервирование ставок, история изменений штатного расписания); ведение табельного учета (графики работ и учет отработанного времени).

Зарплата. Расчет начислений и вычетов заработной платы; табель рабочего времени; депонирование зарплаты; сдельные бригадные и индивидуальные наряды; данные для анализа использования фонда заработной платы; формирование бухгалтерских проводок по операциям, связанным с заработной платой.

Налоги. Отчетность по налогам на доходы физических лиц; отчетность по единому социальному налогу; отчетность для Пенсионного фонда. Подготовка данных на магнитных носителях.

 

7. Блок информационного обеспечения управленческого учета содержит:

Мониторинг бизнеса. Формирование оперативной информации по всем направлениям деятельности предприятия; анализ финансово-хозяйственной деятельности на основе данных управленческого учета; корпоративная отчетность; отчетность для внутреннего аудита.

8. Блок управления информационными ресурсами (управление работой информационной системы; прикладные задачи документооборота инструментальные средства).

Администрирование. Настройка организационной и финансовой структуры корпорации, разграничение прав доступа к информации, настройка пользовательских меню; определение аналитических справочников; инсталляция системы и обновления версий; диагностика системы.

Документооборот. Подготовка документов и реестров; маршрутизация и связь документов; делопроизводство; контроль исполнения документов.

Инструментальные средства. Обобщенные названия программных модулей, расширяющих возможности сопровождающих программистов и администраторов системы. SQL-консоль - средство интерактивного доступа к серверу базы данных.

Для обеспечения взаимодействия всех информационных блоков при совместной их работе необходимо создание специальной программы - интегратора, которая обеспечивает интерфейс на сетевом и клиентском уровнях.

 

2.5. Информационные ресурсы и их роль в управлении экономикой

Ресурсы – это источники и предпо­сылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реали­зовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях [3].

Ресурсы подразделяются на три основные группы:

- материальные ресурсы;

- трудовые ресурсы (в том числе интеллектуальные ресурсы);

- природные (естественные) ресурсы.

В информационном обществе информация является обязательной частью любой сферы жизнедея­тельности человека и общества в целом, поэтому она также выступает в качестве важнейшего ресурса.

Информационный ресурс – организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах [7].

Документированная информация – информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать[7].

Иными словами, информационные ресурсы (ИР) - отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем [4].

В зависимости от области использования информационный ресурс рассматривают как политический ресурс, военный ресурс, народнохозяйственный ресурс, ресурс науки и произ­водства [3].

Политический информационный ресурс. Эффективное управление государством невозможно без достоверной информации о со­стоянии важнейших подсистем страны.

Военный информационный ресурс. Успех военной операции во многом определен наличием информации о противнике и идентифицированным доступом к собственным сведениям. Поэтому важнейшей задачей для принятия решений и осуществления дальнейших действий является поиск (разведка) и защита информации. Добытая информация есть не что иное, как разведданные, а закрытая информация составляет государственную и военную тайну.

Народнохозяйственный информационный ресурс. Национальные информационные ресурсы - новая экономическая категория. Информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы основополагающие вопросы: формы собственности, потребители и источники, регламент доступа, возможность коммерческого использования.

Информационный ресурс науки и производства. Ежегодно в мире публикуется около 100 тыс. журналов на 60 языках, 5 млн. научных ста­тей, книг, брошюр, 250 тыс. диссертаций и отчетов. Всемирный фонд описаний изобретений содержит 500 млн. страниц текста и ежегодно пополняется на 1 млн. документов, содержащих информацию о 350 тыс. изобретений. Ежеминутно в мире публикуется примерно 2 тыс. стра­ниц научных текстов, каждые 1,5-2 минуты предлагается новое техническое решение, каж­дый час регистрируется 15-20 изобретений или открытий.

Процессы в экономике - это не только движение материальных ресурсов и продуктов, но и движение потоков информационных ресурсов, без которых невозможно воспроизводство в обществе.

В масштабах каждого предприятия происходит формирование ин­формационных ресурсов, которые соз­даются в результате научной, научно-технической, производственной, экономической, управленческой, иной творческой, общественной, личной деятельности его сотрудников.

Информационный ресурс имеет ряд особенностей:

· неисчерпаемость ресурса (использование ресурса приводит не к уменьшению, а к его увели­чению);

· способность воздействия на эффективность производства и экономический рост без увеличения физического объема традиционных ресурсов;

· тесная связь и взаимодействие с другими видами ресурсов, так, например, информационный ресурс способен влиять на работоспособность, на интеллектуальный уровень человека, на характер его экономического и социального поведения.

Таким образом, информационный ресурс играет важную роль в управлении экономикой, так как способен влиять на рабочую силу и интеллектуальный уровень человека, на характер его поведения, что в конечном итоге воздействует на эффективность производства и экономический рост.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.