КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе
В гражданском праве предусмотрен ряд психологических оснований признания судом недействительности сделок: неспособность дееспособного субъекта понимать значение своих действий или руководить ими в момент совершения сделки, заблуждение, обман, насилие, угроза, злонамеренное соглашение представителя одной стороны с другой стороной, стечение тяжелых обстоятельств. Все указанные психические явления называются «пороком воли». «Порок воли» – это неполноценность волевой регуляции правозначимого поведенческого акта, неспособность субъекта осознавать значение совершаемых действий и руководить ими. Сделки с пороками воли принято подразделять на: 1) сделки, совершенные без внутренней воли на совершение сделки; 2) сделки, в которых внутренняя воля сформировалась неправильно. С точки зрения психологии в первом случае имеет место порочность волевого компонента сделки при полноценном интеллектуальном компоненте; во втором – порочен интеллектуальный компонент, но полноценен волевой. Чтобы доказать наличие воли как юридически значимого обстоятельства, необходимо выявить такие особенности психических процессов и состояний действовавшего субъекта, которые позволили бы сделать вывод о его способности к осознанию фактического содержания совершенных действий и способности к волевому управлению ими. Установление подобного рода обстоятельств относится к компетенции судебно-психологической экспертизы. Рассмотрим возможности психологического исследования по каждому из оснований недействительности сделок с пороком воли. Согласно ч.1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находящимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной. Юридическим основанием недействительности сделки, таким образом, является неспособность гражданина на момент ее совершения понимать значение своих действий или руководить ими. Причина такого поведения может рассматриваться как видоизмененное, не характерное для данного человека состояние сознания, когда нарушаются интеллектуальная или волевая сферы его психической деятельности. Такое состояние в ряде случаев может быть обусловлено психическим или соматическим заболеванием. В этих случаях необходимо проведение комплексных экспертиз – психолого-психиатрической или медико-психологической. На интеллектуальную и волевую сферы человека серьезное воздействие могут оказать такие эмоциональные состояния, как стресс, фрустрация, состояние психической напряженности. В этих случаях суду также необходима помощь эксперта-психолога, на разрешение которого необходимо вынести вопрос: «Мог ли испытуемый в момент совершения сделки в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий и был ли он способен в полной мере сознательно руководить своими действиями?» В соответствии со ст. 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения. Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения. Психология связывает заблуждение с дефектом познавательной деятельности. Предпосылкой правильного познания является адекватное отражение человеком действительности, в основе которого лежат ощущения восприятия и представления. Ошибка в восприятии или в установлении связи между ожидаемым результатом (образом) и объектом сделки может привести к неверному представлению о сущности сделки. Поэтому в задачи СПЭ по рассматриваемой категории дел будет входить определение способности истца правильно воспринимать существенные элементы сделки и условия ее заключения, осознанно и самостоятельно принимать решение с учетом ситуации. Особенно актуальна потенциальная потребность такого рода экспертиз по делам, когда истцами выступают несовершеннолетние, либо лица, страдающие сенсорными нарушениями, поскольку их восприятие имеет свои особенности и поэтому их легче ввести в заблуждение. Перед экспертом-психологом могут быть поставлены следующие вопросы: 1. Мог ли испытуемый с учетом его индивидуально-психологических особенностей и условий совершения сделки, а также психофизиологического состояния в момент принятия решения и заключения сделки правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства (указать какие)? 2. Мог ли испытуемый, с учетом вышеназванных обстоятельств правильно осознавать содержание совершаемых действий? Согласно ст.179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения одной стороны с другой стороной, а также вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Обман представляет собой сознательное действие, направленное на введение в заблуждение другой стороны сделки. Он может быть выражен в активной форме (действии) либо бездействии (сокрытии фактов, которые могут воспрепятствовать совершению сделки). Психологический механизм обмана заключается в нарушении восприятия контрагента. Поэтому СПЭ в данном случае будет направлена на определение правильности восприятия истцом имеющих существенное значение обстоятельств, связанных с заключением сделки, а также выявление основных мотивационных линий поведения спорящих сторон. На разрешение СПЭ могут быть вынесены следующие основные вопросы: 1. Способен ли был потерпевший в полной мере сознавать фактическое содержание своих действий и их последствий? 2. Каковы особенности мотивационной сферы испытуемого (истца, ответчика)? Согласно ст.179 ГК РФ условием недействительности сделки являются также насилие и угроза. Угроза – действие противоправное. Угроза создает у лица, совершающего сделку, представление о действительной возможности причинения ему существенного физического или психического зла в ближайшем будущем. Насилие – физическое или психическое воздействие на лицо с целью понудить его к совершению сделки, выгодной для заинтересованной стороны. Насилие и угроза как вид психического насилия направлены на то, чтобы вызвать у лица состояние, которое сужает свободу его волеизъявления и выбора цели. Поэтому перед экспертом-психологом необходимо поставить вопросы, связанные с определением эмоционального состояния потерпевшего, а также с определением основных мотивационных линий его личности. На разрешение СПЭ данного вида могут быть вынесены следующие вопросы: 1. Какими индивидуально-психологическими особенностями характеризуется испытуемый? 2. Каковы психологические особенности ситуации, при которой совершалась сделка? 3. Способен ли был испытуемый с учетом выявленных обстоятельств и его индивидуально-психологических особенностей свободно и осознанно принимать решение и реализовать его своими действиями? Вопрос о возможностях СПЭ по делам о признании недействительности сделок, совершенных под влиянием стечения тяжелых обстоятельств, в настоящее время научно не проработан, так как на практике такие дела почти не встречаются. С психологической стороны данный порок воли сходен с рассмотренным выше, и, следовательно, на разрешение экспертизы могут быть поставлены аналогичные вопросы. По делам об оспаривании сделок с пороками воли судебно-психологическая экспертиза находит наиболее широкое применение. Это связано, прежде всего, с тем, что недействительность этих сделок закон ставит в зависимость с нарушением интеллектуального либо волевого компонентов психической деятельности человека. Часто суды назначают по таким делам комплексные психолого-психиатрические либо медико-психологические экспертизы. Как правило, это связано с тем, что лица, чьи юридически значимые действия оспариваются как совершенные с пороком воли, имеют особенности в поведении, которые спорящие стороны подчас предлагают рассматривать суду как не адекватные ситуации совершения сделки. Выяснить это без проведения психологического исследования иногда практически невозможно. Психологическая компетентность нужна при решении дел, связанных с защитой интересов ребенка. Разрешение таких дел требует от судов обеспечения наиболее полной защиты прав и охраняемых законом интересов детей. В немалой степени осуществлению этой задачи может способствовать судебно-психологическая экспертиза, использование возможностей которой позволит органам правосудия наиболее полно исследовать обстоятельства данной категории дел. В зависимости от предмета конкретного судебного разбирательства судебно-экспертные исследования по рассматриваемой категории гражданских дел имеют свою специфику: 1. Споры между проживающими раздельно родителями о месте жительства детей. Согласно ст. 65 СК РФ они разрешаются судом при отсутствии соглашения между родителями исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам; возраст ребенка; нравственные и иные личные качества родителей; отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; возможность создания условий для воспитания и развития. Данный вопрос суд обязан разрешить и при вынесении решения о расторжении брака (ст.24 СК РФ). Перед экспертом-психологом здесь могут быть поставлены вопросы об установлении характера и структуры межличностных отношений ребенка с каждым из родителей, а также в семье в целом; вопросы о выяснении индивидуально-психологических качеств ребенка и каждого из родителей. 2. Споры об осуществлении родительских прав. Согласно ст. 66 СК РФ, если родители не могут прийти к соглашению о порядке осуществления прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). В данной ситуации СПЭ может предоставить суду материал о наличии или отсутствии психического воздействия на ребенка каждого из родителей, установить характер такого воздействия. Также экспертиза может быть направлена на установление основных мотивационных линий поведения каждого из родителей и составление психологической характеристики взаимоотношений каждого из родителей с ребенком. Иными словами, СПЭ может дать суду рекомендации по обеспечению психологической безопасности ребенка, если его общение с кем-либо из родителей носит негативный характер. Аналогичным образом судебно-психологическая экспертиза может быть задействована при рассмотрении дел по искам об устранении препятствий на общение с ребенком со стороны родителей его близких родственников (ст.67 СК РФ). 3. Дела о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах и об отобрании ребенка. В случаях, предусмотренных ст. 69 СК РФ, родители (один из них) могут быть лишены родительских прав. По данной категории дел СПЭ может быть проведена с целью получения судом дифференцированной психологической характеристики личности ответчика и психологического анализа сложившейся в семье ситуации в случаях, когда для лишения родительских прав имеются следующие основания: а) уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; б) отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения; в) злоупотребление своими родительскими правами; д) жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность. Согласно ст. 72 СК РФ родители (один из родителей) могут быть восстановлены судом в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Основным вопросом, относящимся к компетенции СПЭ в таких делах, будет вопрос об установлении основных мотивационных линий, лежащих в основе поведения родителей, в отношении которых рассматривается вопрос о лишении родительских прав. При рассмотрении дел об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав), в соответствии со ст. 73 - 77 СК РФ, может возникнуть необходимость проведения судебной психолого-психиатрической либо медико-психологической комплексных экспертиз. Перед психологом в этих случаях может быть поставлен вопрос об установлении способности испытуемого в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий и их последствий, руководить своими действиями. 4. Дела об отмене усыновления ребенка (ст. 140 - 141 СК РФ). В отличие от предусмотренных законом случаев лишения родительских прав, перечень оснований для отмены усыновления ребенка является открытым, и закон не ставит обязательным условием отмены усыновления виновное поведение усыновителей. Сможет ли ребенок жить в новой семье, во многом зависит от него самого, от его индивидуально-психологических особенностей. Перед СПЭ по делам такого рода могут быть поставлены вопросы по выявлению основных мотивационных линий поведения ребенка, отношения к усыновителям и причин такого поведения, а также вопрос об установлении особенностей психического развития ребенка. Приведенный перечень дел по спорам о праве на воспитание детей не является исчерпывающим, поскольку семейное законодательство содержит большое количество норм социально-оценочного характера, а значит, при их применении у суда могут возникнуть вопросы, разрешение которых требует применения научных психологических знаний. Следующим аспектом судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве является ее проведение по делам, связанным с обязательственными правоотношениями. Согласно ч. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Наибольшее применение СПЭ может найти при разрешении дел, связанных с обязательствами вследствие причинения вреда (как имущественного, так и причиненного личности), поскольку для установления истины по указанной категории гражданских дел необходимо выяснение целого ряда обстоятельств психологической природы. Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. По общему правилу, закрепленному в ч. 2 указанной статьи ГК, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Вина, таким образом, является частью связанного с причинением вреда (т. е. деликтного) правоотношения. В юриспруденции вина – это психическое отношение субъекта к своим неправомерным действиям и их последствиям. Одним из средств установления вины является судебно-психологическая экспертиза, направленная на установление способности лица в полной мере осознавать значение своих действий, прогнозировать их последствия и руководить ими. Проведение судебно-психологической экспертизы в этих случаях может быть также направлено на решение следующих задач: а) установление способности стороны в деле (чаще ответчика) в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий и в полной мере сознательно руководить ими. Особое внимание должно уделяться делам, возникающим из деликтных обязательств, причинителем вреда в которых выступает несовершеннолетний (ст. 1074 ГК РФ), а также делам о причинении ущерба дееспособным гражданином, находящимся в состоянии, исключающем способность понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 1078 ГК РФ); б) установление способности стороны либо свидетеля правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства, правильно запоминать информацию о них и правильно воспроизводить ее в виде показаний в суде; в) исследование личностных особенностей сторон (составление психологического портрета) с целью выявления свойств личности, которые могли повлиять на правильное восприятие личностью ситуации действия, а также на восприятие собственных действий, возможность предвидения их последствий, на оценку своего поведения; г) определение психологического состояния стороны (сторон) с целью выявления степени влияния этого состояния на способность стороны в полной мере осознавать фактическое содержание своих действий, принимать адекватное ситуации решение и в полной мере сознательно управлять своим поведением. Такого рода экспертиза может быть задействована по делам о взыскании возмещения в пользу владельцев источников повышенной опасности к непосредственным причинителям (водителям, операторам и т. д.), а также в делах, когда рассматривается вопрос о возможности причинителя вреда в состоянии крайней необходимости устранить вред иными средствами (ст. 1067 ГК РФ). На практике судебно-психологическая экспертиза находит свое применение по делам, связанным с возмещением вреда, причиненного повреждением здоровья (ст. 1085 ГК РФ). На разрешение экспертизы данного вида выносятся следующие вопросы: 1. Имеются ли у потерпевшего какие-либо особенности психической деятельности: утомляемость, снижение внимания, памяти, эмоциональная неустойчивость? 2. В какой степени влияют имеющиеся расстройства на умственную и физическую активность, работоспособность, возможность выполнения профессиональных обязанностей? 3. Имеется ли связь данных заболеваний с полученным в результате повреждений? Таким образом, судебно-психологическая экспертиза в делах, связанных с обязательственными правоотношениями, может найти самое широкое применение. Наряду с этим, нельзя не признать, что многие вопросы использования научных психологических знаний в сфере обязательственного права требуют углубленной проработки. Последнее замечание не относится к вопросу о применении СПЭ по делам о возмещении морального вреда, которому в литературе уделено достаточно внимания. Отношения, связанные с компенсацией морального вреда, регулируются ст. 150 - 152, 1099 - 1101 ГК РФ. Согласно ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в связи с нарушением личных неимущественных прав гражданина, посягательством на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. В силу ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и т.п.), или нарушающие его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред может быть первичным, если он причинен непосредственно в результате неправомерного действия (бездействия) ответчика, и вторичным, если истцу причинен вред здоровью либо имущественный вред, приведший к физическим и (или) нравственным страданиям. Моральный вред – явление многоплановое, и его можно рассматривать в нескольких аспектах. Моральный вред как форма психической травмы. По общему правилу, содержащемуся в ст. 1101 ГК РФ, характер физических и нравственных страданий (т. е. моральный вред) оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Из этого следует, что при определении степени страданий потерпевшего необходимо принимать в расчет не только вид правонарушения, но и то, какое воздействие оно оказало на потерпевшего: чем тяжелее последствия, тем значительнее вред. Психическая травма может иметь существенные последствия - например, привести к психическому заболеванию. Моральный вред как страдание. Моральный вред представляет собой ухудшение психического и (или) физического самочувствия, причиной которого является противоправное поведение причинителя вреда. В зависимости от характера психотравмирующей ситуации и индивидуально-психологических особенностей потерпевшего переживание страданий может происходить столь интенсивно, что способно привести к соматическим изменениям в организме либо патологии психики. Таким образом, в компетенцию СПЭ по рассматриваемой категории гражданских дел входит не только констатация факта причинения морального вреда (то есть нахождения лица в неблагоприятном эмоциональном состоянии), но и установление интенсивности нравственных и физических страданий, прогнозирование их результатов, а также установление причинно-следственной связи между причинением морального вреда и его последствиями. При необходимости должны производиться комплексные экспертизы с привлечением экспертов-медиков либо экспертов-психиатров. Перед экспертами-психологами по делам рассматриваемой категории суд, таким образом, может поставить вопросы, направленные на установление характера и степени страданий истца в связи с действиями ответчика, носящими противоправный характер; вопросы о возможных ближайших и отдаленных последствиях перенесенных истцом страданий; вопросы об установлении причинно-следственной связи между страданиями истца и действиями ответчика. Следующей разновидностью судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе является экспертизы по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Репутация – сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых качеств. Честь, достоинство и деловая репутация относятся к особой группе объектов гражданских правоотношений – нематериальным благам. В соответствии с п. 2 ст. 2 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ. Гражданско-правовыми средствами защиты чести, достоинства и деловой репутации являются иски об опровержении распространенных недостоверных сведений, о возмещении убытков и морального вреда (ст. 152 ГК РФ). Наиболее часто гражданские дела указанной категории возбуждаются по искам, предъявляемым к средствам массовой информации (СМИ). Когда авторы публикаций ограничиваются простым описанием событий, не имевших места в действительности, необходимости в проведении судебно-психологической экспертизы не возникает, так как истина по делу может быть установлена путем проверки фактов. Однако на практике часто используются публикации, в которых описываемые факты сопровождаются авторским комментарием. С психологической точки зрения публикации такого рода содержат два блока информации - информационный (сведения) и блок информации эмоционально-ценностного характера (мнение автора). Установление содержания психологического подтекста таких сообщений входит в компетенцию судебно-психологической экспертизы. Воздействие на читателя (зрителя) в СМИ осуществляется посредством трех основных методов психического воздействия - убеждения, внушения и заражения. Для применения первых двух методов необходимы сознательные действия со стороны публикатора. Психологическое заражение может осуществляться как сознательно, так и неосознанно. Потребитель информации (читатель, зритель) осмысливает лишь ту ее часть, которая передается посредством убеждения, однако другая часть информации, передаваемая через внушение и заражение, может и не осознаваться. Таким образом, если при распространении порочащих сведений публикаторы используют методы заражения и внушения, то воспринимающая аудитория не обладает необходимой степенью свободы для формирования собственного мнения, что нарушает ее право на получение информации. Иными словами, речь идет о нарушении психологической безопасности аудитории. Судебно-психологическая экспертиза способна не только раскрыть информационно-психологический подтекст публикации, но и установить истинность распространенных сведений, а также выявить способы манипулятивного воздействия на потребителя информации (искажение достоверности, истинности и надежности опубликованной информации; преднамеренное умолчание с целью формирования у аудитории ошибочных выводов; необъективность психологических портретов героев публикаций). К компетенции судебно-психологической экспертизы данного вида относится также установление цели публикации, поскольку лишь при учете целей и условий в их соотношении человек знает, что и как ему сказать, и может строить свою задачу как сознательное действие, способное разрешить задачу, которую он поставил. Перед экспертом-психологом могут быть поставлены следующие вопросы: 1. Содержатся ли в тексте сведения, нуждающиеся в проверке их истинности и достоверности? 2. Дискредитируют ли эти сведения истца в глазах аудитории? 3. Какие виды психологических средств воздействия использованы для достижения цели дискредитации истца? 4. Преследовал ли ответчик цель данным сообщением унизить истца? 5. Могло ли повлиять сообщение на отношение к истцу воспринимающей аудитории, и если да, то каким образом?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |