КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Линченко А.А., Меркулова Т.К. 2011
НОУ ВПО ЛФ «МИКТ», 2011 Попков Василий Александрович Андренов Николай Бадмаевич Линченко А.А., Меркулова Т.К.
«Введение в философию»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КВАЛИФИКАЦИИ (СТЕПЕНИ) «БАКАЛАВР» направление 140400 – «Электроэнергетика и электротехника»
ЛИПЕЦКОГО ФИЛИАЛА МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Липецк 2011
УДК 1(07) ББК Ю.я7 Л 598 Печатается по решению кафедры Социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин Протокол № 1 от _06 сентября _ 2011 г.
Рецензенты: доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Липецкого государственного технического университета» доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социально-политических теорий ФГБОУ ВПО «Липецкого государственного педагогического университета»
Линченко А.А., Меркулова Т.К. Введение в философию. Учебное пособие для студентов квалификации (степени) «бакалавр» направление 140400 – «Электроэнергетика и электротехника», Липецкого филиала «Международного института компьютерных технологий». – Липецк: Издательство ЛФ «МИКТ», 2011.–209 с.
Учебное пособие составлено на основе государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия» и образовательных программ по курсу философии для студентов Липецкого филиала «Международного института компьютерных технологий». Пособие содержит краткий курс лекций, список рекомендуемой литературы, вопросы к семинарским занятиям, темы докладов и сообщений, ссылки на электронные библиотеки, содержащие первоисточники и исследования по философии. Предназначено для организации самостоятельной работы и подготовки к семинарским занятиям студентов квалификации (степени) «бакалавр» направление 140400 – «Электроэнергетика и электротехника», ЛФ НОУ ВПО МИКТ.
Подготовка лекций и семинарских занятий – кандидат философских наук, доцент Линченко А.А. (доцент кафедры социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин ЛФ НОУ ВПО МИКТ). Подготовка семинарских занятий и составление текстов – кандидат педагогических наук, доцент Меркулова Т.К. (доцент кафедры социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин ЛФ НОУ ВПО МИКТ).
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………...4 Выписка из Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия» для квалификации (степени) «бакалавр»...….6 Введение. Современная цивилизация и философия……………………....7 ЛЕКЦИИ……………………………………………………………………17 Лекция 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества……17 Лекция 2. Философия, ее сущность и назначение………………………..22 Лекция 3. Философское понимание мира………………………………....28 Лекция 4. Философия человека……………………………………………56 Лекция 5. Философия сознания……………………………………………71 Лекция 6. Философия познания……………………………………………86 Лекция 7. Философское понимание жизни общества……………………105 Лекция 8. Философия истории и современное историческое сознание..109 СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ……………………………………………120 Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества………120 Тема 2. Философия, ее сущность и назначение…………………………..122 Тема 3. Философское понимание мира…………………………………...125 Тема 4. Философия человека……………………………………………...131 Тема 5. Философия сознания……………………………………………...136 Тема 6. Философия познания……………………………………………...139 Тема 7. Философское понимание жизни общества………………………143 Тема 8. Философия техники в структуре философского знания………..152
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...154 Тексты к семинарским занятиям…………………………………………..154 Ясперс К. …………………………………………………………………...154 Хайдеггер М. ………………………………………………………………161 Мамардашвили М.К. ……………………………………………………..162 Фома Аквинский …………………………………………………………..166 Вольтер ……………………………………………………………………...167 Августин Блаженный ……………………………………………………..169 Юм Д...............................................................................................................171 Лейбниц Г.В. ……………………………………………………………….172 Берталанфи, Л. фон ………………………………………………………..174 Бердяев Н.А …………………………………………………………………180 Фрейд З....……………………………………………………………………197 Декарт Р. ……………………………………………………………………199 Эйнштейн А. ………………………………………………………………..200 Фромм Э. ……………………………………………………………………202 Швейцер А. …………………………………………………………………205 ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ, ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ФИЛОСОФИИ…………………………..208 ПРЕДИСЛОВИЕ Рубеж тысячелетий – время для подведения итогов и формирования целостного мировоззрения, как отдельного человека, так и человечества. Важнейшую роль в формировании подобного мировоззрения играет философское знание. Философия традиционно решает общие методологические проблемы науки, завершая собой научный синтез, преобразуя его в единую картину мира. Курс философии необходим прежде всего потому, что позволяет сформироваться представлению о многообразии альтернативных способов мышления и способствует тем самым выстраиванию адекватной жизненной позиции, целостного отношения человека к миру. Альтернативные способы мышления, в основе которых лежит философское знание, играют огромную роль в процессе подготовки современного инженера. Благодаря данным способам развивается способность к нелинейным ходам мысли, умению видеть факты разного порядка в целостности. В рамках данной задачи курс рассматривает традиционные для философии темы – онтологию, антропологию, теорию сознания, философские проблемы познания и науки, социальную философию. Отдельное внимание уделяется философским проблемам изучения техники и техногенной цивилизации. Изучение фундаментальных вопросов теоретической философии, представленное в данном учебном пособии, опирается на историко-философский материал. Учебное пособие состоит из трех частей. В первой части излагается краткий конспект лекций. Вторая часть посвящена планам семинарских занятий, с указанием ключевых понятий, литературы и источников. Третья часть представляет собой подборку текстов, позволяющих учащимся оценить аргументы философов и представителей науки по отношению к изучаемым на лекциях и семинарах проблемам теоретической философии. Содержание тем лекционного материала и семинарских занятий определялось: - соответствию Государственному образовательному стандарту квалификации (степени) «бакалавр» направление 140400 – «Электроэнергетика и электротехника»; - тематика изучаемых тем и вопросов, актуальна в отношении современного мира, жизни человека, личности, специалиста востребованного в данном социуме; - вопросы лекционного курса и семинарских занятий подобраны в соответствии с опытом подготовки к прохождению Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Структура и тематика семинарских занятий построена таким образом, что студенты могут получить представление, как о традиционных проблемах философии, так и об основных проблемах современного философского знания не только из доступного материала конспекта лекций, но и в процессе самостоятельной работы над первоисточниками и исследовательской литературой. Проведение семинарских занятий в данном учебном пособии представлено в форме семинаров-диалогов и семинаров-дискуссий. Это не отменяет традиционную схему вопроса-ответа, но преобразует ее в герменевтический диалог, строящийся вокруг прочитанного текста. Подобная задача означает приоритетное значение текстов на семинарах, что в свою очередь требует тщательное подготовки по основным проблемам семинара дома. Семинар, таким образом, превращается не в повторение лекционного материала устами обучающихся, а в самостоятельный поиск ответов на ключевые проблемы философии через анализ первоисточников на основе уже освоенного дома базового теоретического курса. Каждое семинарское занятие снабжено перечнем необходимых философских понятий и категорий, которые должны быть освоены на лекциях и в процессе самостоятельной подготовки студента. В пособии представлены ссылки не только на ставшие уже «классическими» учебники по философии, но и на современные философские исследования, представленные в ведущих российских философских периодических изданиях. В данном учебном пособии помимо литературы к семинарским занятиям указывается и литература к лекции. Несмотря на требования образовательного стандарта о соответствии учебной литературы, сроком давности не более 5 лет, что выполняется в разделе семинарских занятий, в литературе, представленной к лекционным курсам содержатся ссылки на более давние, но ничуть не потерявшие своей актуальности издания. Авторы попытались охватить работы широкого спектра ученых в области не только философии, но и других, смежных гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, используя опыт отечественных и зарубежных исследователей. Возможность самостоятельно сформулировать вопросы и дать на них ответы, пополнить багаж личных знаний - незаменимый опыт в развитии и формировании культуры высказывания собственного мнения, культуры умения слышать и понимать высказанную мысль автором. Надеемся, что совокупный объем работы поможет развитию и формированию умения формулировать и высказывать свою собственную, обоснованную точку зрения, нелинейно и целостно воспринимать и преобразовывать окружающий мир. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |