Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманотехнологии (hi-hume) и философия как средство преодоления глобального кризиса культуры




Новое тысячелетие дает человечеству определенные шансы для преодоления глобального кризиса культуры. Одним из наиболее популярных, хотя и не бесспорных сценариев является понятие «гуманотехнологий». По мысли исследователей, данные технологии представляют собой особую и принципиально новую область знаний о человеке, базирующуюся на достижениях наномедицинских, молекулярно-биологических, геномных, нейронных, компьютерно-сетевых, информационно-медийных и других сверхтехнологий[11]. Главная задача подобных технологий – это совершенствование на разумной основе природы человека, исправление его недостатков и увеличение достоинств. Как указывают авторы в наше время нано-медицинские, био-инженерийные, геномные, нейронные, ДНК-компьютерные, био-информационные, компьютерно-сетевые, информационно-медийные и других гуманотехнологий применяются к решению следующих проблем: а) проблема избавления людей от болезней, обусловленных патологическими генами; б) проблема долголетия; в) проблемы селекции эмбрионов; г) проблема заботы о человеческой природе, телесности, физиологии, нейросистме, интеллекте; д) проблема изменения генетической конституции индивида, его нравственной идентичности; е) проблема использования человеческих эмбрионов в фармакологических, хирургических и прочих исследованиях и экспериментах; ж) проблема совершенствования человеческого генома; з) проблема трансчеловека, постчеловека, Homo tecnologoficus’a; и) проблема постчеловеческого будущего; к) производство детей по запросу взрослых; л) проблема трансгуманизма; м) проблемы использования механизмов наследственности ради решения жизненно важных (социальных, экономических, нравственных); н) конструирование «идеального ребенка»; о) проблемы психогеномики, цель которой — «охота за генами», формирующими личность, психику и поведение человека; п) проблема создания биофабрик по изготовлению лекарств на основе точных копий вырабатываемых организмом веществ.

Несмотря на то, что некоторые из направлений выглядят по меньшей мере «фантастически», а некоторые представляются сомнительными людям, ориентированным на религиозный опыт, тем не менее речь идет о перспективном варианте преодоления глобального кризиса культуры без отказа от разумного понимания мира.

Однако, любой разумный сценарий преодоления глобального кризиса культуры предполагает накопление и обобщение знаний, что немыслимо без особого типа мировоззрения – философии, которая выступает как обобщающее знание, а также как определенные размышления по поводу уже достигнутых знаний. Кто будет проектировать нового человека? С какими ценностям инженер будущего будет конструировать технику? Какие критерии заложит он в нее? Очевидно, что решающую роль как и тысячу лет назад будут играть не технологии только, а человек, уровень развития его самосознания, философской культуры. Кризис культуры, кризис самосознания всегда оборачивался философствованием. В завершении вводной лекции сошлемся на слова известного отечественного мыслителя П.С. Гуревича, немало строк посвятившего проблемам изучения человека, общества и культуры: «В ходе развертывания кризисного состояния людей охватывает страсть к наблюдению и познанию мира, страсть, которая заставляет их отворачиваться от всех практических интересов и в замкнутом круге познавательной деятельности в периоды, посвященные такому исследованию, стремится заниматься и действительно занимается только чистой теорией. Иными словами, человек становится незаинтересованным зрителем, наблюдателем мира – он оказывается философом, или, вернее сказать, отныне жизнь его приобретает восприимчивость к мотивам, возможным лишь внутри этой установки, к новым целям и методам мышления, в рамках которых наконец возникает философия и сам он становится философом»[12]. Говоря другими словами философия есть особый способ понимания мира и себя в нем, основанный на сопоставлении различных точек зрения и уровней мышления. Это можно наглядно представить в виде трех вытекающих друг из друга вопросов.

1. «Я думаю о том, что я думаю»;

2. «Я думаю о том, что он думает»;

3. «Я думаю о том, что я думаю по поводу того, что он думает».

 

 

Рекомендуемая литература к лекции

Источники

1. Бордрийяр, Ж. Система вещей. - М.: Лань, 1997.

2. Бордрийяр, Ж. Общество потребления. - М.: Республика, 2001.

3. Ясперс, К. Духовная ситуация времени / Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.

4. Ортега и Гассет. Восстание масс // Вопросы философии, 1989. – № 3 – 4. 1989.

5. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. - М.: Эксмо, 2001.

6. Дебор Ги. Общество спектакля. - М.: Аграф, 2001.

Учебная и исследовательская литература

1. Лукьянец В., Соболь О. Горизонты гуманитарии: проблема постчеловеческого будущего // Фiлософiя освi ти. 2006. №3.С.145-164.

2. Розин В.М. Философия техники. - М.: NOTA BENE, 2001.

3. Сапожников Е.И. Общество потребления в странах Запада // Вопросы философии. – 2007. - №10.

4. Философия: учебник для ВУЗов / под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2008.

5. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под общей редакцией д-ра филос.наук, профессора В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.