Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пассивная ценовая политика и методы затратного ценообразования




Пассивная ценовая политика в форме затратного ценообразования все еще характерна для отечественных фирм, на которых влияет тот факт, что долгое время вопрос о том, что производить, решался «сверху». Преодолеть эту логику управления до сих пор крайне сложно и соответственно, рыночное ценообразование, основанное на ценностном подходе, внедряется пока медленно. А затратное ценообразование является самым старым и самым, на первый взгляд, надежным, ведь в основе его лежит реальная категория, как затраты фирмы на производство и реализацию товара, подтвержденные документами бухгалтерии.

Пока для подавляющего большинства отечественных фирм еще вполне актуальна задача овладения грамотными методами затратного ценообразования в сочетании с жестким управлением затратами. И здесь отечественным экономистам вполне можно воспользоваться опытом зарубежных фирм.

Затратный подход к ценообразованию – это метод ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров.

Рис. 2.2. Затратный подход к ценообразованию.

Данный подход обладает следующими недостатками:

· величину средних издержек, которая должна быть основой цены, невозможно часто определить до того как цена будет установлена и по данной цене фирма получит определенный объем продаж, исходя из закономерностей спроса;

· подход опирается на бухгалтерские, а не на экономические издержки;

· подход использует как основу определения цен средние переменные, а не маржинальные издержки.

В то же время данный подход обладает и преимуществами:

· затратное ценообразование опирается на реально доступные данные, не нужны исследования рынка или опросы покупателей, поэтому решения о ценах можно осуществлять быстро;

· не всегда у фирмы есть специалисты и менеджеры, которые владеют более совершенными методами ценообразования;

· затратное ценообразование может быть общепринятым в данной отрасли;

· затратное ценообразование часто воспринимается менеджерами фирм как наиболее обоснованное и справедливое.

· применение метода «издержки +» оправдано в тех случаях, когда при такой цене может достигаться запланированный объем сбыта.

Основой затратного ценообразования является формирование цены как суммы трех элементов: переменных издержек на производство единицы товара, средних накладных издержек и удельной прибыли. Рассмотрим особенности включения данных элементов в цену.

1. Определение цен на основе полных затрат.

Предприятие определяет сумму полных затрат на единицу продукции и прибавляет к ним максимально возможную величину прибыли. Порядок включения затрат в себестоимость регламентируется государственными органами. Размер нормы прибыли зависит от цели предприятия в данный момент времени, условий рынка, традиций, принятых в данной отрасли, вида товара. В ряде производств норма прибыли регламентируется государственными органами. Формула для исчисления нетто-цены (цена без налогов, наценок, скидок, условий продаж, страхования и пр.)[7] имеет вид: Р=АТС + Удельная прибыль.

Расчет величины прибыли в цене может проводиться несколькими способами:

· Расчет цен на основе нормативов рентабельности [8]:

Нормативная прибыль рассчитывается с помощью норматива рентабельности, установленного в процентах к себестоимости продукции. Норматив рентабельности к издержкам (Nc) – ставка, используемая для определения величины удельной прибыли в цене и задаваемая в процентах к средним общим издержкам производства единицы продукции (себестоимости).

Р=С(1+Nc)

· Расчет цен на основе доли прибыли в цене:

Цена будет находиться исходя из требуемой нормы прибыли в цене, а именно из соотношения: , то есть P=C/(1-NP).

· Расчет цен на основе дохода на капитал:

Предприниматель пытается установить такую цену, которая позволит получить запланированный доход на вложенный капитал, и если он правильно определил издержки и предполагаемый объем сбыта, то сможет добиться желаемого дохода.

[9]

При вычислении минимального (предельного) объема сбыта, необходимого для получения заданной нормы дохода на инвестируемый капитал, используется анализ безубыточности: . Если фирма не получает требуемого объема сбыта, то ей необходимо стимулировать спрос, осуществляя дополнительные маркетинговые мероприятия, что повлечет дополнительные издержки и возможно сокращение цены, что затруднит получение требуемой доходности на капитал. Можно пойти и другим путем – сократив объем производства и продаж. Это ключевая стратегия во время кризиса предприятия.

Метод полных затрат является самым распространенным методом, так как прост в применении и не требует много информации. Вся информация находится внутри предприятия. Если к этому методу обращаются все фирмы в отрасли, работающие на сходных технологиях, то их цены будут схожими и ценовая конкуренция сводится к минимуму.

Недостатками данного метода является, во-первых: игнорирование отношения покупателей к товару и цене, а также конкуренции на рынке. Этот метод не учитывает связь между реальными затратами и фактическим объемом сбыта: объем выпуска устанавливается раньше цены, однако объем сбыта зависит от цены и может оказаться ниже запланированного, кроме того, цена продукта может оказаться ниже той цены, которую покупатели готовы были заплатить. При калькулировании используются не ожидаемые, а текущие затраты, то есть по которым есть информация на предприятии. Между тем такие затраты совсем не обязательно будут характерны для будущего периода, для которого рассчитываются цены. Во-вторых, отнесение постоянных расходов на себестоимость является условным, так как искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия. Если, например, номенклатура выпуска предприятия разнообразна и структура переменных затрат по каждому товару различна, то распределение постоянных затрат пропорционально некоторым статьям себестоимости будет с одной стороны обоснованным, а с другой стороны давать различные цены товаров.

Данный метод наиболее распространен для расчета цен традиционных товаров, на совершенно новые товары, не имеющие аналогов, при расчете цен на нестандартизированное оборудование, на товары в единичном производстве, архитектурные работы, строительные работы, и вообще так рассчитываются цены на товары, где потребителю предоставляется информация об издержках. Метод определения цен на основе полных затрат больше годиться для определения минимальной цены.

2. Определение цен на основе прямых (переменных) затрат.

В данном методе издержки являются не основой цены, а одним из факторов ее определяющих. Речь идет об известном, но еще не очень популярном у нас методе расчета себестоимости на основе прямых затрат – direct costing, когда постоянные затраты покрываются за счет увеличения оборота.

Нетто-цена представляет сумму переменных затрат и маржинальной прибыли: Р = АVС+ «Маржинальная» прибыль. При этом постоянные расходы не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между выручкой и переменными затратами по всей номенклатуре товаров, поэтому данный метод еще называют калькулированием из зоны прибыли. Эта разница называется «маржинальной» прибылью, норма которой рассчитывается аналогично предыдущему методу, но на базе переменных издержек[10]. Следовательно норматив рентабельности должен быть выше, чем при расчете цены на основе полных затрат, так как «маржинальная» прибыль вносит вклад в покрытие постоянных затрат и обеспечивает получение планируемой прибыли. Размер надбавки может основываться на отраслевых традициях, собственном опыте, эмпирических правилах.

Р=АVС(1+NAVC)

Преимуществами этого метода является ненужность условной калькуляции постоянных затрат, так как калькулирование косвенных затрат и отнесение их на конкретное изделие являются произвольными, не связанными не с рыночной эффективностью, ни с технологией производства. Как следствие, фирма может получить информацию о вкладе каждого товара в результат деятельности предприятия. Метод позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, заказов, цен и расходов.

Недостатком метода является то, что сохраняется необходимость повышения цен при снижении объемов реализации через повышение норматива рентабельности, чтобы покрывать постоянные затраты. Снижение цены при эластичном спросе связано с высокими объемами продаж, что влечет снижение средних переменных издержек и снижение прибыли при той же ее норме, кроме того, в случае эластичного спроса возможности повышения цены ограничены. В условиях неэластичного спроса у фирмы появляется возможность получения дополнительной прибыли за счет увеличения цены. Причем, чем выше доля постоянных затрат в себестоимости продукции, тем больше возможностей у предприятия для снижения цены и тем меньшая эластичность спроса требуется для обеспечения высокой прибыли.

Целесообразно различать долгосрочную и краткосрочную цену. В долгосрочном периоде цена должна покрывать полностью полные средние затраты. В краткосрочном периоде при существовании неиспользованных мощностей товар может продаваться по цене, превышающей переменные затраты и вносить вклад в покрытие постоянных затрат. То есть определение цен на основе переменных затрат возможно тогда, когда постоянные затраты фактически возмещаются в ценах, исчисленных для определенного количества изделий, а установление цен на базе переменных затрат осуществляется только для дополнительного количества изделий.

3. Метод структурной аналогии.

Определяется абсолютная сумма прямых материальных затрат или заработная плата производственных рабочих по новому продукту. Зная сумму и их удельный вес в структуре полных затрат по аналогичной группе продукции, можно рассчитать полные затраты по новому продукту:

Данные о структуре затрат и цен используются при установлении скользящих цен на сложное оборудование (прокатные станы, турбогенераторы), на продукцию, которая требует длительного срока изготовления (суда), а также в мировой торговле. Определение скользящих цен в мировой торговле сводится к следующему: в контракте указывается цена на дату заключения контракта и ее составляющие элементы. Цены на материалы и ставка заработной платы на момент заключения сделки также фиксируется в контракте. Зависимость конечной цены от изменения цен на материалы и ставок заработной платы можно представить следующим образом:

,

где: P1 –окончательная цена; P0 – базисная цена; A- доля в цене материальных затрат; B – доля в цене заработной платы; a0 – базисные цены материалов; a1 – цены материалов за период скольжения; b0- базисные ставки заработной платы; b1 – ставки заработной платы за период скольжения; C – неизменная часть цены.

4. Определение цен на основе «кривой освоения».

«Кривая освоения» показывает характер изменения затрат на единицу изделия по годам выпуска начиная с 1-го года выпуска. В основном затраты в первые годы выпуска выше, чем в последующие годы из - за новизны товара и высоких затрат, связанных с разработкой продукта, вложением в НИОКР, покупкой необходимого оборудования, рекламой, внедрением товара на рынок.

Если динамика затрат характеризуется значительным снижением по годам выпуска, то фирма может проводить либо выборочное снижение цен для расширения рынка, либо резкое снижение цен, если намечается угроза со стороны конкурентов.

«Кривая освоения» строится на основе средних групповых затрат однородной по конструкции и технологии группы продукции на основе выравнивания фактических затрат по годам выпуска с помощью метода наименьших квадратов. (Рис.2.3)

 

Затраты (1 год –100%) Фактическая кривая динамики затрат

Теоретическая кривая динамики затрат

 
 

 


Год

Рис. 2.3. Общий вид «кривой освоения».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.