Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие трансфертных цен




Классификация цен по способу получения информации

Классификация цен по способу установления фиксации

Классификация цен в зависимости от государственного воздействия и регулирования

Классификация цен в зависимости от территории действия

(по географическому принципу)

Географический подход – это принятие цен для потребителей в разных частях страны.

I. Цены единые по стране или поясные – устанавливаются и регулируются Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти на такие виды товаров как газ, электроэнергия и теплоэнергия, нефть и нефтепродукты, перевозки пассажиров, услуги почтовой связи.

II. Цены региональные (зональные, местные, цены на основе базиса)

· Региональные и местные цены регулируются региональными органами власти и управления и ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Это цены на большинство коммунальных услуг.

· Зональные цены – это цены, при которых заказчики, находящиеся в пределах определенной зоны, платят одну цену, которая становится выше по мере удаления зоны от производителя. Выделяется несколько географических зон с различными ценами.

· Цены на основе базиса позволяют продавцу выбрать город, порт, станцию для базиса и взимать со всех заказчиков транспортные расходы до базисного пункта назначения товаров. Кроме того, под базисными условиями понимают отражения в цене не только расходов на транспортировку, но и расходов на погрузку, разгрузку и страхование продукции.

В современной российской практике при национальных поставках используют традиционные отечественные правила формирования цен по базисным условиям: цены - нетто – цены на месте купли-продажи и цены - брутто или фактурные цены, определяемые с учетом условий купли – продажи (вида и размера налогов, наличия скидок, вида «франко» и условий страховки). Термин «франко» отражает дифференциацию цен в зависимости от того на кого - продавца или покупателя ложатся транспортные расходы и показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы. В основном используются цены франко-отправления и цены франко-назначения.

Цены франко-отправления — цены, которые помимо затрат на про­изводство и необходимой прибыли включают транспортные расходы до пункта начала основной транспортировки груза. Например, добытый уголь от шахты доставляется до ближайшей железнодорожной станции, откуда будет транспортироваться на большое расстояние. Цена с вклю­чением расходов до станции отправления называется ценой франко-станция отправления. Аналогично формирование цен франко-пристань и франко-порт отправления.

Цены франко-назначения — цены, включающие помимо себестои­мости и прибыли расходы до пункта назначения, вплоть до пункта пот­ребления. В отличие от цен отправления эти цены содержат основную транспортную составляющую.

Таблица 6. 1

Классификация цен на основе базисных условий

Цена продукции на складе поставщика Расходы по доставке продукции на станцию отправления Расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления Расходы по транспорти- ровке продукции до станции назначения Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения Расходы по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя
Франко-поставщика          
Франко-станция        
Франко-вагон станция отправления      
Франко-вагон станция назначения    
Франко-станция назначения  
Франко-склад потребителя

В условиях рыночной экономики основной целью государственного регулирования цен является согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства. Она может быть конкретизирована следующими целями:

· обеспечение экономической безопасности страны;

· защита отечественного товаропроизводителя;

· защита наименее обеспеченных слоев населения от необос­нованного роста цен на товары первой необходимости;

· создание условий для нормальной конкуренции;

· ограничение власти предприятий – естественных монополистов;

· ограничение инфляционного роста цен в результате возник­новения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;

· поддержание ценовых пропорций.

Меры воздействия на производителей со стороны государства делятся на прямые и косвенные.

I. Прямые меры - это установление определенных правил ценообразова­ния, к которым относятся установление регулируемых или фиксированных цен, а также законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы. К данным ограничениям можно отнести запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, нарушающую интересы экономических субъектов, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу и другие методы злоупотребления рыночной властью, нарушающие конкуренцию на рынках.

1. Регулируемые цены – это цены, формирующиеся в результате взаимодействия спроса и предложения, но испытывающие при своем формировании прямое воздействие государственных органов, осуществляемое одним из следующих способов:

· Прямым ограничением роста или снижения цен, в результате которых формируются предельные цены, то есть цены, выше или ниже которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг. Предельно высокими являются регистрируемые отпускные цены производителей социально значимых товаров - лекарственных средств, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения[20].

· Регламентацией рентабельности, то есть фирма имеет относительную свободу в ценообразовании, и ограничивается не цена, а доля прибыли в цене. Данное регулирование не используется в мировой практике, так как не заинтересовывает фирмы в снижении издержек.

· Установлением предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта,

· Установлением предельных значений элементов цены. Установление предельных размеров снабженческо - сбытовых надбавок и торговых наценок применяется для регулирования цен на социально значимые товары.

2 Фиксированные цены – это цены, устанавливаемые на определенном уровне государством в лице каких-либо органов власти и управления, и их изменение возможно только по решению субъекта, утвердившего их[21]. Продажа покупателям товаров по единой цене является самым жестким способом государственного регулирования. Существуют такие формы фиксирования цен: как прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, устанавливающиеся в экстремальных условиях войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, а также фиксирование тарифов естественных монополистов.

Так, например, тарифы на международные перевозки устанавливаются в соответствии с тарифной политикой железных дорог государств – участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении и утверждаются на ежегодных тарифных конференциях железнодорожных администраций стран СНГ – участниц тарифного соглашения от 17 февраля 1993 года. Ставки тарифной политики на соответствующий фрахтовый год установлены на базе международного железнодорожного транзитного тарифа и единого транзитного тарифа.

II. Косвенные меры — это воздействие на цены посредством использо­вания экономических рычагов, к которым можно отнести налогообложение, государственные закупки, финансо­вую, инвестиционную, кредитную и денежную политику, устанавливающие соответствующие на рынках «правила игры». В результате на рынке будут формироваться свободные цены, то есть цены, свободно складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения, но под воздействием экономических рычагов государственного регулирования.

Косвен­ное воздействие на цены оказывают все государственные регулирую­щие акции, которые могут воздействовать как на факторы предложения: государственные закупки товаров, деблокирование запасов, поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке, политику в области рабочей силы, изменение косвенных налогов, и налогов, входящих в себестоимость продукции, расширение или снижение импорта, так и на спрос: пропагандистские компании, изменение подоходного налога, индексация доходов населения, пенсионная политика и др.

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере ослабления кризиса.

При подписании договора (контракта) на поставку продукции или выполнение работ важным условием является распределение риска потерь от инфляции между поставщиком и потребителем продукции. В результате такого распределения при заключении договоров могут применяться твердые, подвижные и скользящие цены.

1. Твердые цены (постоянные)

Твердые ценыустанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору (соглашению, контракту). В контракте делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит».

Данные цены применяются в сделках: с немедленной поставкой, с поставкой в течение короткого срока, в случаях длительных сроков поставок с обязательной оговоркой. В данном случае риск инфляционных потерь полностью берет на себя изготовитель, но твердые цены не всегда выгоды покупателю.

2. Подвижные цены.

Когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). О возможности изменения цены делается оговорка в контракте «оговорка о понижении и повышении цены». При отклонении рыночной цены от контрактной на 2-5% пересмотр фиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в контракте указывается источник информации о рыночных ценах.

Подвижные цены устанавливаются на промышленное сырье, продовольственные товары по долгосрочным контрактам. Риск потерь от инфляции полностью ложиться на покупателя.

3. Скользящие цены.

Скользящие цены– цены, исчисляемые в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. Скользящие цены устанавливаются на товары с длительным сроком изготовления – сложное промышленное оборудование.

При подписании договора фиксируется базисная цена, оговаривается ее структура, метод расчета скользящей цены. В интересах покупателя в договор могут быть внесены некоторые ограничения: установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится, определен процент возможного изменения цены (например, не выше 10% от общей суммы затрат), называемый лимитом скольжения. Может быть предусмотрено, что скольжение распространяется не на всю сумму издержек производства, а лишь на определенные их элементы, тогда способ фиксации цены будет смешанный. Кроме того, скольжение может быть предусмотрено не на весь срок действия договора, а на более короткий период (например, на первые 6 месяцев от даты заключения договора).

В контракте указывается базисная цена на дату предложения товара и ее составляющие: доли заработной платы, стоимости сырья, других ресурсов и неизменная часть цены (прибыль, накладные расходы). Цены на ресурсы в момент заключения сделки также фиксируются в контракте. Тогда уровень конечной цены ставится в зависимость от изменения цен ресурсов с помощью формулы скольжения:

где: P1 – окончательная цена; P0 – базисная цена; A- доля в цене материальных затрат; B – доля в цене заработной платы; a0 – базисные цены материалов; a1 – цены материалов за период скольжения; b0 - базисные ставки заработной платы; b1 – ставки заработной платы за период скольжения; C – неизменная часть цены.

В общем виде для большего количества скользящих элементов формула приобретает вид:

.

На практике формулу расчета скользящей цены можно использовать для прогнозирования цен конечной продукции в результате существенных изменений цен в основных элементах затрат.

 

По способу получения информации цены бывают публикуемые и расчетные.

1. Публикуемые цены.

Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся справочные цены, прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов и торгов. Источниками информации о справочных ценах являются данные официальной статистики, экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, периодические издания объединений производителей и прейскуранты.

· Справочные цены – это цены, публикуемые продавцами сырьевых товаров, а также их ассоциациями. Такая информация публикуется, в частности, по мировым ценам на уголь, нефть, черные металлы и изделия из них[22]. Публикуемые цены могут быть и не связанны с реальными сделками (номинальными), а могут отражать прошлые сделки. Информацию о номинальных и прошлых ценах используют поставщики продукции для определения цен при заключении контрактов на поставку товара в качестве базы, с которой начисляются скидки и надбавки. Размер скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%.

· Прейскурантные цены – это вид справочных цены, публикуемый в прейскурантах, то есть справочниках фирм - продавцов. Эти цены либо публикуются в отраслевых изданиях, либо сообщаются определенному кругу покупателей. Используются они главным образом для готовой продукции, например, машинотехнической продукции или товаров широкого потребления. Эти цены не ориентированы на каких-либо конкретных покупателей.

· Биржевые котировки - это цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. На биржах продают примерно 60 основных видов сырьевых товаров: сельскохозяйственное непродовольственное и лесное сырье -хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру; цветные и драгоценные металлы; нефтепродукты; зерновые. Биржевые котировки являются ценами реальных контрактов и служат ориентиром для установления цен по товарам, реализуемым по обычным контрактам. Особенностью их образования является то, что они складываются в результате взаимодействия спроса и предложения. Влияние монополий и государства на биржевое ценообразование несущественно и носит косвенный характер. Биржевые цены публикуются в биржевых бюллетенях, информационных и периодических изданиях.

На современном биржевом рынке выделяют два взаимосвязанных сектора:

1. Рынок реального товара,

Наданном рынкепродаются конкретные партии бир­жевого товара различного качества, количества, условий и сроков по­ставки, и цель участников — продать или приобрести конкретный товар с определенным сроком поставки и на подходящих условиях. На реальный товар обычно используются цены двух видов: цены «спот» (или по факту) и цены «форвард».

· Цены «спот» — это цены по сделкам с немедленной поставкой (сроки поставки оговариваются правилами биржи), то есть цены на наличный товар, находящийся на одном из складов биржи. Цены «спот» отражают соотношение спроса и предложения наличного товара.

· Цены «форвард» — это цены с поставкой товара в будущем, то есть цены по сделкам на срок, длительность которого также определяется биржей и зависит от характера товара, условий и обычаев, действующих на бирже. Цены «форвард» кроме соотношения спроса и предложения на товар к моменту его поставки должны учитывать и другие факторы, например расходы по хранению, страхованию товара. Обычно в условиях спокойной конъюнктуры цены «форвард» выше, чем цены «спот», но в условиях резких колебаний спроса и предложения возможно и иное соотношение цен.

2. Фьючерсный рынок.

На фьючерсном рынке сделки заклю­чаются на полностью унифицированные контракты товара стандартного качества и количества с фиксированными условиями и сроками поставки в будущем с целью хеджирования, то есть страхования от рисков неблагоприятного изменения цен, либо с целью спекуляции за счет ценовых изменений. Унифицированный подход к товару и условиям его поставки на фьючерсном рынке привел к тому, что этот рынок охватывает меньший круг товаров, чем рынок реального товара, например, при торговле сырой нефтью рынок реального товара учитывает около 70 видов сырой нефти, а фьючерсный рынок — только два сорта нефти. При этом в современных условиях объем фьючерсной торговли значительно превосходит объемы продаж реального товара. Значение фьючерсной биржи, или торговли контрактами, с точки зрения цен ог­ромно: она позволяет выявить или прогнозировать уровень цен на перспективу, снизить риск ценовых потерь в будущем. На данном рынке используют фьючерсные цены.

· Цены товарных аукционов [23] - это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Это свободные цены, отражающие уникальные и редкие свойства товаров. На аукционах продается продукция сельского хозяйства, лесного, рыболовства, пушно-меховой товар, чай, драгоценные камни, предметы старины и искусства. Вследствие специфики товара, на формирование цен оказывает большое влияние сезонный фактор. Обычно проведение аукционов приурочивается к периодам сбора урожая, настрига шерсти и т. д., то есть проводится нерегулярно, в результате ценовая информация имеет склонность к старению.

В рамках аукциона различают: стартовую цену, по которой объявляется начало торгов; цену аукционного шага, то есть промежуточную цену, превышающую стартовую и объявляемую потенциальным покупателем; цену фактической продажи, превышающую стартовую цену на сумму цен аукционных торгов. Соотношение между этими ценами зависит от системы аукционных торгов, которая может быть либо английская (классическая), либо голландская. При английской системе аукционного торга котирование цен начинается с сообщения минимальной цены продавца, а последующие предложения покупателей повышают цену. В результате товар достается тому, кто предложит самую высокую цену, а конечная цена аукциона всегда выше стартовой. Такая система наиболее распространена в торговой практике. При голландской системе торг начинается с первоначальной цены, которая может быть несколько завышена. Если при этой цене нет желающих приобрести товар, то цена снижается до тех пор, пока не появится спрос. Выигравшим считается покупатель, первым давший согласие на покупку. В данном случае конечная цена оказывается ниже стартовой, но максимально возможная для данного товара. Такая система используется для скоропортящихся товаров (овощей, фруктов, цветов).

Уровни цен аукционов и биржевые котировки публикуются в специальных бюллетенях, выпускаемых биржевыми и аукционными комитетами в ежемесячных и ежегодных изданиях международных экономических организаций (ООН, МВФ).

Организаторами аукционов обычно выступают либо крупные акционерные компании, монополизирующие торговлю определенным видом товара, скупая товар у производителей и перепродавая его на аукционе оптовым посредникам –покупателям, они получают прибыль от разницы цен, либо специализированные брокерские фирмы, занимающиеся перепродажей товаров на условиях комиссии по поручению своих клиентов. Сами клиенты, продавцы и покупатели в аукционе не участвуют, а выплачивают брокерам вознаграждение.

· Цены торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Тендер предполагает привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее организаторов. То есть несколько конкурентов (оферентов) предлагают заказчику свои проекты (оферты) по выполнению определенных работ, из которых он выбирает самый эффективный.

Торги проводятся по технически сложной и капиталоемкой продукции машиностроения, по строительству предприятий, мостов, железных и автомобильных дорог, электростанций, трубопроводов, на оказание услуг. Такие процедуры способны обеспечить наивысшую затратную эффективность, то есть получение необходимого результата при минимальном расходовании финансовых ресурсов. Именно поэтому во многих странах мира торги являются обязательным условием размещения бюджетных ассигнований, то есть организации закупок товаров или услуг бюджетными организациями всех уровней. Эта методика выбора поставщиков распространяется и в России. Все чаще ее берут на вооружение и отделы закупок частных отечественных фирм, устраивающие жесткие соревнования конкурирующих поставщиков.

До того как тендерный комитет примет к рассмотрению заявку потенциального поставщика, последний должен доказать, что его продукция соответствует требуемому уровню качества (обладает международно - признанными сертифи­катами, например ISО), затем может начаться экономическое соревнование, к которому надо уметь подготовиться. Подготовка, то есть разработка тендерного предложения (оферты), является дорогостоящей и длительной процедурой, при этом важно помнить, что важнейшим фактором победы (в честно проводимых тендерах) является предложение наилучшего соотношения ценность/цена, и включение в оферту цены на самом низком уровне еще не гарантирует благосклонности тендерного комитета.

Подготовка тендерной за­явки включает как минимум два этапа: качественный анализ условий торгов и экономическое обоснование заявки на участие.

Задачей качественного анализа является определение желательно­сти победы в торгах с точки зрения задач развития фирмы в целом, которые могут состоять как в максимизации прибыли, так и в проникно­вении на новый для себя рынок или в обеспечении более полной загрузки суще­ствующих мощностей и сохранении занятости для наиболее ценных работников. Соответственно, условия тендера должны рассматри­ваться с точки зрения их влияния на решение такого рода за­дач. Для ответов на вопросы: в каких тендерах участвовать и какую цену предложить, необходимо проанализировать степень загрузки производственных мощностей и возможность ее изменения в случае выигрыша торгов, наполненность портфеля заказов, возможную степень остроты конкуренции в данных торгах, сложность соблюдения условий поставок, сформулированных в приглашении к торгам, возможную прибыльность выполнения заказа в случае победы.

Экономическое обоснование заявки на участие в торгах связано с выбором той предлагаемой фирмой цены, при которой она может достичь максимальной величины выигрыша, определяемого с помощью уравнения:

E(X)=P(X)*Z(X),

где X – объем поставок по условиям торгов,

E(X) – возможная величина выигрыша фирмы в случае получения по итогам торгов заказа на объем поставок X,

P (X) - вероятность получения заказа объемом X при различных уровнях цены оферты[24],

Z(X) – выигрыш, получаемый при различных уровнях цены оферты.

Для определения вероятности победы в торгах при различных уровнях цены необходимо собирать информацию о круге участников аналогичных торгов в прошлом, об уровнях цен, предлагавшихся всеми этими участниками в своих офертах, об уровнях цен, по которым были заключены контракты с победителями торгов. При наличии данных необходимо воспользоваться детальными методами оценки вероятностей, описанными в литературе и основанными на расчете частоты предложения конкурирующими фирмами цен, отличающихся от цен оферты данной фирмы на определенную долю от величины прямых затрат по соответствующей продукции. На этой основе определяется возможная цена оферт конкурентов и вероятность того, что оферта фирмы будет принята, если она предложит цену, ниже чем у конкурентов.

Результаты торгов публикуются редко, хотя о месте и сроках их проведения регулярно даются объявления в официальных органах печати, специальных бюллетенях, экономических журналах.

Уровень цен международных торгов зависит от специфики реализуемых через торги товаров или услуг, от вида торгов (торги могут быть гласные с публичным оглашением результатов и негласные). При открытых торгах, когда число участников больше и конкуренция между ними острее, цена оказывается ниже, чем при закрытых торгах, но при этом возрастает риск неиспол­нения или некачественного исполнения заказа. Цена зависит от страны — организатора тендера. Цены тор­гов, формирующиеся в развивающихся странах, обычно выше, чем в развитых странах из-за более высокого спроса и неудовлетворенности потребностей развивающихся стран в связи с неразвитостью собственного производства, из-за неустойчивости их экономического и политического положения и повышенного риска работы в этих странах. На цены влияют и страны - потенциальные исполнители заказа. Если это фирмы из развивающихся стран, то цены формируются на более низком уровне. Кроме того, между ними реже достига­ется монополистический сговор определенного уровня цены. Государство через свои организации может либо выступать организато­ром торгов, либо определять правила, места и условия их проведения. Так заказчик может отка­заться от предложения с минимальной ценой по политическим соображениям, либо отдавая предпочтение фирме, с которой он имеет дли­тельные деловые связи или которая предлагает более выгодные кре­дитные условия, либо заказ может быть передан отечественной фирме в целях поддержки отечественного производителя.

2. Расчетные цены.

Расчетные цены – цены, применяемые в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам, авторские работы в сфере искусства. Цены на нестандартное оборудование рассчитываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий, а в некоторых случаях устанавливаются после выполнения заказа. Производимое сложное оборудование связано с запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием высоко -квалифицированного персонала. Сведения о ценах на специализированное оборудование встречаются в печати эпизодически, их практически невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены. Аналогично складывается ситуация в отношении уникальных художественных работ.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы понимаете тезис формирования системы цен по «принципу сообщающихся сосудов»?

2. Может ли цена одного и того же товара иметь несколько характеристик в зависимости от критериев классификации? Приведите пример.

3. В чем отличие оптовой цены предприятия от оптовой цены промышленности? Что больше?

4. Что общего вы можете выделить в формировании цен по различным отраслям?

5. Как вы понимаете понятие «зональные цены»?

6. В чем различие прямых и косвенных мер государственного воздействия в области ценообразования?

7. Каковы способы прямого регулирования цен органами государственной власти?

8. Почему при заключении контрактов могут использоваться твердые, подвижные или скользящие цены? Каков механизм перераспределения инфляционного риска между участниками контракта?

9. Что такое «лимит скольжения»?

10. В чем принципиальное отличие публикуемых и расчетных цен? К каким товарам применяются публикуемые и расчетные цены?

11. Дайте характеристику основным типам публикуемых цен? Каковы их особенности?

12. Почему цены фактических сделок отличаются от прейскурантных цен? Какую роль играют прейскурантные цены?

13. В чем отличие английской схемы аукционов от голландской схемы? Для реализации каких товаров используются данные схемы аукционов?

14. Какие секторы рынка выделяются на биржевом рынке? В чем принципиальное их отличие?

15. Какие факторы оказывают влияние на формирование цен в международных тендерах?

16. Какие цены в условиях инфляции наиболее выгодны продавцу, а какие покупателю?

17. В начале 90-х годов отечественные производители нефтегазового оборудования захотели получить заказы в рамках нефтяных займов Мирового банка, предоставленных Российской Федерации. Эксперты банка, действуя в соответствии со стандартной процедурой торгов, не смогли принять заявки российских фирм к рассмотрению. Каковы, на ваш взгляд, возможные причины такого отказа?

 

Тест:

  По характеру обслуживаемой отрасли выделяют: a) регулируемые цены; b) закупочные цены; c) биржевые котировки; d) скользящие цены.  
  Цены, устанавливаемые и регулируемые государственными органами РФ являются: a) едиными по стране: b) оптовыми ценами промышленности; c) твердыми;  
  Скользящая цена – это: a) цена, достигшая прежнего уровня после ее понижения или повышения, b) цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения контракта, c) цена, при которой производственная фирма может лишь возмещать свои издержки.  
  Основанием для выделения твердых цен является: a) степень регулирования, b) устойчивость во времени, c) постоянство структурных элементов.  
  По стадиям движения товара выделяют: a) регулируемые цены, b) закупочные цены, c) скользящие цены, d) розничные цены.  
  Одежда продается населению: a) по оптовой цене, b) по биржевой ценен, c) по трансфертной цене, d) по розничной цене.  
  К расчетным ценам относятся: a) биржевые котировки; b) цены ярмарок и выставок; c) цены на сложное специальное оборудование;  
  Покупателю в условиях инфляции более выгодна: a) твердая цена, b) подвижная цена, c) скользящая цена, d) розничная цена.  
  Продавцу в условиях инфляции более выгодна цена: a) твердая, b) подвижная, c) скользящая.  
  Попытку согласовать интересы покупателя и продавца отражает цена: a) твердая, b) подвижная, c) скользящая.  
  Цена твердая – это: a) цена, полученная на основе объективно обусловленных оценок затрат и дохода от реализации товара, b) цена, ниже которой продавец не согласен продать свой товар, или цена, которую готов заплатить покупатель, c) цена, установленная при заключении договора и остающаяся неизменной в течение всего срока его действия, d) цена товаров, приобретаемых розничными торговцами у оптовика для дальнейшей перепродажи.  
  К закупочной цене можно отнести: a) закупочную цену государства, b) оптовую цену предприятия, по которой закупается товар оптовиком, c) оптовую цену дилера, по которой закупается продукция розничным магазином, d) оптовую цену фермера, по которой закупается его продукция розничным магазином.  
  Механизм формирования цен, при котором цены формируются с учетом рыночного механизма формирования затрат, то есть в результате взаимодействия спроса и предложения, является: a) нормативным, b) маркетинговым, c) смешанным.  
  Механизм цен, действующий на базе маркетингового подхода с использованием нормативных элементов (с применением методов расчета цен — полных, пря­мых или предельных затрат), на базе стандартных или норматив­ных издержек производства; на базе целевой или нормативной величины прибыли, является: a) маркетингово - нормативным механизмом b) нормативно-маркетинговым механизмом, c) нормативным механизмом.  
  Цена, которая определяет предельный размер затрат на строительство каждого конкретного объекта (жилого дома, заводского корпуса, гаража, фабрики), рассчитанных по полному перечню всех работ на основе сметы и калькуляции по известным нормам и нормативам является: a) договорной, b) сметной, c) прейскурантной.  
  Цены франко-отправления — это: a) цены, которые помимо затрат на про­изводство и необходимой прибыли включают транспортные расходы до пункта начала основной транспортировки груза, b) цены, включающие помимо себестои­мости и прибыли расходы до пункта назначения, вплоть до пункта пот­ребления, c) нетто-цены.  
  Если цена включает все кроме расходов по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя, то это цена будет: a) франко-поставщика, b) франко-вагон станция назначения, c) франко станция назначения.  
  Если государство прямо ограничивает рост или снижение цен, то данный метод регулирования относится к: a) установлению предельных цен, b) регламентации рентабельности, c) установлению предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, d) установлению предельных значений элементов цены.  
  Рынок реального товара на биржевых торгах характеризуется тем, что: a) на рынке сделки заклю­чаются на полностью унифицированные контракты товара стандартного качества и количества с целью хеджирования. b) наданном рынкепродаются конкретные партии бир­жевого товара различного качества, количества, условий и сроков по­ставки, с целью хеджирования. c) наданном рынкепродаются конкретные партии бир­жевого товара различного качества, количества, условий и сроков по­ставки, и цель участников — продать или приобрести конкретный товар с определенным сроком поставки и на подходящих условиях.  
  Ценами по сделкам с немедленной поставкой на наличный товар, находящийся на одном из складов биржи являются: a) цены «спот», b) цены «форвард», c) фьючерсные цены.  
  Фьючерсный рынок охватывает: a) больший круг товаров, чем рынок реального товара, b) меньший круг товаров, чем рынок реального товара, c) одинаковый круг товаров.  
  При голландской системе торгов на аукционе: a) конечная цена ниже стартовой цены, b) конечная цена выше стартовой цены, конечная цена равна стартовой цене.

