Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины в ГОС по специальности
Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии; структура личности как база восприятия информации; типология аудитории; сегментация аудитории; роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации; психология процесса коммуникации; интерес как фактор коммуникации; внимание, восприятие, понимание и запоминание в процессе коммуникации; мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ; мотивы и потребности; опыт и воображение; убеждение и внушение; психологические модели убеждающего воздействия; соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории; роль групповых факторов в процессе убеждения; понятие конформизма; психология слухов, механизм искажения содержания информации в процессе передачи слухов. Психологические эффекты массовой коммуникации; понятия подражания и заражения; понятие массовых вкусов; закономерности массового поведения и реклама; психология моды.
Психология творчества журналиста, создателя рекламы; творческое мышление, творческие способности, вербальное и невербальное мышление; методы активизации творческого мышления. Психологические исследования массовой коммуникации: имидж коммуникатора, психографика; психологические аспекты изучения аудитории.
2. Содержание дисциплины *
Раздел 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СНОВЫ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Тема 1. Предмет и методология социальной психологии.
Определение проблематики социальной психологии. Связь со смежными науками. Задачи социальной психологии и в свете актуальных запросов современного общества. История становления научной дисциплины. Первые формы социально-психологического знания: психология народов, психология масс и теория инстинктов социального поведения. Развитие основных теоретических ориентаций в условиях экспериментального периода (бихевиоризма, психоанализа, когнитивизма, интеракционизма, а также гуманистической психологии и социального конструкцонизма). Уровни методологических подходов и их специфика в рамках социальной психологии.
Тема 2. Общение.
2.1 Общение и взаимодействие. Место общения в жизни общества.
Общение и его социальные функции. Личность в «социальном контексте». Общественные и «психологические» отношения личности. Социальная роль как общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности. «Стиль исполнения роли» и пространство межличностных отношений. Природа общественных отношений и природа межличностных отношений (реальная деятельность людей по созданию материальных и духовных ценностей и эмоциональная основа психологических отношений). Конъюнктивные и дизъюнктивные чувства. Методика социометрии.
2.2 Общение как обмен информацией. Общение и коммуникация: общее и различное. Проблемы общения на макро- и микро- уровнях. Идея единства общения и деятельности. Способ общения и его содержание как предмет анализа. Организация и обогащение деятельности посредством общения. Структура общения: коммуникативная сторона, интерактивная и перцептивная. Виды общения. Общение как обмен информацией. Передача, формирование, уточнение, развитие информации в процессе человеческого общения. Значимость информации для субъектов общения, стремление к выработке общего смысла, изменение самого типа отношений между участниками коммуникации, достижение взаимопонимания и доверия. Единство системы кодификации и декодификации. Коммуникативные барьеры общения, носящие социальный и психологический характер. Проблемы лжи и доверия в общении. Аксиальный и ретиальный характер коммуникации. Явление фасцинации. Побудительная и констатирующая информация. Активация, интердикция, дестабилизация как цели коммуникативного воздействия.
2.3 Интерактивная и перцептивная стороны общения. Природа и структура взаимодействия. Взаимодействие как организация общей, совместной деятельности: обмен и информацией, и действиями. Структура социального взаимодействия. Теории Т.Парсонса, Я.Щепаньского, Э.Берна. Стили действий: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.
Типы взаимодействий: кооперация, конкуренция, конфликт. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий. Анализ взаимодействий в символическом интеракционизме, теории деятельности, формальной социологии.
Тема 3. Социальная психология групп.
3.1 Классификация и методологические проблемы исследования малых и больших групп.Понятие группы в психологии и социологии. Условные группы и реально существующие общности. Группа как субъект социальной деятельности. Психологические характеристики группы. «Мы» и «они»: проблемы социальной и культурной идентификации. Классификация групп.
3.2 Изучение больших групп в социальной психологии. Основные виды и характерные признаки. Проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности. Этнографические, кросскультурные и компаративистские методы исследования. Концепция «социальных представлений» С.Московиси. Социальные классы и слои. Эмоциональная динамическая сфера и «психический склад». Психология этнических групп и культурантропология. Гендерные и возрастные группы. Уровни изучения гендера. Гендерная идентификация, гендерные стереотипы, гендерные роли. Проблемы поколений, формирования различных субкультур, способов адаптации, разработки жизненных стратегий представителей различных возрастных групп.
