Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение уровня и индекса цен в экономическом анализе




Индекс цен – это относительный показатель, характеризующий изменение во времени или соотношение в пространстве цен какого-либо товара, отдельной товарной группы или всей их совокупности. При расчетах индексов цен используются текущие данные - «1» и базисные данные – «0».

Индексы цен

В условиях рыночной экономики существуют противоположные направления в движении цен на различные товары. Но как бы ни были разнообразны движения цен на отдельные товары, существует общая тенденция этого движения. Показателем, характеризующим общее изменение цен всей совокупности товаров, является индекс цен.

Классифицировать индексы можно по различным признакам:

I. По степени охвата исследуемых товаров:

1. Индивидуальные индексы цен характеризуют изменение цены единицы какого-либо одного товара. .

2. Сводные индексы цен рассчитываются для изучения динамики цен всей совокупности товаров, создаваемых и обращающихся в одной конкретной отрасли (сводный индекс отпускных цен в промышленности, закупочных цен в сельском хозяйстве, на потребительские товары и услуги и т. д.). Они могут быть разделены на общие и групповые индексы цен.

· Общие индексы цен рассчитываются для всей совокупности разноименных товаров, например индексы цен на все непродовольственные товары.

Основной формой общих индексов цен являются агрегатные индексы, обладающие синтетическим (посредством индексного метода производится соединение, агрегирование несоизмеримых товаров) и аналитическим свойством (посредством индексного метода определяется влияние факторов на изменение результативного показателя, например товарооборот).

· Групповые индексы цен рассчитываются для отдельных более или менее однородных групп товаров, составляющих часть всей их совокупности. Например, индексы цен на ткани, мебель, обувь.

Переход от совокупности товаров, непосредственно несоизмеримых и не суммируемых, к совокупности соизмеримых товаров производится путем введения соизмерителей или весов индекса. Веса, как в числителе, так и в знаменателе должны быть одинаковыми, а цена – различна, в результате изменение цены изолируется от влияния изменения веса. Выбор соизмерителей (весов) зависит от поставленной задачи:

Индекс Пааше: Индекс Ласпейреса

Сравнивая числитель и знаменатель формулы Пааше, получим показатель абсолютного прироста товарооборота за счет изменения цен в текущем периоде по сравнению с базисным.

Применение разных формул дает неодинаковые результаты, индекс Ласейреса, как правило, больше чем индекс Пааше. Эта систематическая зависимость двух индексов впервые была замечена американским ученым Гершенкроном и названа эффектом Гершенкрона. С целью избежания этого несоответствия применяют «идеальный» индекс И. Фишера, построенный на основе геометрического «скрещивания» двух индексов:

Но данная формула лишена экономического содержания, так как разность между числителями и знаменателями не показывает реальной экономии или потерь вследствие изменения цен, и в основном используется при значительном изменении структуры весов.

Используется также формула Маршалла Эджворта:

Эта формула дает результаты, лишенные отклонений, свойственных формулам Пааше и Ласпейреса, она нашла распространение в индексных расчетах ряда стран, но более широкому использованию препятствует то же обстоятельство, что и более широкому применению формулы Пааше: отсутствие данных, позволяющих установить веса текущего периода.

Формула Ласпейреса и Пааше могут быть преобразованы в среднюю арифметическую взвешенную и среднюю гармоническую взвешенную:

;

где d0i – удельный вес товара на рынке (стоимость отдельного товара в сумме всего товарооборота). Выражение общего индекса цен через индивидуальные индексы позволяет наглядно представить как динамику цен по отдельным товарам, так и их роль в формировании общего индекса.

До экономических реформ отечественная статистика использовала в основном индекс Пааше, но данный индекс требует сбора и обработки больших объемов информации для формирования весов. Поэтому, начиная с 1991 г. государственная статистика определяет индексы цен по формуле Ласпейреса, которую используют исследователи и в зарубежной практике. Особенно широкое применение приобрела данная формула при расчете индексов потребительских цен и в производственном секторе. Индекс Пааше применяется в сельском хозяйстве, торговле.

 

II. По базе сравнения: динамические индексы и территориальные.

  1. Динамические индексы цен отражают изменение цен во времени, они могут быть недельные, за месяц, квартальные, годовые. Данный тип индексов делится на базисные и цепные.

· Базисные индексы цен () – это система (ряд) последовательно вычисляемых индексов цен одного и того же вида товара или группы товаров с постоянной базой сравнения. Выбор базисного периода определяется задачей, для которой строится индекс, но обычно используют два правила: либо база сравнения представляет стабильный уровень, либо – экстремальное значение. Базисные индексы дают более наглядную характеристику общей тенденции изменения цен.

· Цепные индексы цен ()– это система (ряд) индексов цен одного и того же товара или товарной группы, вычисляемых с переменной базой сравнения. Цепные индексы более четко отражают последовательность изменения цен во времени.

Базисные и цепные индексы исчисляются как индивидуальные, так и общие. Для индивидуальных индексов произведение цепных индексов всегда дает базисный индекс цен. Отношение двух базисных индексов цен дает цепной индекс цен. Для общих индексов цен эта зависимость будет иметь место только при условии, что ряд общих индексов рассчитан с одними и теми же весами, то есть для индексов с постоянными весами. Разновидность базисных и цепных индексов приведена в таблице.

Таблица 5.1.

Цепные и базисные индексы цен.

  Форма индекса цен Индексы цен
Базисные Цепные
Индивидуальные
Агрегатные
С переменными весами
С постоянными весами

 

2. Территориальные индексы цен применяются для межрегиональных сравнений. Особой проблемой является выбор системы весов. В территориальных индексах каждый регион с одинаковым основанием может быть принят как в качестве сравниваемого, так и в качестве базы сравнения. Решающую роль играет цель статистического исследования.

При сравнении уровня цен на определенный товар, реализуемый в двух регионах N и K, возможно несколько вариантов взвешивания:

где .

Различное взвешивание дает различные результаты, но какой бы регион ни был принят за базу сравнения, результаты не будут противоречить друг другу. Кроме того, можно для расчетов территориальных индексов использовать индекс Фишера:

III. По составу явления: индекс постоянного (фиксированного состава), индекс переменного состава и индекс влияния структурных сдвигов.

Изменение средних цен может отражать не только изменение цены, но и долю продажи отдельного товара на рынке. Если уровень цен товара на различных рынках разный, то и доли продаж на каждом рынке в общем объеме продаж неодинаковы. Уровень цен товара на рынках определим как среднюю арифметическую взвешенную, где n – количество рынков, а di= -доля каждого рынка в общем объеме продаж данного товара.

1. Индекс цен переменного состава, отражает не только изменения цен, но и структуру продаж:

.

Данный индекс динамики средних цен может быть применен только для одноименных товаров на различных рынках. Нельзя построить такой индекс для цен различных товаров.

2. Индекс постоянного (фиксированного) состава – это индекс, исчисленный с весами, зафиксированными на уровне текущего периода, и показывающий изменение только цены.

3. Индекс структурных сдвигов – это индекс, характеризующий влияние изменения структуры продажи какого-либо товара на динамику среднего уровня цены.

.

Индексы между собой взаимосвязаны: Iп.с. = Iф.с.*Iс.с.

Уровень и индекс цен являются экономическими категориями, достаточно широко применяемыми для анализа как микроэкономических, так и макроэкономических процессов и явлений.

1. Покупательная способность денег.

Уровень цен неразрывно связан с покупательной способностью дохода населения, величиной, измеряемой товарным эквивалентом денежному доходу и представляющей относительный показатель – относительный уровень цен. Покупательная способность денежного дохода показывает возможность купить какое - либо количество товара на величину среднедушевого денежного дохода, средней заработной платы, среднего размера пенсий и т. д. Расчет можно вести как для всего населения, так и для отдельных социальных групп в целом по стране или по отдельным регионам: ПС=Д/р, где Пс – покупательная способность; Д – среднедушевой денежный доход, р – средняя цена товара.

Относительный уровень цен позволяет дать дифференцированную характеристику уровня цен и произвести межотраслевые, межрегиональные и международные сравнения. Следовательно, при оценке уровня цен одна и та же цена может быть как высокой, так и низкой в зависимости от доходов потребителей.

Таким образом, цена выражает стоимость товара в денежных единицах, а покупательная способность – это стоимость денег, выраженная в товарах, то есть она показывает, сколько товаров можно купить на одну денежную единицу. При расчете покупательной способности рубля необходимо использовать уровень только потребительских цен и следует иметь в виду, что покупательная способность денег находится под влиянием одних лишь цен только при неизменности вида и качества товаров, структуры цен, отсутствия теневого рынка. На уровень цен оказывают влияние многообразные ассортиментные сдвиги: появление новых видов товаров, исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров в структуре потребления, сезонные колебания цен.

2. Индекс потребительских цен (ИПЦ).

Одним из важнейших статистических показателей, широко используемым в экономической и социальной политике госу­дарства, является индекс потребительских цен (ИПЦ). ИПЦ применя­ется для пересмотра правительственных социальных программ, служит основой повышения минимальной заработной платы, индексации прожиточного минимума, индексации минималь­ной пенсии, обоснования субсидий и дотаций к ценам, не допускающих снижения уровня потребления населением това­ров и услуг первой необходимости. Кроме того, ИПЦ использу­ется в определении государственной политики в области фи­нансов, регулирования реального курса национальной валюты, анализа и прогноза ценовых процессов.

Особую роль ИПЦ играет и в пересчете из текущих в сопо­ставимые цены показателей системы национальных счетов, и в оценке динамики цен на потребительские товары и платные ус­луги населению, ИПЦ используют для оценки изменения стоимости жизни и уровня инфляции в стране. Его относят к числу важнейших показате­лей, характеризующих уровень жизни населения и отражаю­щих эффективность проводимых в стране экономических реформ.

Индексы потребительских цен, как определено в резолюции Международной организации труда (МОТ), рассчитываются с целью оценки «...изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые, используемые и| оплачиваемые населением для непроизводственного потребления».[18] При расчете ИПЦ предполагается, что приобретение, использование и оплата совпадают во времени.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он позволяет усреднить движение цен на все многообразие товаров и услуг.

«Корзина» основных потребительских товаров и услуг фик­сирована для того, чтобы данному уровню жизни соответство­вало одно и то же значение индекса. При таком подходе измене­ния ИПЦ могут вызываться только изменением цен, но не переменами в структуре потребления в результате изменения доходов или приобретения других товаров. Поэтому ИПЦ назы­вают индексом стоимости жизни.

Отбор товара – представителя из товарной группы, которую он представляет, производится с учетом массовости спроса и регулярности его реализации на базовом предприятии. Кроме того, в «корзину» включаются отдельные товары и услуги необязательного пользования (ювелирные изделия, меха, легковые автомобили, сервисное обслуживание легкового автомобиля). В результате, набор товаров (услуг) – представителей для системного наблюдения за ценами включает 382 позиции, в том числе: по продовольственным товарам – 100, по непродовольственным товарам – 201, по платным услугам населению – 81. А наблюдения и регистрация цен и тарифов проводятся по следующим видам платных услуг населению: бытовые, жилищно-коммунального хозяйства, культуры, платного образования, пассажирского транспорта и связи, туристско-экскурсионные, зравоохранения, санаторно-курортные и оздоровительные, правового характера и учреждений банков, физической культуры и спорта.

3. Индекс покупательной способности денег.

Если взять соотношение, обратное ИПЦ, то его величина покажет изменение покупательной способности денег, находя­щихся на руках у населения.

;

Если, например, ИПЦ составил 107,5%, то это означает, что цена на потребительские товары и услуги в среднем увеличилась на 7,5%, а величина, обратная ему (1: 1,075 = 0,93), показывает, что покупательная способ­ность денег снизилась на 7,0%, то есть на ту же сумму денег населе­ние на 7,0% купит товаров меньше.

4. Анализ инфляции.

Помимо показателя дефлятора, рассчитываемое с помощью формулы Паше, для анализа динамики цен используется и ИПЦ. Размер инфляции рассчитывается по формуле: (Ip-1)*100 и характеризует, на сколько процентов увеличились цены. Например, инфляция в 15% соответствует индексу цен, равному 115% или 1,15.

При изучении динамики уровня инфляции используют норму инфляции, выраженную в процентах и показывающую, на сколько процентов изменился уровень инфляции за изучаемый период времени.

5. Расчет индексов фондового рынка.

Изучение динамики фондового индекса позволяет обоснованно судить о текущей конъюнктуре фондового рынка, инвестиционной привлекательности тех или иных ценных бумаг и их компаний. Фондовый индекс — это статистическая средняя величина, рассчитан­ная на основе курсовой стоимости входящих в него ценных бумаг, курсовая стоимость которых фиксируется через определенные промежутки времени.

Существует значительное разнообразие индексов. Биржи рас­считывают свои индексы на основе котируемых на них акций. Аналитичес­кие компании имеют свои индексы. Индексы могут насчитывать как большое число бумаг (индексы с широкой базой), так и небольшое количество (индексы с узкой базой). При расчете большей части индексов во внимание принимается не просто курсовая стоимость акции компании, включенная в индекс, а произведение цены акции на количество обращающихся акций, таким образом, цена акции взвешивается по их количеству.

· Самым известным и первым по времени появления стал индекс Доу - Джонса, сегодня рассчитываемый для промышленности (курс акций 30 крупнейших компаний, котируемых на Нью-Йоркской фондовой бирже); для транспорта (показатель курсов акций 20 транспортных компаний); для 15 коммунальных компаний газо - и электроснабжения; совокупный индекс — на основе вышеуказанных 65 компаний. Индекс Доу-Джонса рассчитывается как среднеарифметическое курсов акций выбранных ком­паний:

;

где Рi — цена акции; n— число компаний, К — коэффициент-делитель (с учетом корректировки числа корпораций при дроблении акций компаний).

· Другим важнейшим биржевым индексом, используемым в США, яв­ляется индекс информационной компании «Стэндэд энд пурз» («Standard&Poor's»), который рассчитывается в двух вариантах — для 500 и 100 компаний. В расчет индекса «SР-500» включаются акции 400 промышленных, 20 транспортных, 40 финансовых и 40 коммунальных компаний. В основ­ном в расчет индекса включаются акции, которые котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (около 80% стоимости листинговых акций этой биржи), однако включен также ряд акций, которые котируются на Американской фондовой бирже и находятся во внебиржевом обороте.

Методика расчета этого индекса более сложная, чем индекса Доу-Джонса, но этот индекс является более точным индикатором состояния экономики, так как, во-первых, в нем представлено большее количество акций, и, во-вторых, величина индекса зависит не только от рыночного курса акций, но и от их количества.

;

где Pi - текущая цена i – й акции, Р0i— цена i-й акции в базисном периоде, q — количество акций, выпущенное i-й компанией.

Помимо названных выше индексов в США используется и ряд других. Так индекс Нью-Йоркской фондовой биржи исчисляется по всем акци­ям, которые котируются на этой бирже (около 2200 компаний). По суще­ству он представляет собой среднюю (взвешенную по количеству) цену этих акций. За базу взято значение индекса, равное 50,00 на момент зак­рытия биржи 31 декабря 1965 г. Если, например, индекс 13.03.1996г. достиг 265 пунктов, то это значит, что средняя цена акций с 31.12.1965 г. по 13.03.1997 г. выросла в 5 с лишним раз.

· Из других американских индексов можно отметить также индекс Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам НАСДАК. (National Assosiation of Securities Dealers Automatec Quotation - NASDAQ) В расчет этого индекса включены акции около 3500 компаний, которые обращаются на внебиржевом рынке. Индекс рассчитывается аналогич­но индексу «SР-500». Впервые этот индекс был рассчитан в феврале 1971 г. и равен 100 пунктам.

В других странах для характеристики фондового рынка используются свои собственные индексы.

· Индекс «Financial Times (FT)» предназначен для показа движения цен акций на Лондонской фондовой бирже, исчисляется по двум подгруппам акций: 30 лидирующим на рынке компаниям и 100 мелким, введен в 1935 г. Индекс FТ — равновзвешенная геометрическая средняя из от­носительных цен акций:

;

где Рit, Рit-1 — цены акций i компании текущего периода и предшествую­щего; n— число акций в индексе в период времени t — последовательные промежутки времени, в которые вычисляется индекс.

· Индекс газеты «Таймс» ежедневный, публикуется с 1964 г., рассчи­тан по всем предприятиям и отдельно по 2-м подгруппам акций. Одна подгруппа включает 50 крупнейших компаний, другая — состоит из 100 компаний с капиталом ниже 60 млн ф. ст. в 1964 г. Индекс курсов акций «Футси-100» — индекс акций 100 ведущих Бри­танских компаний, зарегистрированных на Лондонской фондовой бирже, обеспечивающих постоянную информацию об изменении цен на акции. Он был введен 3 января 1984 г. с базовой величиной 1000. Индекс курсов акций «Футси-100 Евротрак» — взвешенный индекс акций 100 европейских компаний, которые обеспечивают мгновенную информацию о функционировании и направлении движения рынка ак­ций континентальной Европы и Ирландии. Введен в 1990 г.

· К основным российским фондовые индексам относится Индекс Российской Торговой Системы (РТС). РТС рассчитывается по результатам работы системы в течение одного торгового дня, как отношение суммарной рыночной капитализации эмитентов, включенных в список для расчета индекса, к суммарной рыночной капитализации этих же эмитентов на предыдущую дату.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Назовите различия между индивидуальным уровнем цены и средней ценой.

2. Как статистика цен рассчитывает среднюю цену?

3. Почему формула простой средней практически не применяется для расчета средней цены?

4. В чем сходство и различие понятий "цена " и "покупательная способность рубля"?

5. Назовите условия, при которых покупательная способность рубля находится под влиянием только цен.

6. Назовите признаки классификации индексов цен.

7. Зачем необходимы веса в расчете индексов цен? Какие используются веса в формулах Пааше, Ласпейреса, Фишера и Маршалла Эджворта?

8. В чем заключается недостаток Формулы Фишера?

9. Назовите различия между цепными и базисными индексами. В чем их взаимосвязь?

10. В каких случаях целесообразно исчислять агрегатные индексы цен, а в каких средние?

11. Для расчета каких показателей используется индексный метод?

12. Объясните роль индексного метода в расчете индексов фондового рынка.

 

Тест:

  Уровень цен a) это относительный показатель, характеризующий изменение во времени или соотношение в пространстве цен какого-либо товара, отдельной товарной группы или всей их совокупности; b) обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами; c) это сумма денег, уплаченная на рынке за товарную единицу, и представляет абсолютную величину.  
  Если имеются данные о ценах на несколько дат с равным промежутками времени, то для расчета уровня цен используется формула: a) ; b) ; c) .  
  Если неизвестны, ни количество продаж, ни выручка за реализованный товар, соответствующая разным уровням цен, то при исчислении средних цен используется: a) число дней или других периодов времени n, в течение которых существовала данная цена; b) формула ; c) формула .  
  Общие индексы цен: a) характеризуют изменение цены единицы какого-либо одного товара; b) рассчитываются для изучения динамики цен всей совокупности товаров, создаваемых и обращающихся в одной конкретной отрасли; c) рассчитываются для всей совокупности разноименных товаров.  
  Если в индекс цен будут включаться индексы цен на ткани, мебель, обувь, пылесосы, кухонные комбайны и т.д., то это будет: a) групповой индекс; b) общий индекс; c) индивидуальный индекс.  
  Если при расчете индекса в качестве весов используются текущие объемы продаж, то данный индекс будет: a) индексом Паше; b) индексом Ласпейреса; c) индексом Фишера.  
  Следующий ряд индексов () относится к: a) базисным индексам; b) цепным индексам; c) территориальным индексам.  
  Покупательная способность – это: a) выражение стоимости товара в денежных единицах; b) стоимость денег, выраженная в товарах, показывающая, сколько товаров можно купить на одну денежную единицу; c) отношение уровня цен к среднедушевому доходу населения.  
  Если инфляция в стране за год составила 7%, то покупательская способность денег при условии отсутствия их номинального изменения: a) увеличится на 7%; b) уменьшиться на 7%; c) уменьшится на 6,5%  

 

Задачи:

№1. По приведенным ниже данным рассчитайте среднюю цену 1 кг. конфет за третий квартал.

Месяц Цена за 1 кг., руб Реализовано
Июль    
Август    
Сентябрь    

Определите, как повлияло на выручку от реализации конфет в третьем квартале изменение цен, если известно, что средняя цена 1 кг. конфет во втором квартале составляла 15 руб.

№2. По приведенным ниже данным определить: 1) среднюю цену товара, 2) структуру реализации товара по видам, 3) отклонение цены каждого вида товара от среднего уровня (в руб. и в процентах).

Вид товара Цена за 1 кг, руб Выручка от реализации, руб
А 23,5  
Б 32,0  
В 18,7  

№3. Цена 1 кг. картофеля с 1 по 20 июля составляла 8 руб., с 21 по 28 июля - 7,5 руб., с 29 по 31 июля - 6 руб. Рассчитайте среднюю цену 1 кг. картофеля за июль. Какая была средняя цена картофеля в июне, если известно, что она в июле снизилась на 5 %?

№4. В сентябре было реализовано печенья "Майское" по цене 9,5 руб за 1 кг, "Шахматное" - по 10 руб. и "Дружба" - по 8 руб. Удельный вес реализованного печенья "Майское" составил 35%, "Шахматное" - 20%. Рассчитайте среднюю цену за 1 кг. печенья. (Средняя групповая цена р=р1*d1+...+pndn, где d- удельный вес каждого вида продукта в общем объеме продаж. В групповых ценах может также применяться средние арифметическая и геометрические взвешанные.)

№ 5. Имеются данные о количестве продаж и ценах 1 кг. яблок за текущий год:

Период Цена за 1 кг., руб. Товарооборот, тыс. руб. Структура товарооборота, %
1.01-15.05      
16.05-15.10      
16.10-31.12      
Итого:      

Определить 1) структуру товарооборота по выделенным периодам года %, 2) среднюю цену яблок за год.

№6. По следующим данным рассчитайте индексы цен: 1) Пааше, 2) Ласпейреса 3) Фишера. 4) Изменение товарооборота за счет роста цен. Проанализируйте полученные результаты.

Товар Базисный период Текущий период
Цена руб. Продано ед. Цена руб. Продано ед.
А        
Б        
В        

№ 7. Имеются следующие данные о продаже товаров в супермаркете:

Товар Продано Цена за 1 кг., руб.
  Предыдущий период Текущий период Предыдущий период Текущий период
Колбаса        
Ветчина        

Определите: 1) Индивидуальные индексы цен и физического объема продаж; 2) Общие индексы: а) цен, б) физического объема, в) выручки от продаж.

№8. Реализация товаров характеризуется следующими данными:

Товар Реализовано, ед. Цена, руб.
Январь Февраль Март Апрель Январь Февраль Март Апрель
А         2,3 2,3 2,5 2,6
Б         2,5 2,6 2,6 2,8
В         1,4 1,5 1,6 1,6

Вычислите базисные и цепные общие индексы с постоянными и переменными весами по этим товарам (за базу сравнения при расчете индексов с постоянными весами примите объем реализации этих товаров в январе).

 

№9. Рассчитайте индекс цен и сумму дополнительного вложения капитала. Данные для расчета: Планируется приобрести 10 т. товара А по цене 50 тыс. руб. за т, 20 т. товара Б по цене 60 тыс. руб. за т, 30 т. товара В по цене 100 тыс. руб. за т. Фактически в плановом периоде цены составили по товару А - 70 тыс. руб. за т., Б- 95 тыс. руб за т., В - 200 тыс. руб. за т..

 

№10. В отчетном периоде было продано хлопчатобумажных тканей на 2 млн. руб., шелковых - на 1,5, шерстяных на 2,5 млн. руб. Определить общий индекс цен, если известно, что цены на хлопчатобумажные ткани были снижены на 6%, на шелковые - на 12, на шерстяные - на 4%.

 

№ 11. Индекс потребительских цен повысился в феврале текущего года по сравнению с декабрем предыдущего года до 103,7%. Как изменилась покупательская способность денег?

 

№ 12. На предприятии должны были выплатить заработную плату 1 февраля, но задержали ее на три месяца. Инфляция составила в феврале 5%, в марте 6% и в апреле 7%. На сколько процентов снизилась реальная заработная плата у работающих на данном предприятии?

 

№ 13. Номинальные доходы населения увеличились в текущем периоде на 20%, налоги остались без изменения, а ИПЦ составил 130%. Как изменились реальные располагаемые доходы населения?

№ 14. Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года составил

Январь Февраль Март Апрель Март
101,2 103,7 105,4 107,2 108,1

Рассчитайте норму инфляции за каждый месяц. Как изменилась норма инфляции в мае по сравнению с апрелем?

№ 15. Врач заключил договор с фирмой на выполнение профилактических работ в течение месяца на сумму 6000 руб., не получив плату вперед перед инфляцией, равной 30%, он "потерял" в оплате. Какова величина инфляционного налога (в % и в рублях)?

ГЛАВА 6. СИСТЕМА ЦЕН И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.