Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности поведения преступника




Защитная мотивация. Защитные мотивы – это неосознаваемые мотивы защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть. В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение упреждающих агрессивных действий.

Безмотивная» преступная деятельность

Мотивация преступного поведения.

В основе преступного поведения всегда лежат те или иные мотивы. В мотивах конкретизируются потребности, которые и определяют направленность мотивов. Отдельные поступки, поведение в целом, а также преступное поведение, в основном направляются не одним, а несколькими мотивами, находящимися друг с другом в сложных иерархических отношениях. Среди них имеются ведущие, которые и стимулируют поведение, придают ему личностный смысл. Ведущие мотивы носят неосознаваемый характер. По этой причине преступники во многих случаях не могут вразумительно ответить, почему они совершили данное преступление.

В науке существует несколько типологий мотивации преступного поведения. Рассмотрим некоторые из них.

Г. Г. Шиханцов выделяет следующие мотивы преступного поведения: мотивы самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые, мотивы самооправдания.

Мотивы самоутверждения. Потребность в самоутверждении – важнейшая потребность. Она проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях. Утверждение личности на социальном уровне означает стремление к завоеванию социального статуса, т. е. к достижению определенного социально-ролевого положения, связанного с признанием личности в сфере профессиональной или общественной деятельности. Утверждение на социальном уровне обычно связано с завоеванием престижа и авторитета, успешной карьерой, обеспечением материальными благами. Утверждение на социально-психологическом уровне связано со стремлением завоевать личный статус, т. е. добиться признания со стороны личностно значимого ближайшего окружения на групповом уровне – семьи, референтной группы (друзей, приятелей, знакомых, коллег по работе и т. д.). Но это может быть и группа, с которой человек не контактирует, но в которую стремится попасть, стать ее членом. В таких случаях преступление выступает как способ его проникновения в подобную группу, достижения признания. Утверждение личности на индивидуальном уровне (самоутверждение) связано с желанием достичь высокой оценки и самооценки, повысить самоуважение и уровень собственного достоинства. Достигается это путем совершения таких поступков, которые, по мнению человека, способствуют преодолению каких-либо психологических изъянов, слабостей и в то же время демонстрируют сильные стороны личности.

Мотивы замещения. Суть данных мотивов состоит в том, что если первоначальная цель деятельности по каким-то причинам становится недостижимой, то лицо стремиться заменить ее другой – доступной. Благодаря «замещающим» действиям происходит снятие нервно-психического напряжения в состоянии фрустрации. Смещение в объекте нападения может происходить разными путями. Во-первых, путем «генерализации» или «растекания» поведения, когда насильственные побуждения направлены не только против лиц, являющихся источником фрустрации, но и против их родственников, знакомых и т. д. Во-вторых, путем эмоционального переноса (например, подросток, ненавидящий отчима, портит его вещи). В-третьих, агрессия при замещающих действиях направляется против неодушевленных предметов или посторонних лиц, подвернувшихся под руку - это так называемая респондентная агрессия, наиболее опасная, поскольку ее объектом часто выступают беззащитные люди. В-четвертых, разновидностью «замещающих» действий является «аутоагрессия», т. е. обращение агрессии на самого себя. Не имея возможности «выплеснуть» свою враждебность вовне, человек начинает распекать, бичевать сам себя и нередко причиняет себе различные повреждения.

Игровые мотивы. К числу основных мотивов преступного поведения относится игровой мотив. К представителям преступников-«игроков» принадлежат те, кто совершает преступления не только, а во многих случаях и не столько ради материальной выгоды, сколько ради игры, доставляющей острые ощущения. Всех преступников-«игроков» исследователи разделяют на два вида и соответственно на два типа подобной мотивации: игровой активный и игровой демонстративный. Представители первого типа отличаются способностью к длительной активности и импульсивностью. Они испытывают постоянное влечение к острым ощущениям, что толкает их на поиск возбуждающих рискованных ситуаций. Типичные экстраверты, они нуждаются во внешней стимуляции, чрезвычайно общительны, контактны. Лица второго типа характеризуются стремлением произвести сильное впечатление на окружающих, занять лидирующее положение в преступной группе. Обладая артистическими способностями, пластичным поведением, они легко приспосабливаются к изменяющейся ситуации, что помогает им совершать преступления.

Мотивы самооправдания. Одним из универсальных мотивов преступного поведения в подавляющем большинстве случаев является мотив самооправдания. Самооправдание осуществляется на основе механизмов психологической защиты, которые снижают, нейтрализуют или совсем снимают барьеры нравственно-правового контроля при нарушении уголовно-правовых запретов. Мотивы самооправдания преступного поведения могут проявляться в искаженном представлении о криминальной ситуации; изображении себя жертвой принуждения, вероломства, обмана; убеждении в формальности нарушаемых норм; отрицании жертвы преступления; облагораживании истинных мотивов своих действий; гипертрофии собственных личностных качеств в утверждении своей исключительности, ставящей лицо, по его мнению, выше закона и т. д.

Другая типология мотивов преступного поведения предложена А. Н. Пастушеня и основана на психологическом анализе условий, способствующих принятию криминальных целей (способов) действий в порождении преступного поведения. Все мотивы преступного поведения он разделил на две группы – криминальные мотивы и криминогенно значимые мотивы.

Криминальные мотивы – это мотивы, порожденные собственно криминальной потребностью, которая проявляется в форме влечения к совершению определенного вида общественно опасного деяния. Субъективно переживаемая нужда в совершении такого деяния выступает предметом потребности. Криминальная потребность может представлять укоренившуюся привычку систематического совершения отдельных видов преступных действий либо возникнуть в результате действия иного психологического механизма. Ее реализация обеспечивает состояние удовлетворенности, разрядку внутреннего напряжения. Такого рода мотивы проявляются как влечение к совершению краж, сексуально-насильственных деяний; истязаний определенных категорий людей; убийств, сопряженных с изнасилованием, причинением мучений жертве или иным глумлением над ней; хулиганства, связанного с насильственными действиями; актов вандализма, учинения пожаров и др. Импульсивно возникающее непреодолимое влечение к совершению определенного общественно опасного деяния относят к патологии влечений. Однако этот тип психических аномалий вряд ли можно рассматривать как полностью исключающий вменяемость, поскольку преступник, побуждаемый криминальным влечением, способен воздерживаться от совершения уголовно наказуемого деяния, если ситуация неблагоприятна, чревата опасными для него последствиями.

Криминогенно значимые мотивы порождаются различными социально дезадаптированными потребностями, удовлетворение которых правомерным способом является весьма затруднительным либо вообще не может быть осуществлено. Эти мотивы могут представить ряд типов, различаясь по своим источникам.

I тип представляют мотивы, порожденные гипертрофированными аморальными влечениями, удовлетворение которых субъект реально не может обеспечить правомерным путем или это удовлетворение связано с криминальным риском – с высокой вероятностью перехода аморального поступка в преступное деяние. Такие влечения могут выражаться в алкоголизме, наркомании, в пристрастии к играм на деньги и т. д.

II тип выражают мотивы, порожденные гипертрофированными потребностями (притязаниями), т. е. потребностями, уровень которых явно завышен, не соответствует индивидуальным или социальным возможностям обеспечения их правомерного удовлетворения и при этом явно превышает социально средний или жизненно необходимый уровень. Интенсивное переживание таких потребностей при осознании невозможности их удовлетворить правомерным способом как бы вынуждает субъекта прибегнуть к незаконному способу действий.

III тип представляют побуждения, обусловленные нуждой в разрядке устойчивых отрицательных эмоциональных состояний субъекта. Эти состояния выражаются в устойчивом переживании чувств отчужденности, тревоги, неполноценности, обиды, зависти, озлобленности, агрессивности и т. д. Такие переживания могут порождаться и фиксироваться в результате постоянной неудовлетворенности элементарных социальных потребностей, прежде всего потребностей в физической и моральной защищенности, в эмоционально близких межличностных отношениях, а также в результате систематического неблагоприятного внушающего воздействия лиц из ближайшего социального окружения. Указанные переживания при их обострении или в криминогенных ситуациях способствуют совершению неправомерных действий, в результате которых происходит временная разрядка переживаний, компенсация или удовлетворение базовой потребности. В качестве психологических свойств личности, обуславливающих такого рода эмоционально-мотивационные переживания, выступают соответствующие акцентуации характера и эмоционально-мотивационные установки.

IV тип криминогенно значимых мотивов проявляется в остром переживании отрицательного чувства по отношению к определенным социальным субъектам и объектам, выступающим как правоохраняемые ценности. Эти переживания вызваны сложившимися (зафиксированными в качестве психологических свойств личности) острыми неприязненными отношениями к тем или иным людям, социальным группам, государственным и общественным институтам и другим правоохраняемым социальным ценностям. Указанные переживания порождают у субъекта побуждение к вредоносному воздействию на данные социальные ценности. Неприязненные отношения выражаются в убеждении об отрицательном (вредоносном) значении данных субъектов и объектов. Часто оказывается, что чувственный компонент неприязненного отношения выступает определяющим при отсутствии достаточно ясного представления о реальном отрицательном «значении» конкретного человека или группы людей, к которым индивид испытывает отрицательное отношение.

V тип представляют криминогенно значимые мотивы, порождаемые потребностями в социально-«отчужденном» образе жизни, личностными ценностями (которые могут стать жизненными целями) приобщения к группе противоправной направленности, приобретения авторитета среди лиц, совершающих преступления. Потребность быть включенным в «криминальную» социальную среду может быть следствием привыкания к этой среде и одновременного отчуждения от нравственной культуры общества. Эта потребность приобретает характер неосознаваемого влечения у профессиональных преступников, лиц, проведших значительную часть времени в местах лишения свободы. В такой среде они находят возможность самовыражения, удовлетворения потребности в общении, потребности быть признанными как личности.

VI тип криминогенно значимых мотивов представляет побуждения, вызванные неадекватной в нравственном и юридическом плане оценкой внешних условий. Неадекватно отрицательная оценка условий может побуждать к юридически неоправданным агрессивно-защитным или иным неправомерным действиям. Искаженно благоприятная оценка условий способна провоцировать действия субъекта по достижению ценного результата, не имеющие законных оснований, или действия, юридически рискованные. Криминогенная значимость мотивов, обусловленная неадекватной оценкой внешних условий, является следствием определенных деформаций личностных свойств, проявляющихся в социальной перцепции и определяющих значение и личностный смысл воспринимаемых социальных явлений – условий жизнедеятельности и конкретных ситуаций.

Из приведенных типологий видно, что источником мотивов могут быть внутренние и внешние факторы. Внутренние источники побуждений представляют собой потребности и притязания, личностные ценности, требующие защиты или обеспечения своего блага, жизненные планы, привычные атрибуты жизнедеятельности и пристрастия и т. д. Внешними источниками мотивов выступают условия жизнедеятельности или конкретные обстоятельства, в которых возникает проблемная ситуация – например, угрожающая некоторым личностным ценностям, затрагивающая интересы, т. е. требующая своего разрешения.

Мотивация реализует себя в различных формах - субъективно-личностной и поведенческой.

На субъективно-личностном уровне мотивация проявляет себя в форме психологического типа личности, это структурная реализация мотивации.

На поведенческом уровне мотивация представлена в виде функциональной реализации. Поведенческий уровень формируется как результат сталкивания личности с различными ситуациями.

Таким образом, поведенческие характеристики личности зависят как от ее субъективно-личностных, так и от предметно-ситуационных составляющих.

Субъективно-личностные и поведенческие характеристики тесно связаны между собой, но не тождественны друг другу. Именно в сочетании этих мотивов проявляются неосознаваемые мотивационные образования, которые влияют на поведение, в том числе и на преступное поведение.

Первая категория неосознаваемых мотивов связана с типом личности. У первого типа наблюдаются спонтанное повышение напряженности агрессивного аффекта, что может выражаться в более или менее агрессивных действиях. Эти действия часто внешне осознаются и рационализируются в форме реакции «справедливого негодования».

Представители второго типа отличаются частой сменой настроения, психической активности, склонны к острым эмоциональным впечатлениям.

Для представителей третьего типа со свойственной им переоценкой значимости собственной личности характерна агрессивная концепция окружающей социальной среды и различные формы от этой мнимой агрессии. Особенности этого типа часто мотивируют совершение тяжких насильственных преступлений против личности.

В указанных типах неосознаваемой детерминантой является сама психологическая структура личности, которая в качестве целостности неосознаваема принципиально.

Указанные субъективно-личностные структуры «срабатывают» не только в неадекватных для них условиях. Они могут порождать соответствующие их содержанию ситуации и условия: например, представители второго типа личности всегда найдут к чему придраться.

Несколько особым типом личности являются лица с негативной социальной аутоидентичностью. Основная их тенденция выражается в неосознаваемом избежании социальной идентификации и социального контроля. Это, как правило, лица, ведущие бездомный образ жизни.

Вторая категория неосознаваемых мотивов поведения связана с блокированием возможности проявления своей личности в определенном поведении при наличии высокой необходимости таких проявлений. Здесь возникает так называемая смещенная по объекту форма поведения. Прежде всего, это может быть связано с развившимся комплексом неполноценности, неадекватности, ущемленности личности. Поведение в данном случае может носить компенсаторный характер. Последнее нередко приводит к необдуманным, рискованным поступкам (например, жесткое насилие лицом с комплексом физической неполноценности).

В других случаях в ситуациях блокирования потребностей или стремлений возникает смещение реакции с адекватного на замещающий объект.

Третья категория неосознаваемых мотивов связана с отсроченным во времени действием закрепившегося в детстве по механизму «впечатывания» травматического опыта. Унижения, несправедливое, жесткое обращение могут оставлять отпечаток в эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения. Однако, в сознании личности эта связь, как правило, не отражается, хотя соответствующий травматический опыт и может осознаваться. Наиболее ярко это проявляется в выборе друзей, спутника жизни. Здесь зафиксировавшееся в психике ребенка общение ассоциируется с конкретными лицами и является моделью для последующего выбора или создания ситуаций, круга общения. Причем, чем сильнее эти ранние фиксации, тем жестче модель определяет выбор и поведение, вплоть до полной зависимости лица от ситуации или другого человека.

Четвертую категорию неосознаваемых мотивов преступного поведения составляют различные патологические (не исключающие вменяемости) особенности личности. Нарушение процессов формирования мотивов с задержкой на стадии двойственности желания может проявляться в виде навязчивого стремления к реализации негативного влечения. В этих случаях у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить поступок, который он сам расценивает как совершенно недопустимый (например, клептомания).

Существует еще одна классификация «безмотивных» преступлений, предложенная В. В. Романовым. В первую группу «безмотивных» умышленных преступлений он включает преступления, внешне отличающиеся своей какой-то бессмысленностью, непонятной с первого взгляда избыточной жестокостью по отношению к жертве. Такое впечатление усугубляется явно неадекватным характером насильственных действий по отношению к малозначительному поводу для их совершения. Скрытая от поверхностного взгляда мотивированность таких действий нередко вызывает сомнения относительно психического здоровья подозреваемого. Исключение болезненной симптоматики исключает и возможность объяснения противоправного поведения лица, его невменяемость. Глубокое исследование всей мотивационной сферы личности, скрытых влечений, настроения, психического состояния, эмоций помогут понять кажущуюся на первый взгляд «безмотивность» преступления и найти истинные мотивы преступного поведения. Вторую группу «безмотивных» преступлений образуют преступления насильственного характера, возникающие по механизму «смещения» агрессивности в состоянии фрустрации. Указанные действия могут носить характер аутоагрессии. Благодаря «смещающим» действиям, направленным на совершенно иной, посторонний объект, у субъекта ослабляется избыточное напряжение психики, возникающее в результате неудовлетворения какой-либо личностно значимой для него потребности; создается своего рода иллюзия реагирования на какие-то неблагоприятные факторы, с которыми субъект не смог в свое время справиться. А тот негативный опыт, который он приобрел, переносится им теперь на совершенно иных лиц, порой не имеющих никакого отношения к тем переживаниям, которые ему пришлось испытать. Третью группу «безмотивных» преступлений составляют преступления, совершенные по неосторожности. Поведение человека перед совершением преступления по неосторожности характеризуется тем, что субъект нередко находится под воздействием противоречий между требованиями ситуации, предписывающими ему поступать определенным образом, и его намерениями, частично или полностью не совпадающими с этими требованиями, его легкомысленным стремлением во что бы то ни стало добиться поставленной цели.

Таким образом, мотивы есть в совершении любых противоправных действий, но они могут субъектом преступления не осознаваться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 33585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.