Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуативная тревожность Личностная тревожность




Ключ

Протокол исследования

Шкала личностной тревожности

Протокол исследования

Шкала ситуативной тревожности

Шаг 1. Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждение Ответ
Нет, это не так   Пожалуй, так   Верно   Совершенно верно  
  Я спокоен        
  Мне ничто не угрожает        
  Я нахожусь в напряжении        
  Я внутренне скован        
  Я чувствую себя свободно        
  Я расстроен        
  Меня волнуют возможные неудачи        
  Я ощущаю душевный покой        
  Я встревожен        
  Я испытываю чувство внут­реннего удовлетворения        
  Я уверен в себе        
  Я нервничаю        
  Я не нахожу себе места        
  Я взвинчен        
  Я не чувствую скованности, напряжения        
  Я доволен        
  Я озабочен        
  Я слишком возбужден, и мне не по себе        
  Мне радостно        
  Мне приятно        

 

Шаг 1. Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе про­токола исследования в зависимости от того, как Вы себя чув­ствуете обычно. Над вопросами также не следует долго заду­мываться.

Суждение        
    Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
  У меня бывает приподнятое на­строение          
  Я бываю раздражительным          
  Я легко могу расстроиться          
  Я хотел бы быть таким же удач­ливым, как и другие          
  Я сильно переживаю неприятно­сти и долго не могу о них забыть          
  Я чувствую прилив сил, жела­ние работать          
  Я спокоен, хладнокровен и собран          
  Меня тревожат возможные трудности          
  Я слишком переживаю из-за пу­стяков          
  Я бываю вполне счастлив          
  Я все принимаю близко к сердцу          
  Мне не хватает уверенности в себе          
  Я чувствую себя беззащитным          
  Я стараюсь избегать критиче­ских ситуаций и трудностей        
  У меня бывает хандра          
  Я бываю доволен          
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
  Бывает, что я чувствую себя неудачником        
  Я неуравновешенный человек          
  Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и за­ботах        

Шаг 2. Обработка результатов

Определите суммарный показатель ситуативной и лично­стной тревожности с помощью ключа.

Номер суждения Ответ     Номер суждения Ответ  
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
Σ СТ =..     Σ лт=..

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

Уровни выраженности ситуативной и личностной тревожности  
до 30 31-44 45 и более Низкий Средний Высокий

 

Характерной чертой высокотревожных людей является их склонность к «застреванию» на негативных переживаниях, сопровождаемых чувством собственной вины, невыполненного долга и т.п. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует также о сниженной эмоциональной устойчивости индивида, его невысоких социально-адаптивных качествах, недостаточной активности, целеустремленности в достижении успехов. Высокотре­вожные люди постоянно озабочены последствиями своих по­ступков, пребывают в ожидании всевозможных неудач, для защиты от которых принимают излишние предосторожности. Повышенная чуткость к опасности у них обычно сочетается с неверием в собственные силы и возможности. В то же время они весьма обязательны и ответственны, более склонны к час­тым сомнениям, перепроверке сделанного. Будучи в значи­тельной мере подвластными воздействиям среды, имеют сни­женный порог сопротивляемости стрессу.

Студенты с высоким уровнем тревожности терпят неуда­чи во время экзаменационных сессий не потому, что им недостает способностей, знаний и умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих в это время. У них по­являются ощущения некомпетентности, беспомощности. Сообщение о предстоящем испытании вызывает у них силь­нейшее беспокойство, которое мешает нормально думать, вызывает множество не имеющих отношения к делу и аф­фективно окрашенных мыслей, что не дает сосредоточить внимание и блокирует извлечение нужной информации из долговременной памяти. Такие студенты обычно восприни­мают экзамены как угрозу их Я, переживая серьезные сомне­ния в себе, излишнюю эмоциональную напряженность, ко­торая отрицательно сказывается на результатах.

Известно, что некоторые люди вообще не склонны испы­тывать состояние тревоги. У таких лиц отсутствует разумная осторожность даже в минуты реальной опасности, для них не характерна предусмотрительность, снижен уровень само­контроля. В большей степени это свойственно беспечным по своему характеру, социально незрелым людям, не имеющим достаточного жизненного опыта, с неразвитыми когнитив­ными и прогностическими способностями. Эти качества на­ходят свое отражение в легкомысленном, небрежном отно­шении к своим поступкам, деятельности, жизни.

 

&

Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления крити­ческих ситуаций.— М., 1984. (Понятие и процесс переживания: 16—30, 49—77. Типология переживаний: 78—155.)

Веккер Л.М. Психические процессы.— Т. 3.— Л., 1981. (Эмоции: 57—155.)

Изард К.Е. Эмоции человека.— М., 1980. (Роль эмоций в жизни человека: 13—25. Теории эмоций: 31—51. Эмоции и мотивация: 52—71, 163—209. Эмоции и экспрессия: 72—91. Методы изучения эмоций: 92—116. Эмоции и сознание: 117—138. Эмоции и поведение: 139—162. Радость: 210—243. Удивление: 244—250. Горе, страдание, депрессия: 251 — 289. Гнев, отвращение, презрение: 290—312. Страх и тревожность: 313—338. Стыд и застенчивость: 339—369. Вина, совесть, мораль: 370—397.)

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М., 1982 (1975). (Мотивы, эмоции и личность: 189—206.)

Общая психология.— М., 1986. (Чувства: 366—384.)

Психология эмоций: Тексты.— М., 1984. (О происхождении и природе аффектов (Б. Спиноза): 29—46. Психология душевных волнений (В. Вундт.): 47—63. Различение эмоции и чувства (У. Макдауголл): 103—107. Сущность эмоциональных переживаний (Ф. Крюгер): 108—119. Очерк теории эмоций (Ж.-П. Сартр): 120—137. Мотивационная теория эмоций (Р У. Липер): 138—151. Эмпатия (К Роджерс): 235—237.)

Селье Г. Стресс без дистресса.— М., 1982. (Что такое стресс: 25—31. Развитие концепции стресса: 31—51. Мотивация и стресс: 52—83.)

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.— М., 1990. (Система и уровни эмоциональной регуляции: 4—32.)

 

13. Тема "Способности и воля" (2 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.