КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, виды, предмет, компетенция, основания для назначения
Т е м а 8. Судебно-психологическая экспертиза ______________________________ Судебно-психологическая экспертиза: понятие, виды, предмет, компетенция, основания для назначения. Подготовка, назначение, использование судебно-психологической экспертизы следователем, судом. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. ______________________________ 8.1. Судебно-психологическая экспертиза: Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных психологических знаний для установления обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному или гражданскому делу. Предметом судебно-психологической экспертизы являются компоненты психической деятельности (психики) в ее целостности и единстве, устанавливаемые на основе исследования психической деятельности человека и имеющие значение для органов правосудия. Объектами судебно-психологической экспертизы служат материальные и идеальные источники информации. Главным идеальным источником судебно-психологической экспертизы является психика человека. К числу материальных источников информации о психической деятельности человека могут относиться вещественные доказательства, протоколы допросов, документы, продукты психической деятельности (дневники, письма и пр.). В компетенцию судебно-психологической экспертизы входит установление фактических данных, характеризующих психику субъекта, процессы отражения им объективной реальности, поддающиеся психологической экспертной оценке и имеющие уголовно-правовое значение. Общими основаниями для назначения судебно-психологической экспертизы являются требования специальных знаний в уголовном и гражданском процессах. Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессах могут быть любые фактические данные, имеющие отношение к решению тех или иных спорных вопросов, входящих в компетенцию суда, которые требуют объяснения, психологической диагностики различных проявлений психики лиц, проходящих по уголовным делам, участвующих в гражданско-правовых спорах. Виды судебно-психологической экспертизы: 1. По месту проведения: амбулаторная и стационарная. 2. По процессуальному статусу: первичная; дополнительная (назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения первичной судебно-психологической экспертизы, проведение подобной экспертизы поручается тому же или иному эксперту); повторная (назначается в случаях, если возникают сомнения в обоснованности или правильности заключения эксперта, проводится другими экспертами). 3. По процессуальному положению подэкспертного: подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, свидетелей, потерпевших. 4. По критерию специфики предмета судебно-психологического исследования: а) установление аффекта и иных эмоциональных состояний, способных оказать существенное влияние на способность субъекта к осознанному руководству своим поведением в исследуемой ситуации; б) исследование индивидуально-психологических и личностных особенностей подозреваемого (обвиняемого), подсудимого наличия у него свойств, имеющих значение применительно к конкретному деянию и решению вопроса об индивидуализации наказания; определение психологических мотивов преступного поведения; в) определение способности свидетеля и потерпевшего по делам об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление; г) судебно-психологическая экспертиза способности несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), подсудимых с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими; д) установление психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством; е) исследование психофизиологических качеств субъекта, специфики его психического состояния в условиях нервно-психических нагрузок, обусловленных экстремальным характером аварийной ситуации; ж) судебно-психологическая экспертиза обоснованного риска; з) судебно-психологическая экспертиза необходимой обороны; и) судебно-психологическая экспертиза морального вреда. 5. По группам гражданских дел: а) судебно-психологическая экспертиза недействительности сделок; б) судебно-психологическая экспертиза, возникающих из обязательственных правоотношений; в) судебно-психологическая экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей. 6. По предметному содержанию: а) экспертизы эмоциональных состояний; б) определение личностных особенностей в деле; в) определение содержания мотивационной системы личности, ее иерархии; г) установление способности стороны в деле правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; д) исследование особенностей профессионального функционирования оператора при управлении техникой в системах «человек–техника».
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |