КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества
ЛЕКЦИИ 1. Понятие мировоззрения. 2. Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы. 3. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
1. Для того чтобы изучать философию необходимо, прежде всего, понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она нужна вообще людям, какова ее роль в функционировании общества? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то, как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины? Известный немецкий философ Г.В.Ф. Гегель как-то заметил, что человек рождается дважды. Первое рождение связано с фактом его биологического существования, второе является духовным становлением, когда человек обретает свое видение мира в попытке ответить на вопросы о происхождении мира, его становлении, границах, существовании Бога и смысле человеческой жизни. Подобные вопросы принято называть мировоззренческими. Их особенность состоит в том, что любой человек, даже не склонный к общим размышлениям все равно ставит и отвечает на них. Другой вопрос – каким образом он отвечает. Характер ответов на мировоззренческие вопросы формирует определенную матрицу понимания окружающей реальности. Принято считать, что сам термин «мировоззрение» был введен в научный оборот во второй половине XVIII в. Его происхождение восходит к немецкому слову Weltanschauung, что в буквальном переводе означало «взгляд на Вселенную». Естественно, что развитие представлений о мировоззрении началось задолго до употребления указанного термина. Древнейшими эквивалентами мировоззрения были понятия «мудрость», «высшее знание». Природа мировоззренческих вопросов коренится в целостности и единстве окружающего человека мира, его взаимосвязанности, с которой человеку необходимо каким-то образом соотнести свою жизнь, свои представления в условиях конечности своего существования. Стремление целостно охватить свою жизнь диктует необходимость целостного осмысления окружающего мира. В современной литературе мировоззрение рассматривается как система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры. 2. Чтобы понять какое-либо явление – необходимо помимо всего прочего понять его структуру и характер взаимосвязей образующих его элементов. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что, несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того чтобы учесть подобную сложность и многогранность, принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы. Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения, по мнению проф. А.А. Радугина,[13] традиционно выделяют четыре основных компонента: - Познавательный компонент включает в себя прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания. - Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают бóльшими запретительными свойствами. - Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними. - Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах. Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты. В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание. Уровни мировоззрения. Традиционно в отечественной и зарубежной философской традиции принято выделять жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Оба они играют важную роль в жизни человека и взаимосвязаны в рамках единого целостного мировоззрения. Их различие состоит в глубине знаний, критичности и обоснованности суждений, структуризованности. Основу мировоззрения каждого человека составляет жизненно-практический уровень, в который входят повседневные знания, ценности, нормы и установки. На данном уровне закладываются ведущие основы человеческой личности. Вместе с тем, данный уровень может и не предполагать наличия осознанности целей и задач деятельности человека. Определенной заменой рациональности выступают традиции и обычаи, жизненный мир человека – мнения родственников и друзей, социальные стереотипы. Теоретический уровень мировоззрения обычно надстраивается над жизненно-практическим, хотя и продолжает испытывать его влияние на протяжении всей жизни. Он формируется в процессе образования или соприкосновения с рациональной культурной традицией. Теоретический уровень мировоззрения отличается систематичностью, и наличием иерархии. Принципиально важно, что целостность мировоззрения возможна и в рамках жизненно-практического уровня, однако, в сравнении с теоретическим мировоззрением ее объем будет намного меньшим. Формы мировоззрения. Поскольку человек не есть отдельно стоящий индивид, но всегда зависимый от социального окружения, его мировоззрение может выступать в различных формах. Наиболее распространенным является выделение в мировоззрении индивидуального, группового и общественного. Индивидуальное мировоззрение представляет собой нормы, ценности, идеалы, знания и представления, присущие каждому человеку отдельно и вытекающие из особенностей его характера, способностей и жизненного опыта. Групповая форма мировоззрения представляет собой также знания, интересы, нормы и ценности, но сформированные у индивида в процессе взаимодействия с членами родственной ему социальной группы (семья, трудовой коллектив, социальная страта). Общественное в мировоззрении представляет собой более обширную форму мировоззрения, сформированную под воздействием на индивида макросоциальных групп (нация, народ, этнос). К общественным формам мировоззрения также может быть отнесено и гражданское сознание. Важно отметить, что сами по себе (как самостоятельные сущности) групповые и общественные формы мировоззрения не существуют. Они возникают в процессе деятельности индивидов и коммуникации между ними. 3. Несмотря на то, что в историческом процессе изменяются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию. Сразу необходимо оговориться, что последовательность рассмотрения указанных исторических типов мировоззрения не представляет собой их эволюции. Первоначально мировоззрение существовало в форме мифов, затем они получают свое развитие в философских учениях, и затем формируется религиозное мировоззрения. Предельно важно, что ни один из упомянутых типов мировоззрения не исчезает в процессе развития общества, трансформируясь в современные формы. Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает в эпоху становления человеческого общества. Это мировоззрение было свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовым формам общества, хотя и сегодня некоторые исследователи полагают, что мифология и мифотворчество продолжают существовать (А.Ф. Лосев). Сам термин мифология происходит от древнегреческого термина mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение. Архаическая мифология посвящена выявлению самых общих вопросов происхождения, развития и описанию гибели Вселенной. Мифы о происхождении космоса традиционно называются космогоническими, а о его грядущей гибели – эсхатологическими. В мифах, по сути, были собраны разнообразные начатки знаний, верований первобытного человека, хотя изложенная в них информация во многом смешана с фантастическим образами или элементами воображения. Характерными особенностями мифологии как исторического типа мировоззрения являлись синкретизм (целостность, нерасчлененность различных элементов знания, ценностей, воображения), антропоморфизм (перенесение человеческих качеств на природу и Вселенную), генетизм (стремление к поиску первопредка природных или общественных явлений). Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю, и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. В отличие от мифологии, которая представляла собой преимущественно знание, существующее в той или иной оценочной форме, религия, сохраняя многие космологические и эсхатологические элементы, выполняет, прежде всего, оценочно-регулятивную функцию. Имущественное расслоение, появление семьи, частной собственности и государства требовало прочной системы ценностей и норм, регулирующей повседневную жизнь челна общества. Социальное неравенство способствовало формированию идеи удвоения мира. Другими следствиями удвоения мира на потусторонний и сосюсторонний явилось появление феномена чуда, как явления потустороннего мира. Также развивается мысль о культе и священнослужителях как единственных посредниках во взаимоотношении между мирами. Религии монотеистичны, то есть предполагают наличие одного Бога, но не как общего первопредка, а как иного существа, творящего Вселенную и человека. Философское мировоззрение появляется в процессе выделения умственного труда и формирования интеллектуальных кружков в высоких культурах Древности. Появлению философии способствовало также накопление знаний и кризис мифологического мировоззрения, неспособного соответствовать новым реалиям социально-экономической и культурной жизни. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (philio – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил в V в. до н.э. древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Философское мировоззрение направлено на уже известные мировоззренческие вопросы, однако. Ее отличие от религии и мифологии состоит в способе решения указанных проблем. Отличительными чертами философии являются ее критичность (стремление использовать рациональную аргументацию и критическое сомнение в процессе познания мира), универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей). Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях. Это в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества? Рекомендуемая литература к лекции 1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин; МГУ.-4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010. 2. Грядовой, Д.И. Основы философских знаний: учебник для вузов / Д.И. Грядовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. 3. Философия: учебник для ВУЗов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. 4. Философия: энциклопедический словарь / под ред. д.филос.н., профессора А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. 5. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: Советская энциклопедия, 1990. 6. Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. 7. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1990. 8. Лосева, И.Н. Миф, религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. – 1992. - №7. 9. Радугин, А.А. Философия. - М.: Центр, 2004. 10. Фрезер, Дж. Золотая ветвь. - М.: Политиздат, 1989. 11. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |