Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения. Ключ Шкала Формы агрессивности Номер утверждения Да Нет Физическая агрессия 1,25,33,48,55,62,68




Ключ

Шкала Формы агрессивности Номер утверждения
Да Нет
  Физическая агрессия   1,25,33,48,55,62,68   9,17,41  
  Косвенная агрессия 2,10, 18,34,42,56,63   26,49  
  Склонность к раздражению 3,19,27,43,50,57,64,72   11,35,69  
  Негативизм 4, 12, 20, 28    
  Обида 5,13,21,29,37,51,58    
  Подозрительность 6,14,22,30,38,45,52,59   65,70  
  Вербальная агрессия 7,15,23,31,46,53,60, 71,73   39,66, 74,75  
  Чувство вины 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61,67   —  

Примечания:

1. Физическая агрессия (нападение) — использование физи­ческой силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия — в этой шкале под термином понима­ют как агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, — злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, — взрыв ярости прояв­ляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. д. Эти взрывы характеризуются отсутствием на­правленности и неупорядоченностью.

3. Склонность к раздражению — готовность (при малейшем воз­буждении) к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.

4. Негативизм — оппозиционная форма поведения, направ­ленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до ак­тивной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть или ненависть к окружающим, обуслов­ленные чувством горечи, гнева на весь мир за действи­тельные или мнимые страдания.

6. Подозрительность — недоверие и осторожность по отно­шению к людям, основанные на убеждении, что окружа­ющие намерены причинить вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словес­ных ответов (угроза, проклятия, ругань).

8. Чувство вины — эта шкала выражает возможное убежде­ние человека в том, что он — плохой, поступает зло, и свидетельствует о наличии у него угрызений совести.

Суммирование показателей шкал 1,2,7 дает общую шкалу агрессивности, показателей шкал 1, 3, 7 — общую шкалу мотивационной агрессии, показателей шкал 5 и 6 — общую шкалу враждебности. Средним уровнем выраженности агрессив­ности выступает интервал, равный 21 ± 2 балла, мотивационной агрессии — 21 + 2 балла, враждебности — 8 ± 2 балла.

Задание 5. Понаблюдать за тем, как дети в совместной игре подража­ют друг другу или взрослым.

Задание 6. Пользуясь известными Вам механизмами социализации, найти объяснение тем или иным особенностям поведения одного из Ваших коллег или преподавателей.

Задание 7. Используя приемы самоанализа, выявить у себя и описать те мысли и формы поведения, которые приобретены вами от окружающих взрос­лых людей. Определить более точно, что конкретно и от кого приобретено.

 

&

Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990. (Проблема личности в науке: 7—172. Свойства человека как личности: 173—256. Развитие личности: 257—306. Индивидуальность человека как личности: 307—363).

Бернс Р.В. Я-концепция и воспитание. — М., 1986. (Что такое Я-кон­цепция: 30—66).

Бодалев А.А. Психология о личности. — М., 1988. (Личность и ее основные проявления: 5—11. Фомирование личности: 37—59).

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Личность и ее формирование: 281—310).

Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М., 1982. (Теория 3. Фрейда: 6—12. Теория К. Юнга: 12—13. Теория А. Адлера: 14—18. Теория К. Хорни: 18—21. Теория Г. Салливена: 21—26. Теория Э. Фромма: 26—30. Теория Э. Эриксона: 30—34. Теория фрустрации: 3,5—37. Гуманистическая теория личности: 37—57. Теория ролей: 57—63. Экзистенциальная теория личности: 63—70. «Понимающая» психология: 71—82. Теория личности во французской социологической школе: 83—97).

Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1989. (Типология личностей: 12—169.)

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Деятельность и личность: 159—189. Мотивы, эмоции и личность: 206—230.)

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982. (Личность: 213—253).

Психология индивидуальных различий. Тексты.— М., 1982. (Факторный анализ личности (Р. Мейли): 84—100. Классификация личностей (А.Ф. Лазурский): 179—198. Психологические типы (К. Юнг): 199—218).

Психология личности. Тексты. — М., 1982. (Что такое личность (Э.В. Ильен­ков): 11 —19. Некоторые черты психологической структуры личности (Б.Г. Ананьев): 39—41. Основные идеальные типы индивидуальности (Э. Шпрангер): 55—60. Само­актуализация (А. Маслоу): 108—117. Различные аспекты Я (Р. Мейли): 132—141. Черты личности (Р. Мейли). 142—149.)

Психология формирования и развития личности. — М., 1981. (К психо­логии личности как развивающейся системы: 3—19. Развитие личности в процессе жизнедеятельности: 19—44.Психо­логическая теория строения и развития личности: 45—66. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности: 67—87. Общение как условие развития личности: 177—197).

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т.II. — М., 1989. (Направленность личности. Установки и тенденции. Потребности. Интересы: 103—122. Самосознание личности и ее жизненный путь: 236—249).

Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе.— М., 1989. (Психологические проблемы развития личности: 9—71. Деятельность и разви­тие личности: 72—125.)

Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989. (О психоанализе: 346—381. Я и Оно: 425—439).

 

10. Тема "Темперамент" (2 часа)

1. Типы темпераментов

Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента. Темперамент и деятельность.

2. Свойства темперамента

Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Психологическая характеристика темперамента. Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах человека. Отражение свойств темперамента в предметной деятельности. Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Понятие индивидуального стиля деятельности. Зависимость индивидуального стиля деятельности от особенностей темперамента. Неоднозначность связи между темпераментом и индивидуальным стилем деятельности.

4. Темперамент и личность

Связь темперамента со свойствами личности. Темперамент как основа для формирования впечатлительности эмоциональности импульсивности и тревожности. Темперамент и способности.

?

1. Типы темпераментов и их психологическая характеристика

2. Индивидуальный стиль деятельности

G

1. Темперамент и его органические основы

2. Личность и темперамент

1. Что такое темперамент?

2. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию темпе­рамента.

3. Каково происхождение темперамента?

4. Выделите основные свойства темперамента.

5. Определите роль темперамента в становлении и социальном бытии человека как субъекта и как личности,

6. Что такое тип темперамента?

7. Дайте характеристику каждого типа темперамента.

8. Можно ли говорить о хороших и плохих темпераментах?

9. Как соотносятся темперамент и индивидуальный стиль де­ятельности и общения?

10. Определите принципы работы с людьми разного типа тем­перамента.

Задание 1. Дайте прогноз поведения людей, обладающих различ­ными типами темперамента, в следующих ситуациях.

1. При выполнении расчета на компьютере у програм­миста неожиданно происходит сбой в программе.

2. Начальник поручает сотруднику срочно составить важный доклад.

3. Происходит опоздание на назначенную встречу из-за поломки автобуса.

4. Поздно ночью раздается ошибочный телефонный звонок.

5. Коллега просит еще раз объяснить неясный для него вопрос.

Задание 2. Спроектируйте способы психологического воздейст­вия по отношению к людям, обладающим различными ти­пами темперамента, в следующих ситуациях:

1. В ситуации спора.

2. При наказании за ошибку в работе.

3. При отказе в просьбе о помощи.

4. При поручении ответственного задания.

5. В ситуации предупреждения об ответственности.

6. В ситуации просьбы об услуге.

7. При проверке выполненной работы.

8. В ситуации знакомства.

9. В ситуации ведения переговоров о сотрудничестве.

10. В ситуации недоверия.

Задание 3. Разработайте рекомендации по работе с людьми, обла­дающими различными типами темперамента (по 10 на каждый тип). Они должны содержать в себе описание цели, конкретной ситуации и быть адресованы определен­ному человеку (или группе лиц).

Задание 4. Методика определения типа темперамента

Шаг 1. Инструкция

Определите тип своего темперамента с помощью теста. Для этого из четырех предложенных под каждым номером утверждений выберите наиболее вам свойственное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.