Задачи:

№1. Фирма на условиях скользящих цен получила заказ на по­ставку оборудования. Дата получения заказа — январь 2008г, срок поставки — декабрь 2009г. Предложенные поставщиком условия скольжения определяют следую­щую раскладку цены на составляющие: стоимость мате­риалов — 50%; стоимость рабочей силы — 20%; неизмен­ная часть цены — 30%. Предполагается, что за 2008—2009 гг. цены на материалы вы­растут на 17%, а ставки номинальной заработной платы повысятся в ма­шиностроении на 25%. Приняв базисную цену за 100 условных еди­ниц, определите по формуле скольжения ожидаемый процент повышения цены.

№2. Известно, что в текущем периоде доля затрат на электроэнергию в цене машиностроительной продукции составляла 20%, доля затрат на оплату труда -26%. В прогнозном периоде ожидается повышение тарифов на электроэнергию на 18%, ставки заработной платы вырастут на 15%. На сколько процентов вырастет цена машиностроительной продукции?

№3. Рассчитайте цену товара на момент поставки исходя из сле­дующих условий. Цена товара на момент заключения дого­вора поставки составила 1200 руб., доля заработной платы в цене товара на момент заключения договора составила 20%, доля сырья — 35%. Стоимость 1 кг сырья на момент заклю­чения договора — 300 руб., на момент исполнения догово­ра — 450 руб., заработная плата на момент заключения дого­вора — 2200 руб., на момент исполнения договора—3300 руб.

№4. Предприятие А при производстве продукции применяет более дешевое сырье, в результате себестоимость его про­дукции составила 100 руб., а предприятие В использует аналогичное, но более дорогое сырье, в результате себе­стоимость этой же продукции на предприятии В соста­вила 120 руб. Если государство установило предельный уровень рентабельности к себестоимости 15%, тогда каковы будут оптовые цены данных предприятий без НДС и с НДС?

 

№5. Допустим, зарегистрированная в Реестре цена лекарственного средства со­ставляет 200 руб., органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают пре­дельные размеры торговых надбавок к отпускным це­нам: предельный уровень оптовой надбавки 25%, предельный уровень торговой надбавки — 20%. Рассмотрите возможный порядок расчета розничных цен в случаях:

1. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу.

2. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 180 руб. за единицу, т.е. со скидкой 10% от цены, зарегист­рированной в Реестре.

3. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 220 руб. за единицу, т.е. по цене выше зарегистрирован­ной в реестре.

4. Фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу.

5. Фармацевтическая организация оптовой тор­говли закупила лекарство у другой оптовой организации по цене 220 руб. за единицу, т.е. с оптовой надбавкой 10% к цене производителя.

6. Фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у оптовой организации по цене 220 руб. за единицу.

 

№6. Фирма исходит из полученных оценок вероятности выигрыша торгов при различных уровнях цены своей оферты. Какой уровень цены является для нее предпочтительным с точки зрения наибольшего выигрыша в результате победы в тендере?

Вариант Возможный уровень цены оферты Величина выигрыша в расчете на единицу продукции Вероятность выигрыша торгов Вероятностная величина выигрыша в расчете на единицу товара
А     0,18  
Б     0,23  
В     0,35  
Г     0,44  
Д     0,52  

 

 

ГЛАВА 7. ТРАНСФЕРНТЫЕ ЦЕНЫ И МЕТОДЫ ИХ РАСЧЕТА

Трансферты – это операции, в ходе которых подразделения компании передают друг другу товары и оказывают услуги, вследствие чего принимающие подразделения терпят расходы, а поставляющее подразделение получают денежные поступления.

Трансфертные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями компании, а также разных компаний, но входящих в одно объединение. Они могут использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг. Следовательно, целью использования трансфертных цен является возможность влиять на показатели работы каждого из подразделений, способствуя увеличению их прибыли и прибыли фирмы в целом, повышая ее конкурентоспособность.

Трансфертные цены получили широкое распространение в 50-60 е годы в бизнесе крупных компаний в зарубежных странах, особенно при обмене товарами и услугами в рамках транснациональных компаний. Данные о трансфертных ценах, как правило, ограничены и составляют коммерческую тайну, а их уровень в 3-4 раза ниже рыночных цен. Причиной расширения сферы применения трансфертных цен явилось развитие производственной кооперации. Установление трансфертных цен позволяет руководству холдинга перераспределять прибыль между материнской и дочерними компаниями, распределять рынки сбыта и сферы влияния между различными подразделениями, выводить прибыль, получаемую дочерними компаниями, из стран, где действуют ограничения на вывоз капитала, завоевывать новые рынки.

Но главная цель введения трансфертных цен – это минимизация налогообложения внутрикорпоративных расчетов и таможенных платежей, а также аккумулирование прибыли в сбытовых структурах, зарегистрированных в зонах с льготным налогообложением. То есть производственные компании поставляют продукцию по трансфертной цене, которая ниже рыночной, родственным сбытовым компаниям, зарегистрированным в оффшорной зоне (иностранной или внутренней), сбытовики реализуют товар по рыночной цене, получая сверхприбыль, с которой не платятся налоги. Поэтому трансфертные цены являются предметом пристального внимания налоговых органов разных стран. По ряду исследований сегодня осуществляется 30-50% мирового экспорта товаров и услуг, вследствие чего налоговая нагрузка корпораций снижается в среднем на 10-15%. В России поводом для проверки сделки между взаимозависимыми[25] компаниями и при совершении внешнеторговых сделок является согласно Налоговому кодексу РФ отклонение цен сделок более чем на 20% в сторону повышения либо в сторону понижения от рыночного уровня цен[26] в пределах непродолжительного периода времени[27]. Следствием проверки может быть признание цены как не соответствующей уровню рыночных цен и пересчет результатов сделки исходя из рыночных цен.

На базе официальных источников информации определяется рыночная цена:

;

где: - уровень рыночной цены;

Pi - цены идентичных товаров;

qi - количества реализованных идентичных товаров.

Может случиться так, что на соответствующем рынке нет сделок по идентичным или однородным товарам (работам, услугам). В этом случае, а также при невозможности определения рыночных цен ввиду отсутствия либо недоступности источников информации для их определения используется метод цены последующей реализации. Рыночная цена товаров определяется как разность цены, по которой они реализованы покупателем при последующей их реализации (перепродаже), и обычных затрат, понесенных покупателем при перепродаже, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.