Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология допроса 3 страница




10) При осуществлении воздействия необходимо обеспечить психическую активность лица, на которое оно направлено. Воздействие только в том случае будет результативным, если оно активно воспринимается. Оно предполагает активную психическую деятельность как воздействующего, так и лица, на которое оказывается воздействие. В этой связи непременным условием достижения целей воздействия должно быть возбуждение достаточной психической активности объекта воздействия. Эта активность, по крайней мере, должна обеспечивать восприятие всей информации, передаваемой в процессе воздействия, мысленную переработку этой информации, эмоциональную реакцию на нее. На начальном этапе процесса воздействия имеется в виду именно эта цель: возбудить определенный интерес к общению, психическую активность, без чего невозможно обеспечить достижения целей воздействия.

Используемое в правоохранительной деятельности психическое воздействие можно классифицировать по различным основаниям:

1) По своему характеру психическое воздействие может быть простым и сложным. Простое воздействие связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения: это беседа, допрос, опрос, консультация и т. д. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одной или нескольких тактических целей. Сложное воздействие состоит из ряда простых и является средством достижения стратегической цели. Например, для сотрудника правоохранительных органов – это решение профессиональной задачи убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и т.д.

2) По направленности воздействие может быть индивидуальным и социальным (групповым). Индивидуальное воздействие направлено на конкретного человека. Социальное (групповое) воздействие направлено на группу людей. Например, работа так называемых «пиарщиков» (людей, осуществляющих связь с общественностью), пресс-секретарей правоохранительных органов и возглавляющих их должных лиц связана как раз с оказанием социально-психического воздействия на общественное мнение.

3) По форме осуществления психическое воздействие подразделяется на открытое, закрытое (неочевидное) и комбинированное. Открытая форма подразумевает обращение непосредственно к уровню сознания. Закрытая (неочевидная) форма связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания (например, косвенное внушение, «косвенный» допрос и т. д.). Комбинированная форма сочетает в себе предыдущие формы, требуя высокой психологической подготовленности работника правоохранительных органов, тщательной методической проработки либо привлечения специалиста из психологической службы.

4) По технической оснащенности психическое воздействие подразделяется на субъективное и инструментальное. Субъективное воздействие – это воздействие сотрудника правоохранительных органов с помощью слов. Инструментальное воздействие – это воздействие с помощью материальных объектов и условий (например, предъявление вещественных доказательств), выбора места (например, квартира, место происшествия и т. д.).

Воздействие одного человека на другого обусловлено, с одной стороны, объективными факторами, характеризующими внешнюю сторону и способ воздействия, а с другой стороны - факторами субъективными, выражающими отношение к воздействию субъекта и объекта. Слияние субъективных и объективных факторов образует понятие ситуации воздействия как сложной цепи зависимостей между внешними условиями и внутренним миром человека. Ситуация воздействия возникает в результате активного взаимодействия личности со средой, вне которой личность не может существовать и не может раскрыться.

Одной из важнейших характеристик психического воздействия является его разделение на правомерное (допустимое законом) и неправомерное (противозаконное).

Решение вопроса о правомерности и допустимости психического воздействия в системе правоохранительной деятельности основано на действии детерминации человеческого поведения. Суть данного действия сводится к тому, что внешние причины оказывают воздействие на поведение и деятельность человека, проходя через его внутренние условия. Следовательно, результат воздействия зависит не только от субъекта воздействия, но и от внешних условий, в которых это влияние оказывается, и от внутренних условий и состояний объекта воздействия.

Психическое воздействие является правомерным и допустимым, если у объекта воздействия сохраняется свобода выбора линии поведения в конкретной сложившейся ситуации. При этом принимаемое решение и избираемый вариант поведения детерминированы как внешними причинами (например, имеющимися в деле данными, доказывающими причастность к преступлению), так и внутренней психической природой самого объекта воздействия. Но если способ действия жестко детерминирован внешними причинами, то воздействие носит характер насилия, так как человек вынужден действовать так, как того требует субъект воздействия. Психическое воздействие на личность в работе правоохранительных органов недопустимо и противозаконно.

Моральная допустимость применения психического воздействия в работе органов правоохраны находит свое выражение в категориях нравственности, в понятиях добра и зла, чести и достоинства, долга и совести.

При оказании психического воздействия сотрудник правоохранительных органов постоянно вступает в отношения с другими участниками правоохранительной деятельности, затрагивает их интересы, активно вмешивается в психическую деятельность этих лиц, в их личную интимную жизнь. Без нравственного вмешательства, без моральной оценки приемов и средств воздействия нельзя говорить о целесообразности принимаемых решений и выборе способов действия в той или иной процессуально-тактической ситуации.

Несоблюдение этих требований делает психическое воздействие аморальным и недопустимым. Однако такая «аморальность» в определенных условиях может быть допустима. Это относится к тем случаям, когда в ходе деятельности приходит в противоречие требование двух или нескольких норм или противоречия появляются при охране каких-либо ценностей. Здесь возникает моральный конфликт.

Сложность морально-конфликтных ситуаций в правоохранительной деятельности заключается не в том, что нужно выбрать между нравственным и безнравственным, а в том, что необходимо сделать выбор одной из однопорядковых, но не равноценных ценностей.

Согласно теории нравственности моральные конфликты разрешаются с помощью моральных компромиссов. К моральным компромиссам прибегают тогда, когда разрешить моральный конфликт действующими нормами не представляется возможным.

При моральных компромиссах «в жертву» приносится какая-то ценность меньшая по своему объему и содержанию, и сохраняется более значимая ценность по смыслу, содержанию и объему. Следователь осознает при этом, что «добро», которое в данном случае вершится, не является абсолютным, что одновременно с добром творится и «зло», но оно меньшее по сравнению с тем «добром», которое «торжествует».

Судьей при выборе более значимой ценности является сам следователь. Решение о значимости он принимает исходя из действующего законодательства и общественно-ценностной ориентации.

К правовым основаниям и условиям психического воздействия на личность в работе правоохранительных органов относятся:

1. Воздействие участников правоохранительных деятельности друг на друга изначально присуще самой правоохранительной деятельности, вытекает из смысла и содержания правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

2. Любые нормы права в своем содержании имеют элементы психического воздействия.

3. Психическое воздействие всегда осуществляется в сфере правоотношений и направлено на решение задач правоохранительной деятельности.

4. Необходимость применения психического воздействия в правоохранительной деятельности обуславливается тем, что кто-то из участников этой деятельности вышел за рамки дозволенного законом или такой выход предполагается (например, при подготовке к совершению преступления), и это противоречит целям и задачам правоохранительной деятельности.

5. Приемы и средства психического воздействия по форме и содержанию должны соответствовать закону и не противоречить целям и задачам правоохранительной деятельности.

6. Приемы и средства психического воздействия не должны нарушать или ущемлять прав и законных интересов участников правоохранительной деятельности и третьих лиц.

Однако не следует думать, что правовые и моральные требования при выборе приемов и средств воздействия являются одинаково пригодными для любого случая. Они носят динамический характер, должны соотноситься со своеобразием сложившейся ситуации, с индивидуально-психологическими характеристиками личности, ее правовым и моральным статусом. Только в этом случае можно быть уверенным в действенности психического воздействия.

Конкретное воздействие на личность в уголовном процессе осуществляется при помощи определенных методов или их совокупности. К основным методам психического воздействия относятся метод убеждения, метод примера, метод внушения и метод принуждения.

Метод убеждения. Данным методом пользуются при воздействии, имеющем целью изменить взгляды лица, его отношение к действительности, сформировать новые взгляды и отношения. Это главный метод воздействия в правоприменительной практике. Процесс убеждения должен помочь человеку разобраться в сложившихся запутанных, противоречивых обстоятельствах, принять правильное решение, выявить допущенные ошибки, осознать свою вину. Убеждение должно помогать формировать цели, линию поведения на будущее.

Основными компонентами убеждения являются:

1. Информирование – это рассказ, т. е. живое и образное изложение информации с целью сообщения реципиенту фактов и выводов, необходимых для побуждения его к деятельности.

2. Разъяснение – уместно при инструктировании, когда реципиент должен усвоить, запомнить сообщаемые сведения. Такое разъяснение ведется четким, ясным для реципиента языком, короткими фразами. Разновидностью разъяснения является повествующее разъяснение – это изложение фактов в виде живого рассказа, который с логической последовательностью приводит к соответствующим выводам.

3. Доказательство – строится по законам логики и свидетельствует о том, что доказательство будет весьма эффективно, если оно опирается на такие факты, которые или правильны по своей сути, или воспринимаются реципиентом как правильные. Доказательство будет тем убедительнее, чем тщательнее подобраны аргументы (например, достоверные факты, положения, истинность которых была доказана ранее).

4. Опровержение – имеет дело с критикой устоявшихся взглядов интересующего лица, с разрушением старых и формированием новых установок.

К формам убеждения можно отнести:

1) логическое убеждение – это тщательно продуманное изложение фактов в определенной последовательности, объяснение взаимосвязи между ними, выводов, которые следуют из наличия данных фактов и связей между ними;

2) эмоциональное убеждение рассчитано на пробуждение и использование в последующих мыслительных процессах убеждаемого эмоциональной стороны его психики, его чувств;

3) суждение-дискуссия – система обмена утверждениями, доводами, опровержениями, которыми располагают субъекты общения, в целях отстаивания своей точки зрения: здесь убеждение предполагает наибольшую активность убеждаемого в изложении своих доводов;

4) убеждение-агитация – рассчитано на гласное изложение в массовой аудитории событий и их взаимосвязь (например, речь прокурора или защитника в суде присяжных).

Во всех случаях применение метода убеждения только тогда может быть эффективным, когда оно одновременно воздействует на все сферы психики человека - эмоциональную, интеллектуальную, волевую.

Обязательным условием применения метода убеждения является установление психологического контакта между партнерами по общению.

Убеждение должно удовлетворять следующим требованиям:

1) отвечать уровню развития убеждаемого, строиться с учетом его индивидуальных психических особенностей;

2) быть последовательным, логичным, доказательным;

3) возбуждать психическую активность убеждаемого;

4) содержать как обобщенные положения и выводы, так и конкретные факты, примеры;

5) содержать анализ обоюдно известных фактов;

6) учитывать возможности и особенности самого убеждающего;

7) убеждающий сам искренне должен верить в то, во что он убеждает.

Метод внушения. Под внушением, в широком смысле этого слова, понимаются приемы психического воздействия одного лица на другое, рассчитанные на некритическое восприятие информации. Сила воздействия в данном случае обусловлена авторитетом лица, передающего эту информацию, или авторитетом самой информации. Бесконтрольно проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем, сам человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся. Внушение как метод влияния на личность - это психическое воздействие, воспринимаемое реципиентом без должного контроля сознания.

Внушающее воздействие основано на специфическом качестве человеческой психики – внушаемости, т. е. способности воспринимать внушение.

Степень внушаемости зависит от следующего:

1) характера выполняемой индивидом социальной роли (например, повышение значимости исполняемой социальной роли ведет к росту независимости реципиента);

2) свойств нервной системы человека (по Павлову – это может быть превалирование второй сигнальной системы над первой, что является причиной слабой внушаемости);

3) психического состояния человека, уровня его тревожности.

Эффект внушения состоит в концентрации сильного возбуждения в определенном участке головного мозга при условии заторможенности других его участков. Отсюда сама модель внушения оказывается очень простой: введение побуждающей идеи на фоне притупленного сознания и снижения критичности со стороны реципиента.

Таким образом, чтобы обеспечить внушение, нужно «поместить» внушаемого в специфическое фоновое состояние, в котором бы он был «глух ко всему», кроме слов внушающего (например, в состояние расслабления, признаками которого являются откинутое на спинку стула туловище, раскрасневшееся лицо, блестящие глаза, свободно расставленные ноги, распрямленные руки и т. д.). Фоновое состояние также может быть вызвано отождествлением себя с реципиентом воздействия по значимым для него аспектам (например, смотреть на вещи, факты, события глазами реципиента; относиться сочувственно к его мыслям и желаниям; вызывать положительные эмоции и т. д.).

Применение метода внушения может быть рассчитано на длительное восприятие его объектом воздействия в своем сознании или на кратковременное изменение его поведения, активизацию мышления.

К формам метода внушения относятся:

1. Гипноз – это торможение сознания и его фиксация на чем-то одном.

2. Самовнушение (аутотренинг).

3. Прямое внушение – когда в каких-то словесных, специально созданных сложных формулировках содержится прямое требование что нужно делать, вводя тем самым человека в определенное состояние. Это внушение предполагает прямую команду с прямым указанием: «Встань», «Сядь».

4. Косвенное внушение – здесь информация передается в завуалированном виде и человеку остается принять ее и добавить что-то от себя. Это внушение незаметно, его очень тяжело распознать, и хотя мы в обыденной жизни очень часто его используем, но специально применять практически не умеем.

К видам косвенного внушения относятся:

А. Сложное составное внушение – это либо сложноподчиненное либо сложносочиненное предложение, которое в первой своей части является формой присоединения по ключевым словам (это вычленение в речи вашего собеседника основных, важных ключевых слов и возвращение этих слов при обращении к нему: например, человек рассказывает о своих проблемах, при обращении к нему повторите, перескажите ему его же проблемы), а во второй части содержит предложение (например, «чтобы минимизировать срок наказания…», а дальше – форма ведения «тебе надо сказать правду»). Таким образом, данное внушение вписывается в формулу: присоединение по ключевым словам + наше предложение.

Такое внушение может состоять из нескольких уровней:

1 уровень («Ты сказал, что совершил преступление») + 2 уровень («Ты сказал, что совершил его в группе») + 3 уровень («Ты сказал, что вас заставил совершить это взрослый человек») + 4 уровень («Ты сказал, что боишься его») + ваше предложение («Назови его имя, мы его арестуем, и тебе нечего будет больше бояться»).

Б. Негативное парадоксальное косвенное внушение. Есть легенда о том, что Ходжа Насредин пришел в одно горное селение и представился врачом. Его попросили вылечить человека. Ходжа Насредин согласился. Но так как он не был врачом, а разоблаченным во лжи быть не хотел, то он предпринял следующий шаг: собрал всех родственников больного человека в одной комнате, рядом с телом больного, накрыл их белом покрывалом и сказал: «Ваш родственник будет жить, если вы не будете во время моего врачевания думать о «белой обезьяне». Вопрос: о чем думали все родственники? Таким образом, этот вид косвенного внушения служит для привлечения внимания. Есть люди, которые подпадают под понятие «несоглашатели»: они делают все наоборот, и данный прием действует именно на них.

В. Внушение–предположение – это передача такой информации, которая никаких сомнений в действиях или деятельности не вызывает (например, «Когда мы начнем с тобой работать»). То, что мы начнем работать – это уже не вызывает сомнений, хочешь ты или не хочешь, но работать мы будем.

Г. Банальное внушение. Например: «Мы все равно узнаем мотивы твоего поведения, так как у нас большой арсенал средств для этого – специалисты–эксперты, психологи, педагоги». Или еще вариант, когда по делу у следователя все очень плохо (например, нет достаточно сильных доказательств причастности данного лица к совершенному преступлению), но он при встрече с подозреваемым делает вид, что все у него замечательно.

Д. Трюизма. Данный вид внушения сочетается с такими словами как «всегда», «все», «никто» и т.д., т.е. словами, которые называются универсальными количественными: например, «все так делают».

Е. Метафора Эриксона. Э. Эриксон давал метафору-работу «Мой друг Джо - такой же, как вы». Он рассказывал историю реальную или фальшивую, где определял случай, который закончился для Джо благоприятно. Реципиент понимает, что ситуация, в которую он попал, известна и решаема, а следователь – это человек, который может ему помочь.

Метод примера. Сущность данного метода заключается в том, что в процессе общения воспроизводятся действия, приемы и правила поведения.

Метод примера можно реализовывать в нескольких вариантах:

1. Личный пример поведения, действия.

2. Сообщение о положительных действиях других лиц.

3. Предоставление возможности лично воспринять действия, поведение других лиц.

Необязательно, чтобы примеры точно воспроизводили ситуацию, в которой находится объект воздействия. В ряде случает даже лучше, если ситуация будет восприниматься объектом воздействия по отдаленной аналогии (он не будет считать, что примеры подобраны специально; будет убежден, что самостоятельно сделал из них выводы).

Метод принуждения. Принуждение – это воздействие на противодействующее сотруднику правоохранительных органов лицо путем создания такой ситуации, в которой обнаруживается скрываемая объектом воздействия информация вопреки его желанию. Например, тактически целенаправленная система вопросов может выявить, вопреки желанию допрашиваемого, факты и обстоятельства, которые могут быть известны только лицу, совершившему преступление.

В процессе принуждения объект исполняет предписание в состоянии сильного внутреннего протеста, и только внешние обстоятельства заставляют его повиноваться. Поэтому важнейшим условием применения метода принуждения является внешняя предпосылка. Если такой предпосылки нет, принуждение становится бессмысленным.

Внешней предпосылкой может быть чувство страха. Страх вызывается и усиливается, когда человек осознает, а иногда и остро переживает свою слабость.

При принуждении нужно мысленно встать на точку зрения реципиента и сделать выводы о том, возникает ли у данного лица чувство страха (например, после предъявления ему вещественных доказательств). Если лицо, осмыслив обстановку, оценит ее для себя как опасную, то будет в той или иной мере охвачено страхом. Применение метода принуждения здесь оправдано. Если же объект не усмотрит в этой обстановке опасности и страх не возникнет, то принуждение бессмысленно.

Приемы принуждения:

1. Запрещение предполагает тормозящее деятельность воздействие на личность. Оно выступает в двух видах: запрещение импульсивных действий (например, мама говорит ребенку: «Прежде, чем что-то сделать – подумай», - и ограничивает импульсивность его поведения) и запрещение недозволенного поведения (например, «этого делать нельзя!»).

2. Категорическое требование заключается в силе приказа и может быть эффективным только в том случае, когда сотрудник правоохранительных органов имеет большой авторитет у реципиента.

3. Предупреждение придает взаимоотношениям окраску доминирования со стороны следователя. Смысл предупреждения состоит в том, что субъект воздействия вызывает у допрашиваемого тревогу, а на ее основе – желание предотвратить негативные для себя последствия (в связи с защитной доминантой в поведении).

Метод принуждения – это передача определенной информации с помощью которой блокируется, но не исключается, свобода линии поведения объекта воздействия; диктуется, но не жестко, вариант поведения, и все это подкрепляется фактической стороной дела, определенными условиями и обстоятельствами.

Методы принуждения недопустимы в работе правоохранительных органов, за исключением случаев, когда законодательство предусматривает их применение (например, меры пресечения). Каждый из предусмотренных законом случаев теоретически может вызвать нарушение физического или психического здоровья, но эти меры допускаются законом.

Все методы психического воздействия на личность в работе правоохранительных органов должны использоваться только исходя из индивидуальных особенностей объекта воздействия, в рамках, предусмотренных действующим законодательством.

Выбор того или иного тактико-психологического приема разоблачения ложных показаний зависит от психологических особенностей личности допрашиваемого, следственной ситуации.

В случае протекания допроса в бесконфликтной ситуации следователь должен учитывать три обстоятельства, которые могут вести к искажениям в достижении истины по делу. Первое проявляется в том, что заинтересованные в положительных результатах следствия лица могут неосознанно оказаться из-за своих индивидуально-психологических особенностей и испытываемых состояний в ситуации допроса под внушающим воздействием следователя. Последнее зачастую возникает при авторитарности поведения следователя, являющейся «косвенной аргументацией» в выборе соответствующей позиции допрашиваемых и способствующей подкреплению лишь доводов следователя. Второй тип обстоятельств, который может искажать познание истины по делу при допросе, связан с поведением незрелых в социально-психологическом отношении лиц (например, подростков), которые используют общение со следователем как повод самоутвердиться, продемонстрировать свою сверхосведомленность. Третий тип обстоятельств возникает в случае, когда у допрашиваемых наличествуют дефекты восприятия и «провалы» памяти, которые были обусловлены психическим состоянием, имевшим место в момент происшествия или возникшим в ситуации самого допроса.

В случае столкновения при допросе со свидетелями, безразлично относящимися к деятельности правоохранительных органов, следователю предстоит приложить немало усилий по формированию у свидетелей личностного осмысления всего происходящего, персонифицировать их отношение к выявляемым обстоятельствам, снять возможные опасения за свою безопасность и безопасность близких.

Особый подход требуется зачастую к допросу потерпевшего, который к моменту его проведения еще испытывает негативное психическое состояние напряженности. Это может отрицательно сказываться (особенно в случаях с жертвами изнасилования) на функционировании познавательных процессов, а в итоге отражаться на полноте и достоверности показаний. Поэтому в общении с потерпевшими требуются, во-первых, особый такт и эмпатийность; во-вторых, применение специальных приемов не только для снятия избыточного психического напряжения и преодоления последствий феномена «у страха глаза велики» или желания представить себя в более благовидном свете, а в-третьих, демонстрация убежденности защищать потерпевшего от воздействия со стороны заинтересованных лиц.

На заключительной стадии допроса следователи обычно не только знакомят допрашиваемых с текстом протокола допроса, но и предлагают им сделать поправки, пожелания и дополнения к тексту, если они считают это необходимым. Если внесенные в протокол поправки и дополнения привели к возникновению противоречий или новых, не известных ранее обстоятельств, то можно вернуться к детализации показаний, чтобы разрешить возникшие противоречия.

Когда допрашиваемый планируется для участия в других следственных действиях (очных ставках, предъявлении для опознания и др.), то следователь должен не только предупредить его о возможных дальнейших встречах, но психологически подготовить к ним.

По завершении допроса конкретного лица следователь должен оценить его эффективность в процессуально-доказательственном и психологическом ракурсах. В первом случае он должен прогнозировать полноту и достоверность ответов, полученных на намеченный перечень вопросов, уточнить схематические «наброски» по имеющимся фактам и проверить наличие «разрывов» в цепи доказательств. В психологическом плане оценка эффективности допроса должна делаться исходя из реализации намеченной психологической линии поведения на допросе, учета субъективных, объективных и обстановочных условий, качества реализации психотехник, приемов диагностики и воздействия на личность допрашиваемого.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.