Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения. 1. Определение характера




1. Определение характера.

Понятие о характере. Характер как совокупность устойчивых черт личности. Характер и темперамент. Инструментальность черт характера человека. Структура характера.

2. Типология характеров.

Типология характеров в связи со строением тела человека (Э.Кречмер). Акцентуированные характеры подростков по А.Е.Личко. Акцентуации типов людей по характерной манере общения (К.Леонгард). Типология социальных характеров по Э. Фромму.

3. Формирование характера.

Истоки характера человека. Механизм формирования характера. Сензитивный период для развития и укрепления характера. Возрастные особенности становления черт характера у человека. Проблема перевоспитания характера человека.

4. Личность и характер человека.

Место характера в общей структуре личности. Черты характера и другие личностные свойства человека. Относительная независимость характерологических особенностей человека от других его личностных свойств. Экстраверсия и интроверсия как черты характера.

?

1. Определение характера человека.

2. Типология характеров

3. Формирование характера

4. Место характера в общей структуре личности.

G

1. Сопоставительный анализ различных типологий характеров.

2. Аргументы за и против существования типов характера.

3. Социально-нравственные типы характера. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.

 

1. Что такое характер?

2. Что такое черта характера?

3. Каковы условия актуализации черт характера?

4. Перечислите основные свойства черт характера?

5. Какова генетическая природа характера?

6. Что такое акцентуация характера?

7. Перечислите и охарактеризуйте основные типы акцентуа­ций.

8. Для чего необходимо знать типы характера?

9. Определите основные условия формирования характера.

10. Охарактеризуйте закономерности механизмов формирова­ния характера.

Задание 1. Разработайте психологические воздействия или ситуа­ции, которые позволяют актуализировать следующие чер­ты характера: недоверчивость, упрямство, нерешитель­ность, смелость, властность, ответственность, доброта, общительность, трудолюбие, щедрость, агрессивность, настойчивость, аккуратность, демонстративность, откро­венность, честность, исполнительность, патриотизм.

Задание 2. Какие черты характера могут проявиться в следующих жизненных ситуациях:

1. Сдача экзамена.

2. Встреча гостей.

3. Выполнение важного производственного задания.

4. Распределение каких-то благ.

5. Напряженное ожидание решения какого-то личного вопроса.

6. Успех в чем-либо.

7. Преграда при достижении поставленной цели.

8. Доверие секрета.

9. Коллективный досуг.

10. Оскорбление.

11. Конкуренция.

12. Опасность.

13. Насмешка.

14. Публичность.

15. Принятие решения.

16. Неуспех.

17. Жесткий приказ (требование).

18. Необходимость попросить прощения.

19. Интимная беседа.

20. Несправедливое обвинение.

21. Несогласие с мнением.

22. Достижение отдаленных целей.

23. Знакомство.

24. Непризнание успехов.

25. Унижение национальных святынь.

26. Унижение религиозных святынь.

27. Похвала.

28. Необходимость оказания услуг.

29. Материальные пожертвования.

30. Вынужденное одиночество.

31. Жестко регламентированное поведение.

32. Принятие авантюрного решения.

33. Угроза наказания.

34. Резкий переход от одних дел к другим.

35. Ограничение активности.

36. Свободное (без инструкции) выполнение заданий^

37. Невнимание к личности.

38. Ограничение общения с близкими людьми.

39. Невыгодное положение.

40. Ограничение возможности проявить власть.

41. Однообразие образа жизни.

42. Необходимость принятия нестандартных решений.

43. Освоение новых видов деятельности.

44. Принятие на себя руководства людьми.

45. Несогласие с мнением других.

Задание 3. Методика исследования акцентуаций характера

Определить тип акцентуации характера или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических методик, в частности опросника Шмишека, который содержит 97 во­просов и позволяет выявить 10 типов акцентуированных ха­рактеров.

Шаг 1. Инструкция

Вам предлагаются вопросы, касающиеся Вашего характе­ра. Если Вы согласны с вопросом, рядом с соответствующим номером следует поставить знак «+» («Да»), если нет — знак «-» («Нет»). Не следует долго думать над вопросами, поско­льку правильных или неправильных ответов не существует.

Текст опросника

1.Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомра ченным?

2. Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?

3. Легко ли Вы плачете?

4. Возникают ли у Вас по окончании какой-либо работы со­мнения в качестве ее исполнения, и прибегаете ли Вы к проверке — правильно ли все сделано?

5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверст­ники?

6. Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?

7. Бываете ли Вы обычно во время веселья в центре внима­ния?

8. Бывают ли у Вас дни, когда Вы без особых причин ворчливы и раздражительны, и все считают, что Вас луч­ше не трогать?

9. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

10. Вы человек серьезный?

11. Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-ни­будь, что все остальное перестает быть значимым для Вас?

12. Предприимчивы ли Вы?

13. Быстро ли Вы забываете обиды и оскорбления?

14. Мягкосердечны ли Вы?

15. Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли Ваше честолюбие, чтобы в работе (учебе) Вы были одним из первых?

17. Боялись ли Вы в детские годы грозы и собак?

18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

19. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают Вас педантичным?

20. Очень ли зависит Ваше настроение от внешних обстоя­тельств и событий?

21. Любят ли Вас Ваши знакомые?

22. Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавлено?

24. Случалось ли Вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

25. Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте?

26. Отстаиваете ли Вы свои интересы, когда по отношению к Вам допускается несправедливость?

27. Хвастаетесь ли Вы иногда?

28. Смогли бы Вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?

29. Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висит неров­но, стараетесь ли Вы это поправить?

30. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один?

31. Часто ли портится Ваше настроение без видимых при­чин?

32. Случалось ли Вам быть одним из лучших в Вашей про­фессиональной деятельности?

33. Легко ли Вы впадаете в гнев?

34. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?

35. Бывает ли у Вас состояние, когда Вы переполнены счастьем?

36. Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых пред­ставлениях?

37. Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?

38. Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

39. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли Вам работа, когда только Вы один отвечаете за нее?

41. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

42. Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую, темную комнату?

43. Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно вы­полнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

44. Вы очень общительный человек?

45. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?

46. Сбегали ли Вы в детстве из дома?

47. Обычно Вы без колебаний уступаете место в автобусу престарелым пассажирам?

48. Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-ни­будь конфликта, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?

50. Можно ли сказать, что при неудаче Вы сохраняете чувст­во юмора?

51. Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обиде­ли? Предпринимаете ли Вы первым шаги к примирению?

52. Очень ли Вы любите животных?

53. Случалось ли Вам, уходя из дома, возвращаться, чтобы проверить: не произошло ли чего-нибудь?

54. Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли, что с Вами или с Вашими родственниками должно что-либо случиться?

55. Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?

56. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли Вы, рассердись на кого-либо, пустить в ход руки?

58. Очень ли Вы любите веселиться?

59. Вы всегда говорите то, что думаете?

60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в от­чаяние?

61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-нибудь деле?

62. Упорствуете ли Вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?

63. Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при не­удачах людей, которые Вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что у Вас на глазах выступят слезы?

65. Часто ли Вам мешают уснуть мысли о прошлом или о проблемах будущего дня?

66. Свойственно ли было Вам в школьные года подсказывать или давать списывать товарищам?

67. Смогли бы Вы пройти в темноте один через кладбище?

68. Вы не раздумывая вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?

69. Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь в Вашем доме должна находиться на своем месте?

70. Случается ли Вам, ложась спать в отличном настроении, следующим утром встать в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Часто ли у Вас бывают головокружения?

73. Часто ли Вы смеетесь?

74. Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором Вы пло­хого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о Вашем действительном к нему отношении?

75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедли­вость?

77. Вы страстный любитель природы?

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, за­крыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли две­ри?

79. Пугливы ли Вы?

80. Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настрое­ние?

81. Охотно ли Вы принимаете участие в кружках художест­венной самодеятельности?

82. Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?

83. Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?

84. Бывают ли у Вас переходы от веселого настроения к тоск­ливому?

85. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компа­нии?

86. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?

87. Переживаете ли Вы длительное время горести других лю­дей?

88. Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?

89. Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?

90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недовер­чивы, чем доверчивы?

91. Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?

92. Бывают ли у Вас такие навязчивые мысли иногда, когда Вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд (или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома)?

93. Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?

94. Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго?

95. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные, импульсивные поступки?

96. В беседах Вы больше молчите, чем говорите?

97. Могли бы Вы, изображая кого-нибудь, увлечься и на вре­мя забыть, какой Вы на самом деле?

Шаг 2. Обработка результатов

Суммарное количество совпавших с ключом ответов, за которые присваивается по 1 баллу, умножается на коэффи­циент соответствующего типа акцентуации.

Тип акцентуации характера Коэффициент Номер вопроса  
«Да» «Нет»
Гипертимность   1,12,25,36,50,61,75,85 -
Эмоциональность   3, 14, 52, 64, 77, 87 28, 39
Тревожность     17,30,42,54,79,91 5,67
Демонстративность     7,21,24,32,45,49,71,74,94,97  
Дистимичность   10,23,48,83,96 34,58,73
Застревание   2,16,26,38,41,62,76,86,90   13, 51, 66
Педантичность   4,15,19,29,43,53,65,69,78,89,92  
Циклотимность   6,20,31,44,55,70,80,93   -
Возбудимость   8,22,33,46,57,72,82,95   -
Экзальтированность   11,35,60,84 -
Ложь   9,47,59,68,88 18,27,37,63
         

Шаг 3. Интерпретация результатов

Если полученный результат превышает 18 баллов, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.

 

 

&

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т.— Т. 2.— М., 1980. (Характер: 52—81. Проблема формирования характера: 52—103. Разви­тие воли и характера: 82—103.)

Бодалев А.А. Психология о личности.— М., 1988. (Характер и его формирование: 11—24.)

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей.— М., 1988. (Формирова­ние характера: 190—199.)

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.— М., 1988. (Характер: 257—280.)

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей.— М., 1987. (Характер человека: 35—65.)

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.— Л., 1983. (Понятие «акцентуации характера»: 6—10.)

Общая психология.— М., 1986. (Характер: 419—438.)

Психология личности: Тексты. — М., 1982. (Характер и социальный про­цесс (Э. Фромм): 48—54.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.—Т. П.—М., 1989. (Темперамент и характер: 211—235.)

 

12. Тема "Эмоции и чувства" (2 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.