Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы оценивания




Реферат получает положительную оценку, если соответствует всем перечисленным выше требованиям.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕФЕРАТА

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

 

1. Реферат должен начинаться с указания темы, ФИО и группы исполнителя.

2. Реферат должен представлять собой обобщение, как минимум, 5 научных исследований по избранной или смежным темам. Исключение делается для оригинальных студенческих работ, демонстрирующих самостоятельность и компетентность. При этом тема реферата не должна совпадать с работами, написанными студентами ранее.

3. Реферат должен быть выполнен с соблюдением авторских прав (т. е. с четким указанием авторов используемых цитат, идей и наблюдений). Цитаты выполняются в соответствии с ГОСТ.

4. Реферат должен убедительно раскрывать избранную тему.

5. Реферат должен включать в себя: краткие сведения об истории создания художественного текста, историю изучения художественного текста, основные проблемы и особенности поэтики, выявляемые в избранном тексте, анализ текста в аспекте избранной темы.

6. Автор реферата должен продемонстрировать хорошее знание и понимание анализируемых текстов, знание литературного и исторического контекста.

7. Изложение материала должно подчиняться правилам научной логики, все существенные положения должны быть аргументированы и проиллюстрированы.

8. Реферат должен быть написан с соблюдением норм научного стиля, не должен содержать ошибок и опечаток.


 

Оценка “5” (90 -100 баллов /А ) ставится, когда студент

- глубоко и полно раскрывает содержание темы реферата;

- сопоставляет разные точки зрения и аргументирует собственную;

- демонстрирует умение интегрировать знания программного материала данной учебной дисциплины, научной литературы по теме реферата и текста художественного произведения;

- правильно оформляет цитируемый материал;

- грамотно иллюструет утверждения примерами, наблюдениями;

- системно, логически и полно излагает материал, делая выводы по каждому разделу реферата

- владеет культурой речи, демонстрирует богатство словарного запаса, знания литературоведческой терминологии;

- допускает 1-2 неточности в изложении материала, которые не снижают его информационной ценности и не влияют на правильность и полноту раскрытия темы реферата.

 

При оценке “4” (75 – 89 баллов / ВС) студент

- достаточно полно раскрывает тему реферата;

- умеет сопоставлять точки зрения ученых, отстаивать свою точку зрения и иллюстрирует теоретические положения примерами из текта (-ов) художественных произведений;

- правильно оформляет цитируемый материал;

- демонстрирует достаточно высокий уровень сформированности умений и навыков анализа художественного произведения (если того требует тема реферата);

- стиль изложения материала характеризуется логикой, достаточной аргументированностью;

- имеет богатый словарный запас, использует литературоведческую терминологию, но не всегда целесообразно;

- допускает 2-3 неточности в обосновании выводов, обобщений.

 

Оценка “3” (60 – 74 баллов / ДЕ ) ставится, когда студент

- почти полно и правильно раскрыл содержание темы реферата;

- недостаточно приводит примеров из текста (-ов) художественного произведения, допускает ошибки в выводах и обобщениях;

- излагает материал непоследовательно; фрагментарно цитирует критические материалы по теме реферата;

- допускает ошибки при оформлении цитируемого материала;

- демонстрирует удовлетворительный уровень сформированности умений и навыков, анализируя художественное произведение;

- недостаточно владеет специальной терминологией, допускает ошибки в использовании терминов, а также грамматические ошибки.

 

Оценка “2” (35 – 59 баллов / ФХ ) ставится, если студент

- не раскрыл тему реферата;

- демонстрирует незнание изучаемого материала;

- не умеет систематизировать и обобщать материал;

- не может аргументировать собственные мысли;

- не использует дополнительную литературу по теме реферата;

- не владеет специальной терминологией;

- допускает фактические, стилистические и грамматические ошибки.

 


РАЗДЕЛ 3. ТЕЗАУРУС (ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЕ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ «АЗБУКУ» КУРСА)

 

Авангардизм (фр. avant-gardе – передовой отряд) – литературное направление XX века, объединяющее различные течения, единые в своём новаторском художественно-эстетическом радикализме; ориентирован на демонстративный разрыв с классическими традициями, связан с модернизмом, но абсолютизирует и доводит до крайностей его стремление к художественной новизне. Яркое проявление авангардизма – русский футуризм В. Маяковского, Вел. Хлебникова, А. Кручёных и др.

 

Акмеизм (гр. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие) – модернистское течение в русской поэзии. Акмеизм возник из литературной школы «Цех поэтов» (1911–1914), которую возглавляли Н.Гумилёв и С. Городецкий, секретарём была А.Ахматова, в состав этой школы входили Г. Адамович, В.Гиппиус, М.Зенкевич, Г. Иванов, О. Мандельштам, В.Нарбут и др. Акмеизм как новое литературное течение был провозглашён в 1913 г. в статьях – литературных манифестах Н.Гумилёва («Наследие символизма и акмеизм») и С.Городецкого («Некоторые течения в современной русской поэзии»), опубликованных в близком к «Цеху поэтов» журнале «Аполлон». Позднее принципы этого течения были сформулированы О.Мандельштамом (прежде всего в статье «Утро акмеизма», 1919). Поэтами, заявившими о себе как об участниках нового течения, стали Н.Гумилёв, С.Городецкий, А. Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут. Для литературных деклараций и творчества акмеистов характерно отталкивание от предшествующего литературного течения – символизма, от свойственных символизму многозначности слова и иносказания. Точность, предметность слова, установка на его прямое значение, отказ от мистики и приверженность ценностям земного бытия – отличительные черты акмеизма. В поэзии акмеистов различия преобладают над общими чертами, поэтому единство акмеизма имело во многом условный характер. «Ядро» этого течения составили Н.Гумилёв, А.Ахматова, О.Мандельштам. Их поэзию сближает высокая роль цитатности, установка на диалог с мировой поэтической традицией.

Как литературное течение акмеизм распался во второй половине 1910-х гг., однако такие поэты, как А.Ахматова и О.Мандельштам, и в дальнейшем высказывались о приверженности его принципам. Родственны акмеизму стихотворения и литературные взгляды ряда поэтов (прежде всего М. Кузмина), формального никогда не входящих в число акмеистов.

 

Акростих (греч. akrostichis – буквально краестишие) – графический приём, вследствие которого начальные буквы строк текста (реже слоги или слова) складываются в слово или осмысленную форму. Складывающиеся из вертикального ряда букв слова могут либо указывать на автора или адресата произведения, либо служить смысловым дополнением к тексту, соотноситься как загадка и отгадка:


Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;

Отсюда на землю водою возвращаюсь!

С земли меня влечет планет всех князь к звездам;

А без меня тоска смертельная цветам.

(Г.Р.Державин «Родясь от пламени, на небо возвышаюсь…»)

Изобретатель формы – сицилийский поэт Эпихарм (6–5 вв. до н. э.). Кроме традиционного акростиха, в европейской поэзии существуют и другие: акростих «обращённый» (читаемый по вертикали, но снизу вверх), мезостих (зашифрованные слова складываются из срединных букв каждой строки), телестих (слова складываются из последних букв строк) и «лабиринт» (слова складываются, напр., по диагонали).

Аксиология (гр. axlos – ценный + …логия < lоgo s – слово; понятие, учение) –философское учение о ценностях; система ценностей.

Александрийская эпоха – эпоха эллинизма (3-1 вв. до н. э.). Утрата гражданственности содержания и монументальности формы в поэзии этого периода; интерес к частной жизни; тяготение к языковой и мифологической стилизации.

Аллегория (гр. allegoria – иносказание) – литературный приём или тип образности, основой которого является иносказание: запечатление умозрительной идеи в конкретном образе. В роли аллегорий могут быть представлены отвлечённые понятия (совесть, правосудие, вера), типичные характеры, мифологические персонажи. В отличие от многозначности символа, аллегория имеет только одно значение, заданное мифологической или литературной традицией. Аллегорическая образность присуща басне, сатире, гротеску, утопии, одновременно сближается с жанрами притчи, параболы («Чума» А. Камю). От эмблемы аллегорию отличает несамостоятельность предметно-вещественной образности, полная подчинённость художественному значению идеи.

Аллитерация (лат. ad – к, при + lit(t)era – буква) звуковая организация речи; концентрированное повторение в поэтическом произведении согласных звуков.

 

Амбивалентность (гр.аm phi – вокруг, около, с обеих сторон + лат. valentia – сила) – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства, например: удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию.

Анафора (гр. anaphora < ana… вновь + phoros – несущий) – единоначатие, повторение – звуков, словосочетаний, ритмических и речевых конструкций в начале параллельных синтаксических периодов или стихотворных строк

Антропоморфизм – донаучное представление, будто животные, растения и явления неживой природы (стихии) обладают человеческими свойствами: мыслями, чувствами, волей; 2) рел. представление божества в человеческом образе.

Архетип – понятие, введённое аналитической психологией К.-Г.Юнга. «Архетип – это образ, который постоянно повторяется в ходе исторического развития везде, где проявляется творческое воображение. Следовательно, это, по существу, – мифопоэтический образ. Если мы подвергнем эти образы более тщательному исследованию, то обнаружим, что они формировались под воздействием многочисленного опыта наших предков, т.е. являются психоаналитическими остатками этого опыта» (К.-Г. Юнг).

А. – это некие всеобщие образы поведения и мышления, универсальные опыты коллективного бессознательного, которые ещё не подверглись никакой сознательной обработке и, следовательно, представляют непосредственную психическую данность. А.-образы становятся символическим выражением «внутренней и бессознательной драмы души».

Ассонанс (фр. аssonance) – прием инструментовки поэтической речи: повтор гласного или группы гласных.

 

Аутентичный (гр. authentikos) подлинный, исходящий из первоисточника; истинный, достоверный.

Декаданс (фр. decadence < лат. decadentia – упадок) – кризисный тип сознания и мировосприятия, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости, декларирует эстетизацию зла и саморазрушения личности, разрыв с традиционной моралью. Его родоначальники – французские поэты – Ш.Бодлер, П.Верлен, А.Рембо. Декадентство было свойственно на том или ином этапе творчества З.Гиппиус, В.Брюсову, К.Бальмонту, А.Блоку, А. Белому; наиболее последовательным декадентом был Ф.Сологуб.

Дионисизм – определение, восходящее к противопоставлению аполлонического и дионисийского начал – философско-эстетических категорий, введённых Ницше («Происхождение трагедии из духа музыки») для характеристики двух типов культуры и одновременно двух начал бытия, олицетворение которых Ницше видел в образах Аполлона и Диониса. Аполлоническое – это светлое, рациональное начало, дионисийское – тёмное, экстатически-страстное, хаотическое, оргаистически-иррациональное. Ницше видел идеал искусства в определённом равновесии А. и Д., однако предпочтение архаически-неоформленного (дионисийского) связывает его концепцию А. и Д. с мотивами позднейшей иррациональной философии культуры.

Жизнетворчество – стратегия жизненного поведения художника, имеющая истоком романтическую традицию эстетизации повседневной жизни, синтез жизни и искусства. Ее суть в том, что не судьба, не жизненные обстоя­тельства формируют образ лирического героя поэта, а вымышленный им лири­ческий герой обусловливает образ, который художник создает в своей повсе­дневной жизни.

Идеалистический рационализм – направление в теории познания, считающее, что разум является источником и критерием достоверности знания.

Импрессионизм (фр. impressionnismе < impression– впечатление) – одно из модернистских художественных течений, возникшее во французской живописи последней трети XIX века и утвердившееся в творчестве Ги де Мопассана, П. Верлена, М. Пруста. Основные признаки стиля – отсутствие чётко заданной формулы, стремление передать предмет в отрывочном, мгновенно фиксируемом калейдоскопе впечатлений, чувств, переживаний. За внешней фрагментарностью, непредсказуемой ассоциативностью образных связей, обилием мимолётных характеристик воспроизводимых явлений скрывается внутренняя цельность и единство художественного образа. И. стиля свойственен поэзии К.Бальмонта, И.Анненского, А.Блока (второй том лирической трилогии), прозе А. Чехова, И. Бунина.

Интертекстуальность ( лат. inter – между + лат. textum связь, соединение) – характеристика, определяющая текстуальную гетерогенность, полифоническую структуру текста (М.Бахтин); буквально означает включение одного текста в другой, «переплетение текстов и кодов, трансформацию других текстов» (Ю.Кристева). Основные признаки интертекстуальности – размытость границ, отсутствие законченности, закрытости, внутренняя неоднородность, множественность текста.

Концепция художественная (лат. сonceptus – мысль, представление) – образная интерпретация жизни, её проблем в произведениях искусства, конкретная идейно-эстетическая направленность как отдельного произведения, так и творчества художника в целом. К. Х. рассматривается как непосредственное и полное выражение авторской позиции и как объективный результат творческого акта, не всегда совпадающий с субъективными намерениями художника. Для русской критики рубежа веков наиболее важными являются понятия о художественной концепции человека, личности, «живой жизни».

Лапидарный слог (стиль)(лат. lapidarius – высеченный на камне; резчик по камню) – предельно сжатый слог (стиль); первоначально – предельно краткий и выразительный слог, свойственный надписям на древнеримских памятниках.

Лейтмотив (нем. Leitmotiv – ведущий мотив) – термин, заимствованный литературоведением из музыки. В широком значении – преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон произведения, творчества, направления. В более узком значении – образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении. В процессе повтора и варьирования образ-лейтмотив обрастает ассоциациями, обретает особую идейную, символическую и психологическую углублённость. Помимо Л.-образов, выделяют также звуковые, ритмические, интонационные лейтмотивы в поэзии.

Манифест (лат.manifestus– явный) – обращение общественных организаций, политических партий или литературных групп, имеющее программный характер. Наиболее известные манифесты Серебря­ного века – «Ключи тайн» В.Брюсова, «Наследие символизма и акмеизм» Н.Гумилева, «О прекрасной ясности» М.Кузмина и др.

Медитация (лат. meditation) – сосредоточенное размышление.

Метафизика – философское учение об общих, отвлеченных от конкретного существования вещей и людей принципах, формах и качествах; характеристика структур бытия и мышления вне их развития, самодвижения, взаимопереходов; обобщенная картина мироустройства.

Метафора (гр. metaphora – перенесение ) – перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

Мистика (гр.mystika – таинственные обряды, таинство) – вера в сверхъестественное, божественное, сверхчувственное; вера в возможность непосредственного общения человека со «сверхъестественными силами»; неотъемлемый элемент всех религиозных верований; 2) нечто загадочное непонятное необъяснимое.

Мистерия (гр. mystёrion – тайна, таинство) – 1) мистерии – у древних греков и римлян, у народов древнего Востока – тайные религиозные обряды, к участию в которых допускались только посвященные (наиболее известны Элевсинские таинства в Греции); 2) вид средневекового западноевропейского религиозного представления; вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов, разыгрывавшиеся на площадях во время религиозных празднеств.

 

Мистификация (гр. mystes – посвященный в тайну, знающий таинства + лат. facere – делать) – обман, намеренное введение кого-либо в заблуждение (ради шутки или с иной целью). Одна из форм жизнетворчества, предполагающая ми­фологизацию жизни творца, сознательное введение в обман публики. Одна из самых известных мистификаций Серебряного века – Черубина де Габриак – ли­тературная маска, под которой скрывалась поэтесса Е.И.Васильева (Дмит­риева).

Миф (гр. mythos – слово, сказание, предание) – язык описания, который благодаря своей исконной символичности служит для выражения сущностных законов социального и природного космоса, воссоздавая вечные модели личного и общественного поведения. Миф содержит в себе качественно иные способы познания, отличные от рациональных, являясь универсальной моделью (историчной и а-историчной) постижения бытия. Панмифологизм – основополагающее качество русского духовного космоса Серебряного века.

Мифологема – устойчивый, повторяющийся в культуре образ, генетически восходящий к мифу: мифологема Софии-Премудрости, мифологема пути, мирового древа, солнца и др. Русские поэты-символисты создают свою оригинальную систему мифологем.

Модернизм (фр. modernisme – новейший, современный) – философско-эстетическое направление в литературе и искусстве к. XIX – нач. XX вв. Философскими истоками М. являются идеи Ф.Ницше, А.Бергсона, Э. Гуссерля, концепции З.Фрейда, К.-Г.Юнга, в дальнейшем – экзистенциализм Хайдеггера. В русской литературе Серебряного века модернизм – новое по отношению к классической литературе направление, включающее в себя течения – символизм и акмеизм.

Неокантианство – идеалистическое направление в буржуазной философии, возникшее во 2-ой половине XIX века под лозунгом «Назад к Канту»; неокантианство развивает идеалистические элементы философии Канта.

Онтология (гр. on (ontos) – сущее + logos – учение) – учение о бытии: в классической философии – учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии – интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом. Термин «О.» был введен Р.Гоклениусом («Философский лексикон», 1613) и – параллельно – И. Клаубергом, введшим его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика» («Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», 1656); в практическом категориальном употреблении закреплен Х.Вольфом, эксплицитно дистанцировавшим семантику понятий «О.» и "метафизика

Оккультизм (лат. ocсultus– тайный, скрытый) – общее наименование учения о «таинственных силах», «сверхъестественных свойствах» природы, доступных якобы познанию «избранных», «посвященных»; к оккультизму относятся разные формы магии, теософия, спиритизм.

Персонализм – философское учение, исходящее из признания личности высшей духовной ценностью и первичной реальностью, первоэлементом бытия – Бога.

Примат (лат. primatus) – первенство, преимущественное значение, главенство.

Позитивизм – разновидность философского идеализма, распространенная в философии 19в. (Конт, Сперсер). Позитивизм утверждает, будто он «возвысился» над материализмом и идеализмом, «преодолел» их противоположность.

Реминисценция (лат. reminiscentia) – напоминание (воспоминание) о других литературных произведениях через использование характерных для них образов, мотивов, речевых оборотов.

Ритмическая проза – в широком смысле – фонетически организованная проза с ощутимой упорядоченностью ритма; в узком смысле – в стиховедении – проза, в которой присутствуют определённые, стопные закономерности (обычно ударение падает на третий слог). Такая проза отличается от стиха только отсутствием членения на стихотворные строки. (А. Белый «Петербург».)

Русская идея – творимый культурный миф о судьбе России, о её утраченном и чаемом духовном пути исторического Возрождения.

Символ (гр. symbolon – знак, опознавательная примета) – есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, он есть знак, наделённый всей органичностьюи неисчерпаемой многозначностью образа. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре С. как два полюса, немыслимые один без другого, но и разведённые между собой и порождающие С. Переходя в С., образ становится «прозрачным»: смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива. В отличие от аллегории смысл С. нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некой рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него. С. тем содержательнее, чем более он многозначен. Сама структура С. направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира.

Символизм (фр. symbolsime < гр. symbolon знак, опознавательная примета) – течение в искусстве и литературе Зап. Европы в конце 19 века; в России символизм возник во 2-ой половине 90-х гг. 19 в. Символизм выступал с проповедью аполитизма искусства, «искусства для искусства», мистицизма, индивидуализма, развивая теорию символа как основы искусства. Символисты использовали ассоциативные возможности слова, подключали к восприятию мотивы и образы разных культур, широко пользовались явными и скрытыми цитатами. Они не только заимство­вали готовые мифологические сюжеты, но и творили собственные мифы. В сим­волизме расширились ритмические возможности русского стиха, поэтической фонетики и т.д.

Синтез искусств – в широком смысле: сочетание различных родов и видов искусства с целью многостороннего эстетического воздействия (театраль­ный спектакль как синтез режиссуры, сценического, танцевального искусства, музыки, литературы, изобразительного искусства и др.). Идея синтеза искусств особенно популярна становится в эпоху модернизма, в том числе в культуре Серебряного века, обнаруживая себя в культивировании многосторонней ода­ренности (М. Волошин – поэт и живописец, М. Кузмин – поэт и композитор), в создании синтетических художественных форм (построенные по законам музы­кальной композиции прозаические «Симфонии» А. Белого, участие ведущих жи­вописцев в оформлении книг и создании декораций, театрализация бытовых от­ношений и многое другое), в жанровом синтезе (лирическая проза И. Бунина, три тома лирики как «роман в стихах» А. Блока и др.).

Словотворчество – известное еще с древнейших времен стремление художников слова, преодолевая ограниченность существующего лексикона, соз­давать новые, еще не бывалые слова (окказионализмы), способные нести в себе новые смысле или их оттенки. Опыты в словотворчестве в Серебряный век были характерны убежденным в магической силе слова символистам, особенно А. Белому. Активно к словотворчеству, созданию «самовитых» слов прибегали и футуристы, различавшие «произвольные» («заумь» – «еуы» А. Крученых, «бо­бэоби» В. Хлебникова) и «производные» слова (образованные по законам языка, главным образом, из существующих частей слова – морфем: «любено­чек» В. Маяковского, «ветропросвист» И. Северянина).

Соборность – термин, обозначающий родство всех верующих во Христе, который есть явленная людям истина.

Софиология – учение о софийности, Софии, божественной премудрости. Первоначальный смысл понятия С. как мудрости, то есть «жизненно оформленного ума, уже заранее впитавшего в себя все возможные фактические ситуации, где он может быть применяем» (А.Ф.Лосев), преображается в понятие «мировой души», становясь конкретным выражением идеи всеединства. Возникает в философии Платона. София есть залог причастности материального мира «умному миру» идеальных сущностей и, в конечном счёте, самому Единому. Совершенно особое значение приобретает С. в русской религиозно-мистической философии кон. XIX – нач. XX века, особенно в так называемой философии всеединства. Впервые концепцию С. в её философско-мистической цельности вводит в свою систему В.С.Соловьёв. София и софийность определяются им в новом для них онтологическом контексте православной софиологии. У Соловьёва С. – главное мистическое начало философско-теоретической системы «положительного всеединства». Для Соловьёва принципиально важен момент её воплощённости, осуществления в материи, в конкретности. София для него есть «тело Божие, материя божества».

Стилизация – художественная имитация того или иного стиля, полное или частичное воспроизведение его важнейших особенностей. С. сопрягает и сопоставляет «чужой дух» и собственный, помещает «дух эпохи» оригинала в позднейшую культурную перспективу. Объектом стилизации становятся удалённые во времени эпохи. (В.Брюсов «Огненный ангел, А.Ремизов «Посолонь», М.Кузмин «Александрийские песни» и др.)

Суггестивный (лат. suggestio – внушение, намек) – активное воз­действие на воображение, эмоции, подсознание читателя через отдаленные те­матические, образные, звуковые ассоциации, внушение определенного пережи­вания или эмоционального состояния.

Урбанизм (лат. urba – город) – обращение в искусстве к городской те­матике: городские пейзажи, культурологическое осмысление города как квинтэс­сенции развития цивилизации.

Феноменология (гр. phainomenon– являющееся + …логия) – в идеалистической философии Гегеля – учение о пути развития человеческого сознания; Гегель понимает ее как саморазвитие духа.

«Философия жизни» – направление в западно-европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. в Германии и получившее известность, главным образом, в первой трети 20 в. Ф.Ж. утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой войны в связи с утверждением философии экзистенциализма, которая дополнила основные принципы Ф.Ж.

Ф.Ж. возникла в эпоху, когда европейский капитализм начинает проявлять первые симптомы своего кризиса, выразившиеся в нарастании иррациональности общественной жизни, учащении конфликтов между личностью и обществом и во все большем поглощении тотальностью социума человеческой индивидуальности. В имманентно-философском плане в Ф.Ж. сформировался резкий отказ от традиционного гармонизирующего системосозидания и его главной движущей силы – науки; акцент был сделан на преодолении рационализма предшествующей философской классики, оцененного как преходящее историческое явление. Ф.Ж. может быть рассмотрена, таким образом, как реакция (хотя и гипертрофированная) против издержек рассудочного века Просвещения; реакция, главным пафосом которой стало противопоставление разуму сил самой жизни с ее иррациональностью, непосредственностью и принципиальной недоступностью, для всякого рационального осмысления.

Фрейдизм (по имени австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1940) – идеалистическая теория в психологии и психотологии, считающая главным двигателем человеческого поведения бессознательные влечения (особенно половые), умаляющая значение разумной деятельности и игнорирующая роль социальных условий жизни людей.

Футуризм (лат. future – будущее) – идейно-художественное течение в рамках модернизма в период с 1910-х по 1930-е в Италии и, отчасти, Франции и России. Основоположник-теоретик – Маринетти; классические представители: У.Боччони, Дж. Северини, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло и др. Эстетическая концепция Ф. опирается на общекультурные идеи Маринетти о формировании новой цивилизации сращения человека с техникой («новый кентавр» – человек на мотоцикле), о замене художественной программы психологизма программой выражения «чувств и инстинктов металлов, камней, деревьев», о преодолении диктата логики, дискурса и языка над свободной ассоциативностью сознания и о «великом смехе», который «омолодит лицо мира». В отличие от экспрессионизма и кубизма, характеризующихся пессимистическим восприятием нового века, Ф. ориентирован на мажорную оценку машинной цивилизации и экстраполяцию динамизма техники на эмоционально-психологическую сферу: «мы воспринимаем, как механизмы; чувствуем себя построенными из стали. Мы тоже машины. Мы тоже механизмы» (Дж. Северини). Вместе с тем, Ф. может быть рассмотрен как закономерный этап в разворачивании содержательной эволюции модернистской концепции художественного творчества феноменологическим методом и акцентировала внимание на ряде новых острых проблем современной эпохи.

Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – группа относительно самостоятель­ных произведений, составленная и объединенная самим автором и представ­ляющая собой художественное целое. Циклы наиболее распространены в ли­рике. Расцвет цикла приходится на конец ХIХ – начало ХХ века.

Экзистенциализм (лат. existentia – существование) – философское направление XX века, исходящее из первичности способа бытия отдельной личности, определяющее структуру всего существующего.

Экспрессия (лат. expressio) выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

Экспрессионизм (фр. expressionnisme < expression – выражение, выразительность)– течение в западно-европейском искусстве первой трети ХХ века, мировоззренческой основой которого был индивидуализм, протест против уродств буржуазного общества; для экспрессионизма характерны броскость, гротескность художественного образа; в формах экспрессионизма воплотились различные идеологические тенденции – от мистики и пессимизма до острой социальной критики и революционных призывов.

Эмблематический – относящийся к эмблеме; являющийся эмблемой; условный, иносказательный.

Эмпиризм (гр. empeiria – опыт) – учение, признающее опыт (чувственные восприятия) единственным средством достоверного познания и умаляющее значение логического анализа и теоретических обобщений. Э ограничивается изучением отдельных фактов, скользит по поверхности явлений, не вскрывая более глубоких их связей и законов развития.

Эпатаж (фр.epatage) – поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила, часть творческой стратегии многих художников как средство привлечения к себе вни­мания, скорой популярности. Примером эпатажа может служить скандально из­вестное однострочное стихотворение В.Брюсова «О, закрой свои бледные ноги», опубликованное им в первом сборнике «Русские символисты» (1895). Не­малую роль эпатаж играл и в бытовом поведении художников Серебряного века (брюсовский «демонизм», «вампирический эротизм» З.Гиппиус, крестьянская одежда Н.Клюева и т.п.).

Эстетизм – идеалистический взгляд на искусство, утверждающий единственной его ценностью «красоту», якобы свободную от всякого социального и нравственного содержания.

Эсхатология (гр.eschatos – последний + …логия] – учение о конечных судьбах мира и человека, входящее составной частью во многие религии; особенно большое развитие получила в иудаизме и христианстве.

Эфемерный (гр. ephёmeros – однодневный) мимолетный, скоропреходящий, призрачный, нереальный.

 


РАЗДЕЛ 4. Інтернет-ресурсы

ПОИСКОВЫЕ СЛУЖБЫ:

http://ya.ru

http://www.google.com

http://search.yahoo.com

http://search.rambler.ru

http://sm.aport.ru

http://search.msn.com

http://www.rema.ru/philologica/

 

ЭЛEKTPОHHЫЕ БИБЛИOTEKИ:

http://lib.ru («Библиотека Максима Мошкова»: мировая художественная литература от античности до современности, философия, культурология, психология, авторская песня, учебники, словари и т.д.)

http://library.ru («Интернет-библиотека Алексея Комарова»: классика русской литературы)

http://public-library.narod.ru (Электронная библиотека Е. Пескина»: русская

литература XIX – начала XX столетия»)

http://www.ipmce.su/~igor («Артикул»: большая коллекция стихотворений и прозаических произведений русских и зарубежных поэтов)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЙТЫ РОССИИ:

http://www.puskin.edu.ru Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина)

http://www.mapryal.org (МАПРЯЛ)

http://www.ropryal.ru (РОПРЯЛ)

http://www.philol.msu.ru (Филологический факультет МГУ)

http://www.informika.ru (Новости образования, науки)

http://www.fio.ru/ (Портал Федерации Интернет образования)

Библиотеки:

www.ribk.net (Российский информационно-библиотечный консорциум)

www.rsl (Открытая русская электронная библиотека)

www.rvb.ru (Русская виртуальная библиотека)

www.philology.ru (Русский филологический портал)

www.elbib.ru (Российские электронные библиотеки)

 

 


Сайты, посвященные литературе конца ХIХ – начала ХХ века

 

http://jade16.chat.ru/ сайт, посвященный творчеству поэтов Серебряного века; представлены рассказы о Серебряном веке русской поэзии и о поэтах этого времени. Стихи.

http://www.silverage.ru/main.html «Серебряного века силуэт...» – один из старейших в Рунете некоммерческих проектов, посвященных Серебряному веку отечественной культуры;
представлены материалы об эпохе русской культуры, называемой Серебряным веком: стихи, статьи, картины и исследования.

http://www.ipmce.su/~tsvet/ сайт «Мир Марины Цветаевой (культурное наследие Серебряного века)»: библиотека-архив; представлены материалы: избранные произведения М. Цветаевой - поэзия и проза, переводы, биография, письма, фотоальбом. Информация о цветаевском клубе. Песни на стихи М. Цветаевой, музеи. Сведения о проводимых вечерах и выставках. Материалы о поэзии XX века: Серебряный век, песни на стихи поэтов Серебряного века, писатели, персоналии, словари.
http://www.gumilev.ru сайт, посвященный Николаю Гумилеву: электронное собрание сочинений, пьесы, проза, статьи, переводы, письма, биография, фотографии.

http://philology.khsu.ru/view.php?id=41сайт, посвященныйА.Блоку
http://www.akhmatova.org/ сайт, посвященный А.А. Ахматовой. Стихи, Поэмы, Проза, Театр, переводы, Письма, Биография, Статьи, Фотогалерея и пр.

http://mndlstam.chat.ru сайт, посвященный О.Мандельштаму: подборка статей о поэте,сборникегостихов.
http://www.sologub.com/сайт, посвященный Ф.Сологубу; представлены: поэзия, проза, публицистика, биография, библиография, фотогалерея, критика произведенийписателя.
http://www.leonidandreev.ru/ сайт, посвященный Л. Андрееву; представлены тексты произведений писателя: романы, повести, пьесы, очерки, фельетоны. Фотографии и иллюстрации.Библиография.Биография.Критика.
http://belousenkolib.narod.ru/Shmelev/Shmelev.htmlсайт,посвященный И.Шмелеву; представлены произведения писателя и статьи о нем.
http://severyanin.narod.ru/index.htm сайт, посвященный И. Северянину: тексты произведений, биография, воспоминиания современников, статьи о творчестве поэта,редкиефотографи.
http://www.mayakovsky.com/сайт, посвященный В. Маяковскому и его окружению.Произведения поэта (стихи, поэмы).Статьи о нем. Письма. Фотоархив.Изобразительноетворчествопоэта.
http://www.ka2.ru/ сайт, посвященнный В.Хлебникову: воспоминания современников,статьиотворчествепоэта.
http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/mv/сайт, посвященный М.Волошину: произведения поэта (подборка стихов, статьи). Автобиография, дневники. Воспоминания о нем. Автопортреты и акварели.
http://www.omsk.edu.ru/teacher/metod/liter/skok2.rtf сайт, посвященный К. Бальмонту; представлены материалы, иллюстрирующие поиски поэта в области звука и цвета.

http://maximgorkiy.narod.ru/ сайт «Народная библиотека Максима Горького» содержит материалы о жизни и творчестве писателя., его прозу, драматические произведения, статьи, фотоархив и др.

http://nk-poety.narod.ru/ сайт «А в сердце светит Русь» посвящен творчеству новокрестьянских поэтов: Есенина, Клычкова, Клюева и др. Стихи, письма, биографии, автобиографии, воспоминания современников. Комментарии, библиографическиессылки.
http://www.teffy.ru/ сайт, посвященный Н.А. Тэффи.

http://ruslit.ioso.ru/antol.htm сайт «Лирика первой четверти двадцатого века» содержит материалы на темы: Ранние символисты. Символисты и поэты, связанные с символизмом. Акмеисты и поэты, связанные с акмеизмом. Футуристы и поэты, связанные с футуризмом и т.д.

http://www.avantgarde.narod.ru/ сайт содержит материалы о русском и немецком авангарде “первой волны” (1910-е – 1920-е): тексты, исследования, библиография, голоса и пр.
http://fytyrist.km.ru/ сай посвящен поэзии русского кубофутуризма: биографии, публикации поэтических произведений участников объединения (Хлебников, Н. и Д. Бурлюк, Филонов, Розанова, Якобсон и т.д.).

http://www.futurism.ru/ – сетевая энциклопедия российского и зарубежного футуризма.

http://www.museum.nnov.ru/danco/ Государственный музей А.М. Горького. Информация об объединение трех литературно-мемориальных музеев ("Домик Каширина", музей-квартира Горького, Литературный музей): общие и исторические сведения, описание экспозиций и фондов,режимработыит.д.
http://www.museum.ru/Majakovskiy/default.htm Государственный музей Маяковского. Виртуальная экскурсия по музею.Литературно-мемориальный Государственный музей В.В.Маяковского был открыт в январе 1974 года в доме ї 3/6 по проезду Серова (Лубянскому), где жил и работал поэт с 1919 по 1930 год. Краткое описание фондов музея: рукописно-документальный, художественные материалы, мемориальный фонд и т.д.
http://shakchmatovo.amr-museum.ru / Государственный музей-заповедник А.Блока:История усадеб Шахматово, Тараканово и Боблово. Фотографии. Описание фондов и экспозиций. Экскурсионное обслуживание. Издательская деятельность.
http://www.akhmatova.spb.ru/ru/ Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме: О музее. Экспозиция. Описание коллекции. Информация о научных конференциях.
http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Dom_muz/Dom_muz1.htm Виртуальный дом-музей Н. Гумилева и А. Ахматовой; Виртуальная обзорная экскурсия. Стихи, посвященные дому. Фотографии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.146 сек.