3.3 Общие проблемы малой группы в социальной психологии. Исторические подходы к изучению малой группы. Эффекты социальной фацилитации и социальной ингибиции. Феномен «социальной лености» и его проявления. Определение, признаки и границы малой социальной группы. Количественные пределы малой группы. Композиция и структуры группы: власти, коммуникаций, межличностных отношений. Групповые процессы, групповая динамика, развитие группы. Классификация малых групп.
3.4 Социальная психология производственных коллективов.Понятие социально-психологического климата трудового коллектива. Особенности социально-психологического климата различных коллективов.Деловые взаимоотношения и коммуникативная культура. Методы регуляции социально-психологического климата.
Тема 4. Социально-психологические проблемы исследования личности.
4.1 Понятие личности в социальной психологии. Системное описание личности: характеристики процесса, уровень развития, критерии зрелости. Пространственные характеристики. Поведенческая география. Социальное пространство. Теория персонализации. Временные характеристики. Определение функциональной системы личности. Взаимодействие с социальной средой. Понятие импрессивной и экспрессивной способностей.
4.2 Социализация: сущность, стадии, институты.Зарубежные и отечественные теории личностного развития. Психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая и трансперсональная ориентации концепций личностного роста. Периодизация жизни. Теория психосоциального развития. Феноменология кризисных периодов. Понятие и значение социализации. Процесс социализации и его структура. Этапы социализации. Институты.
4.3 Личность в группе: проблемы идентичности.Фокус проблемы личности. Социально-психологические качества личности. Социальная идентичность: концепции, подходы, аспекты.
Тема 5. Прикладные аспекты социальной психологии.
Практические приложения социальной психологии.Специфика прикладного исследования в психологии, его эффективность. Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии: управление и развитие организации, школа и семья, право и политика, наука, культура и искусство.
Раздел 2. Психологические характеристики и особенности процессов массовой коммуникации.
Тема 1. Теория и практика психологических исследований в области массовой коммуникации
Массовое общество. Массовая культура. Массовая коммуникация. Основные особенности mass communication: массовость аудитории, гетерогенность аудитории, использование высокоскоростных и репродукционных средств связи и информации, быстрое распространение сообщений, относительно небольшая потребительская стоимость получаемой информации. Л. В. Петров об уникальных свойствах массовой коммуникации: диахронность, диатопность, мультиплицирование, симультанность, репликация. Методология и методы психологических исследований массовой коммуникации. Массовая коммуникация: психологический и социальнопсихологический аспекты изучения. Возможности бихевиоризма, теории групповой динамики, когнитивизма, интеракционизма, социометрии и других учений и школ в изучении массовой коммуникации. Р. Парк, Ч. Кули и У. Липман о массовой коммуникации как общении членов массы. Г. Лассуэлл о структуре и функциях коммуникации в обществе. Р. Мертон и П. Лазарсфельд о социальной роли массовой коммуникации. Б. Берельсон, Э. Катц и Г. Годэ о «двухступенчатом потоке коммуникации». М. Маклюэн о массовой коммуникации. Принципы культивационного анализа Анненбергской школы.
Тема 2. Психические процессы и состояния в массовой коммуникации
Особенности протекания психических процессов в массовой коммуникации. Структура личности как база восприятия и обработки информации. Средства массовой информации в жизни индивида. Мотивация и ожидания в механизмах обращения аудитории к СМИ. Мотивационная структура личности, группы, аудитории. Потребности, интересы, стремления и влечения личности как факторы массовой коммуникации. Сознание и подсознание. Коллективное бессознательное. Архетипы. Мифы. Ценности. Убеждения. Предрассудки. Социальная психология личности. Социотипы личности. На правленность личности. Теории целенаправленного поведения личности. Предрасположение личности в пользу своего «я». Психологические механизмы коммуникативного воздействия на личность. Роль установки и стереотипов. Функции социальной установки: эгозащитная, ценностновыразительная, приспособления, организации мировоззрения. Динамика социальных установок. Основные психологические способы формирования новых и изменения старых установок. Стереотипизация сознания и поведения в массовой коммуникации. Профессиональные, этнические, возрастные, социокультурные и иные стереотипы в жизни индивида и социальных групп. Внимание, восприятие, понимание и запоминание в массовой коммуникации. Опыт и воображение. Эмпатия, идентификация, атрибуция, аттракция, аффилиация и фасцинация в коммуникационных процессах. Память в массовой коммуникации. Механизмы деятельности памяти в массовой коммуникации. Психологические, языковые и социальные барьеры в массовой коммуникации. Коммуникативные барьеры и ошибки: перцептивноинтерпретационные, диспозиционные, статусные, семантические и др. Потери информации в коммуникации. Нормальные и анормальные психические состояния в массовой коммуникации. Альтернативные коммуникации: популярные концерты, театральные представления, карнавалы, шествия, фестивали, ярмарки. Иные формы массовой коммуникации. Эмоции и чувства в массовой коммуникации. Понятие «массового человека». Психология толпы. Психология паники.
Тема 3. СМИ и массовое сознание: психологические аспекты взаимодействия
Массовое сознание как социальный феномен. Массовое сознание, социальная психика, общественное мнение, общественные настроения. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием. СМИ как инструмент убеждения и мобилизации. Имиджи, медиасобытия, псевдособытия и прочие инструменты медиамифологии как условие манипулирования массовым сознанием. Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном уровне: планируемые и непланируемые (преднамеренные и непреднамеренные), краткосрочные и долгосрочные (индивидуальный отклик —
индивидуальная реакция, кампания в СМИ — коллективная реакция, распространение инноваций — социальный контроль). Эффекты массовой коммуникации на общественном уровне: установление «пунктов повестки дня», «спираль молчания», «информационный дефицит» (П. Бергер, Т. Лукман, Э. НоэльНойман и др.).
Тема 3. Психология процесса коммуникации
Структура личности как база восприятия информации и главный барьер на пути влияния массовой коммуникации. Роль установок и стереотипов в процессе массовой коммуникации. Психологические процессы и состояния в массовой коммуникации.
Тема 5. Психологические эффекты массовой коммуникации
Коммуникационный процесс и средства массовой информации. Теоретические модели коммуникационного процесса. Коммуникатор и психологические способы его изучения. Институциональное и индивидуальное в фигуре коммуникатора. Престижность, надежность и доверительность коммуникатора. Средства массовой информации и их роль в массовой коммуникации. Влияние формы (СМИ) на содержание информации. Демассификация средств связи в условиях информационного общества (О. Тоффлер). Аудитория как социальная группа. Социологические и психологические аспекты изучения аудиторий. Типология аудитории. Сегментация аудитории. Модели визуальной коммуникации: М. Маклюэн, Р. Арнхейм, Ю. Лотман, К. Метц, Р. Барт и др. Восприятие содержания в массовой коммуникации. Влияние канала коммуникации. Особенности воздействия различных средств массовой информации как следствие различий их выразительных средств. Связь с аудиторией в телерадиоИнтернеткоммуникациях. Методы психологического воздействия в массовой коммуникации. Подражание, заражение, внушение. Самовнушение. Формы косвенного внушения: намек, косвенное одобрение и косвенное осуждение. Симптомы огруппления мышления. Убеждение. Психологические модели убеждающего воздействия. Соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории. Роль групповых факторов в процессе убеждения. Понятие массовых вкусов. Конформизм. Теории медиаэффектов. Эффект аудитории, эффект аккумуляции, эффект зрителянаблюдателя, эффект запоздалой реакции, эффект ложного консенсуса и т. д. Механизмы психологической защиты (вытеснение, проекция и рационализация) и их проявления в массовой коммуникации. Эффекты насилия в СМК. Моделирование страха у аудитории. Социальные и личностные факторы аудитории, которая выбирает для просмотра сцены насилия и жестокости. Способы помощи преодоления страха и других эффектов насилия в СМИ. Конструктивное использование СМИ. Масс-медиа и воображение. Грамотность усвоения материалов СМИ. Влияние общества на средства массовой коммуникации. Использование творческого подхода к коммуникационным технологиям.
Тема 6. Психология пропаганды
СМИ как «четвертая власть». Приоритетная роль массмедиа в управлении массовым сознанием: высокоэффективные технические средства, научные методы воздействия на людей, программирование поведения. Процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость. Способы побуждения людей к действию. Два пути влияния пропаганды: посредством информации об окружающем мире и через изменение самого реципиента (изменение потребностей, интересов, ценностей и т. д.). Изучение реальных и потенциальных аудиторий с точки зрения их ориентаций и потребностей в определенной информации. Объективные и субъективные факторы, влияющие на ход и результаты пропаганды. Формирование, закрепление и изменение установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость.
Манипулирование. Формы манипулирования общественным мнением: утаивание информации, смещение акцентов, искажение информации. Языковое манипулирование: понятие, разновидности, механизмы. Манипулирование через обращение к эмоциям. Манипулирование через обращение к социальным установкам. Манипулирование через обращение к представлениям о мире. Пропаганда и политическая агитация. Имидж политика через призму СМИ. Психологические способы влияния СМИ на участников предвыборных кампаний.
Тема 7. Психология рекламного воздействия
Закономерности массового сознания и реклама. «Среда» рекламы. Психотехнология рекламной стратегии. Мотивация и психологические задачи в рекламе. Замена уникального торгового предложения имиджем товара. Установки и стереотипы в рекламной практике. Технология создания имиджа: ассоциа
ции, проекции «свидетельства», апелляция к «лидерам мнений». Психология восприятия рекламы. Внимание и понимание в рекламе. Особенности возрастной, половой, социальноклассовой психологии и рекламное воздействие. Социальные и половозрастные стереотипы в рекламе. Виды рекламного психологического воздействия. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты рекламного воздействия. Информирование, убеждение, внушение, побуждение. Психологическая направленность рекламного текста: значение и смысл, «теплые» и «холодные» слова и т. д. Структура слогана. Речевое воздействие в рекламе: основные сферы и разновидности. Скрытые и явные сравнения. Имплицитная информация в рекламе. Игровые приемы в рекламе: мифология, парадоксы, каламбуры, стилистические диссонансы, рифма, идеологизмы. Невербальная составляющая рекламного сообщения. Цвет в рекламе. Дизайн рекламы. Национальные традиции в рекламе. Реклама в прессе, по радио, по телевидению, наружная реклама, транзитная реклама: психологические аспекты. Понятие коммуникативной эффективности рекламы. Основные критерии коммуникативной эффективности: распознаваемость (идентифицируемость), запоминаемость, притягательная и агитационная сила сообщения.
Тема 8. Психология слухов и предрассудков
Слухи как специфический вид межличностной коммуникации. Слухи как отражение общих социальных стереотипов и установок аудитории. Слухи как отражение общественного мнения и общественных настроений. Слухи как выражение информационной ситуации в регионе. Природа слухов. Слух как СМИ, или «самая массовая из всех массовых коммуникаций». Самотранслируемость, устность, аноним
ность и иные особенности слухов. Классификация слухов: 1) экспрессивные слухи — эмоциональные состояния, выражаемые в содержании слухов, а также типы эмоциональных реакций: слух-желание, слух-пугало, агрессивный слух; 2) слухи ложные, полуложные, близкие к действительности (по степени достоверности); 3) прямые слухи, опосредованные слухи, контрслухи. Факторы циркуляции слухов. Информационный вакуум как основной фактор слухов. Каналы распространения слухов. Устные слухи, аудиослухи, видеослухи, графические слухи. Роль СМИ в распространении слухов. Психология искажения сообщения в процессе передачи слухов.
Эффект фасцинации. Борьба со слухами.
Социология и психология моды. Мода как социально-психологический феномен. Социокультурная роль моды. А. Смит о влиянии моды на эволюцию одежды, мебели, архитектуры, музыки, нравственности. Особая роль вкусов элиты в распространении моды. Г. Спенсер о двух видах подражательных действий. Стремление к равенству с лицами более высокого статуса как основной мотив возникновения моды. У. Самнер о нормативном и принудительном характере моды. Г. Тард о моде и обычае как двух основных видах подражания. Г. Зиммель о классовом (бессословном) характере моды (мода как удовлетворение двойственной потребности человека — отличаться и быть похожим на других). Т. Веблен о роли престижа, демонстративности и «показного потребления» в функционировании моды. Э. Сепир о месте моды в личностной идентификации, самовыражении и укреплении «я», благодаря социально санкционированному отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм. Г. Блумер о моде как средстве внедрения новых социальных форм и адаптаций к ним в изменяющемся мире. Современные представления о социально-психологических механизмах функционирования моды.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление