Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы формирования внешнеторговых цен




Классификация мировых цен по базисным условиям поставки

Мировые цены всегда даются с указанием базисных условий постав­ки, отражающих включение в цену дополнительных расхо­дов, связанных с хранением, погрузкой-разгрузкой, транспортиров­кой, страхованием, таможенным оформлением и т.д. В зависимости от базисных условий поставки эти расходы по-разному распределяются между продавцом и покупателем, при этом в цену включается лишь та их часть, которую берет на себя продавец. Следовательно, чем меньше дополнительные расходы продавца, тем ниже цена.

Таблица8. 1.

Классификация торговых терминов «Инкотермс 2000»

Наиме-нование группы Название термина Условия возмещения транспортных расходов, рисков, таможенных пошлин Вид транспорта
Группа «Е» EXW   Ex works (named point) Франко-завод (название места) Любой транспорт[32]
  Группа «F» - основной фрахт не оплачен FCA Free carrier (named point) Франко – перевозчик (название места) Любой транспорт
FAS Free alongside ship (named port of shipment) Франко - вдоль борта судна (название порта отгрузки) Только водный транспорт[33]
FOB Free on board (named port of shipment) Франко - борт (название порта отгрузки) Только водный транспорт
  Группа«С» - основной фрахт оплачен CFR Cost and Freight (named port destination) Стоимость и фрахт (название порта назначения) Только водный транспорт
CIF Cost, Insurance and Freight (named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (название порта назначения) Только водный транспорт
CPT Carriage paid to (named place of destination) Перевозка оплачена до (название места назначения) Любой транспорт
CIP Carriage and Insurance paid to (named place of destination) Перевозка и страхование оплачены до (название места назначения) Любой транспорт
    Группа «D» - прибытие DAF[34] Delivered at frontier (named place) Поставка до границы (название места поставки) Любой транспорт
DES Delivered ax ship (named port of destination) Поставка с судна (название порта назначения) Только водный транспорт
DEQ Delivered ax quay (named port of destination) Поставка с пристани (название порта назначения) Только водный транспорт
DDU Delivered duty unpaid (named place of destination) Поставка без оплаты пошлины (название места назначения) Любой транспорт
DDP Delivered duty paid (named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (название места назначения) Любой транспорт

В целях избежания разночтений при заключении международных контрактов используются типовые термины, обозначающие определенные условия поставки продукции. Подробное их описание разрабатывается Международной торговой палатой и публи­куется в специальных сборниках под названием «Инкотермс», издаваемых на английском и французском языках (таблица 8.1).

Первый сборник был выпущен в 1936 г. Впоследствии это издание периодически перераба­тывалось и дополнялось с учетом развития международной торговли, изменений в практике перевозок грузов. В 2000 г. вышел новый (седь­мой по счету) ныне действующий справочник «Инкотермс 2000», в ко­тором приведены основные базисные условия поставки товаров в до­говорах купли-продажи. Если стороны в контракте придерживаются смысла терминологии, предлагаемого Международной торговой палатой, они должны сделать ссылку в контракте на «Инко­термс 2000», при отступлении же по отдельным позициям от условий «Инкотермс» также необходимо оговорить в контракте.

«Инкотермс 2000» включает описание 13 базисных условий кон­трактов. Условия выделены в зависимости от обязанностей, которые берут на себя продавец и покупатель, от используемого транспорта[35], величины транспортных расходов, вклю­чаемых в цену, видов и величины сопутствующих расходов (погрузка - разгрузка, страхование, таможенное оформление), момента перехода рисков с продавца на покупателя. Эти 13 условий формируют 4 группы.

Группа Е включает условие ЕХW, согласно которому покупатель получает готовый к отправке товар близ завода продавца.

В группу F входят условия, согласно которым продавец обязан, доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем. При этом возможно включение в цену и дополнительных расходов по погрузке товара на транспортное средство (FОВ). Стоимость основной перевозки в соответствии с этими условиями в цену не включается, и все связанные с ней расходы и риски несет покупатель, оплачивая их сверх цены.

В группу С входят условия, по которым продавец заключает дого­вор перевозки, но при этом не несет риска потери и повреждения груза во время перевозки, а также дополнительных расходов после нее. Внутри этой группы условий цены могут включать или не включать расходы на страхование.

В группе D входят условия, по которым продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения. Вариации условий этой группы зависят от дополнительных расходов по разгрузке, дополнительной транспортировке до места назначения, по таможенному оформлению и т.д. Цены контрактов, заключенных на условиях груп­пы D, оказываются наиболее высокими, поскольку они в максималь­ной степени включают дополнительные расходы.

Анализируя распределение расходов между продавцом и покупателем при раз­личных условиях заключения контракта в соответствии с «Инкотермс 2000», можно заключить, что минимальные расходы и обязанности возлагаются на продавца при заключении контракта на условии ЕХW, а максимальные — на условии DDP, где предусмотрено исполнение продавцом даже таможенных формальностей по импорту.

Таблица8. 2.

Распределение расходов между продавцом и покупателем при различных условиях «Инкотермс 2000»

Базисные условия Проверка товара и упаковка Доставка до основного транспорта Экспортные таможенные формальности Погрузка на основной транспорт Оплата основной перевозки Страхование[36] Выгрузка с основного транспорта Доставка от основного транспорта Импортные таможенные формальности Разгрузка
EXW Пр*[37] Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пок
FCA Пр* Пр* Пр* Пр*/Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пок
FAS Пр* Пр* Пр* Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пок
FOB Пр* Пр* Пр* Пр* Пок Пок Пок Пок Пок Пок
CFR Пр* Пр* Пр* Пр* Пр Пок Пр Пок Пок Пок
CIF Пр* Пр* Пр* Пр* Пр Пр Пр Пок Пок Пок
CPT Пр* Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пок Пок
CIP Пр* Пр* Пр* Пр* Пр Пр Пр Пок Пок Пок
DAF Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пок Пок Пок
DES Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пок Пок Пок Пок
DEQ Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пок Пок Пок
DDU Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пок Пок
DDP Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пр* Пок

Выбор базисных условий поставки зависит от многих факторов, связанных с характеристикой товара, конъюнктурой рынка, ситуацией в странах-контрагентах и т.д. Например, по товарам, произ­водство которых сконцентрировано в ряде мест, а потребление, напро­тив, повсеместно, цены тяготеют к местам производства или добычи. Высокая конкуренция на рынке импортера заставляет экспортера пред­лагать условия, включающие доставку. На­лаженные отношения с перевозчиками и страховщиками стимулируют участников сделки брать на себя эти расходы в надежде на получение льгот и, соответственно, дополнительной прибыли или экономии за счет разницы заложенных в расчет контрактной цены и фактических расхо­дов по транспортировке и страхованию.

При нехватке иностран­ной валюты и возможности привлечь национального перевозчика с оп­латой его услуг в местной валюте экспортер предпочтет «длинные» усло­вия поставки (группы С или D). Если в такой ситуации окажется импортер, то он бу­дет стремиться к принятию «коротких» условий (группы Е или F). При нестабильной политической ситуации в стране импортера экспортер предпочтет «короткие» условия поставки, снижающие его риск, и т.д.

При формировании внешнеторговых цен продавец – экспортер заинтересован в продаже товара по более высокой цене, что сопровождается ростом его прибыли, а покупатель - импортер стремится к снижению цены закупаемого товара, сокращая тем самым свои расходы. Следовательно, переговоры по контрактной цене ведутся в рамках определенного диапазона цен, нижняя граница которого определяется интересами продавца, а верхняя — интересами покупателя, следовательно, уровень контрактной цены может значительно варьироваться.

В анализе цен применяются сравнительный и расчетный подходы:

I. Сравнительный подход предполагает анализ базисных внешнеторговых цен. Применять его стоит при наличии достаточного объема ценовой информации, которую можно систематизировать, обобщить, и сделать достаточно обоснованный вывод о допустимом уровне цены сделки.

II. Расчетный подход применяется при недостатке или отсутствии информации о ценах. Тогда по специальным формулам рассчитывается возможный уровень цен с учетом существующих цен на аналогичные изделия, затрат на производство и других параметров. Из расчетных методовнаиболее часто используются методы удельной стоимости и приближенной калькуляции:

· Удельная стоимость — это стоимость технико-экономической единицы товара: единицы веса, мощности и т.д., это приближен­ный ценовой показатель, служащий для предварительного срав­нения и недостаточный для принятия окончательного решения о ценах. Он применяется главным образом для анализа цен на обо­рудование, которое имеет одну определяющую техническую ха­рактеристику[38].

· Метод приближенной калькуляции применяется, если по данному товару отсутствует информация о цене (напри­мер, это новый товар или первая сделка), а также для дополни­тельной проверки данных, полученных другими методами. Метод приближенной калькуляции — это определение стоимо­сти товара путем суммирования стоимостей составных элемен­тов: материалов, заработной платы, накладных расходов и др. Все это подсчитывается по среднемировой стоимости и суммируется. Понятно, что многие статьи такой калькуляции определяются только приблизительно, а потому при данном методе возможны значительные ошибки, и на него нельзя полагаться полностью.

При определении цен на экспортируемую продукцию, возможно использование различных методов формирования цены.

1. Затратный метод.

При затратном ценообразовании цены рассчитываются на базе собственных затрат экспортера по производству и реализации продукции. При этом может калькулироваться либо полная себестоимость, либо сумма прямых затрат. Добавляя к полученной сумме затрат некоторую величину прибыли, рассчитывают цену, по которой продукция может быть предложе­на на экспорт. При подсчете внешнеторговой цены обязательно учитываются меры по поддержке или ограничению экспорта со стороны государства: субсидии, налоговые льготы, таможенные пошлины. В зависимости от конъюнктуры мирового рынка полученная цена может быть скорректирована за счет использования системы ценовых скидок или надбавок. Ценообразование на базе полной себестоимости в условиях конкурентного рынка используется крупными компаниями—лидерами рынка, ТНК. Российские экспортеры редко применяют этот метод ценообразования, поскольку занимают на мировом рынке недостаточно сильные конкурентные позиции.

Если экспорт продукции не является основным направлением деятельности фирмы, а лишь дополняет поставку продукции на внутренний рынок, обеспечивая тем самым полную загрузку оборудования, то фирма определяя экспортной цены может использовать неполную себестоимость, учитывая только переменные затраты на производство продукции с добавлением маржинальной прибыли.

2. Ценностный метод.

Данный подход предполагает ориентацию на потребителя, на учет потребительской ценности товара и того экономического результата, который может быть получен потребителем от использования экспортируемой продукции. Данный метод наиболее часто используются по машинотехнической продукции, и предполагает сопоставление конкурирующих товаров с точки зрения эффективности их эксплуатации, например путем сравнения периодов окупаемости, годовых издержек по эксплуатации, общей величины расхо­дов на приобретение и эксплуатацию. В российской внешнеторговой практике такие методы оценки товаров на основе экономических показателей или эффективности эксплуата­ции пока используются крайне редко.

3. Метод установления цен на основе текущей мировой цены.

Метод состоит в установ­лении цены, по которой про­дукция реализуется другими экспортерами-конкурентами. На конкурентных рынках ориентируются на среднюю рыночную цену товаров данного рода, а на олигополистических рынках - на цены ведущих компаний или на ценового лидера. Этот метод определения экспортных цен ис­пользуется большинством фирм и стран в мировой торговле, включая российских экспортеров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.