Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Михаил Александрович Бакунин




Николай Гаврилович Чернышевский

 

Природа бесстрастна к человеку:

она не враг и не друг ему; она то удобное,

то неудобное поприще для его деятельности.

 

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889) – философ-материалист, публицист, писатель, революционер. Один из организаторов и теоретиков партии эсеров (социалистов-революционеров), член ее ЦК. Наиболее известные философские сочинения: "Эстетическое отношение искусства к действительности" (1855), "Антропологический принцип в философии" (1860), "Письма без адреса" (1861), "Пролог" (1864), "Характер человеческого знания" (1885).

Чернышевский хорошо знал и высоко ценил философию Гегеля, особенно его диалектику. Большое влияние на него оказала позитивистская философия О.Конта, Д.Милля, Г.Спенсера. Наиболее серьезное влияние на Чернышевского оказал Л.Фейербах. Философия "антропологического материализма" последнего стала источником его философских идей.

Материализм как таковой и материалистическое мировоззрение основываются на естественнонаучных знаниях, а потому прогрессивны. "Природа человека" не внутреннее состояние человека, а единство его природных и социальных сил. В отличие от Фейербаха, Чернышевский ясно прослеживал зависимость сознания человека от социальной среды. Для создания условий нравственного воспитания человека необходимо изменить условия его жизни, изменить саму социальность.

Философское обоснование русского или "крестьянского социализма" аргументировано спецификой хозяйственной организации крестьянского труда в России. Согласно гегелевской диалектике, высшая ступень развития сходна с его началом. Если первобытное общество являет собой начало, то общинное владение землей характеризует высшую ступень развития общества. Существует реальная возможность России перейти от феодализма к социализму, минуя капиталистическую фазу развития. Для становления в России социалистического типа организации общества необходимы лишь политические перемены. У Запада переход к социализму будет более трудным.

Н.Г.Чернышевский создает "этику разумного эгоизма", построенную на принципе осознанного выбора для себя революционного пути борьбы и страданий ради светлой цели создания общества счастливых людей. "Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души". К сожалению, в истории "эгоизм" часто побеждает "разум".

 

 

За нами наша животность, впереди –

наша человечность; только свет человечности

может нас согревать и освещать, может

эмансипировать нас, сделать нас достойными,

свободными, счастливыми и осуществить

братство между нами.

 

Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876) – философ-революционер, один из основателей русского народничества, теоретик анархизма. Основные сочинения: "О философии" (1839 – 1840), "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1867), "Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и о человеке" (1870 – 1871), "Государственность и анархия" (1873).

Философская эволюция Бакунина определяется изменением его взглядов на цели и задачи революционной борьбы: от романтизма, через немецкую классическую философию к материализму и воинствующему атеизму. Философия анархизма обосновывается на материале историко-социальной мысли. История – это эволюционное движение человека из животного царства в царство свободы. На этом пути человек проходит три исторических социальных состояния: 1) состояние животности; 2) состояние мысли; 3) состояние бунта. Из животных потребностей возникает экономика, из мысли – наука, из бунта – свобода. Человек бунтует против двух институтов общественной организации, присвоивших себе функции господства над людьми, – государства и церкви. Религия осуществляет духовное порабощение, а государство – материальное подчинение. Государство – главный источник тирании и эксплуатации. Оно истинная причина всех бед народных. Свобода, естественно, отрицает государство.

"Наш народ глубоко и страстно ненавидит государство", – пишет Бакунин. Самоуправление в крестьянских общинах свидетельствует о возможности обойтись без государства. Будущее общество ликвидирует государство, создав "свободную федерацию земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций". Бакунинский материализм и воинствующий атеизм имеют историческую значимость помимо и вне его революционных концепций.

Революционный настрой русской философской духовности создал благоприятную почву для осознанного принятия марксизма и марксистской философии некоторыми российскими мыслителями XIX века.

 

Георгий Валентинович Плеханов

 

… Ни один великий шаг в историческом

движении человечества не может

совершиться не только без участия людей,

но и без участия великого множества людей,

т.е. масс.

 

Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918) – русский революционный мыслитель, философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и международного рабочего и социалистического движения. Ему принадлежат переводы работ К.Маркса и Ф.Энгельса: "Манифест Коммунистической партии" (1882), "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", "Тезисы о Фейербахе" и др. Наиболее значительные философские работы Плеханова посвящены, главным образом, популяризации и защите теории марксизма: "Социализм и политическая борьба" (1883), "Наши разногласия" (1885), "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), "История русской общественной мысли" (1914). Плеханову принадлежат серьезные работы по философии искусства и эстетике: "Письма без адреса" (1899 – 1900), "Искусство и общественная жизнь" (1912 – 1913)[213].

Целью своей революционной деятельности после основательного знакомства с марксизмом (когда многие идеи последнего были еще неизвестны широкой публике) Плеханов считал популяризацию и пропаганду ядра марксизма – его философии. Философию марксизма – диалектический материализм (включающий в себя диалектико-материалистическое учение о бытии и познании и учение об обществе и его истории – исторический материализм) Плеханов рассмотрел в контексте развития мировой философии материализма как наиболее прогрессивную и истинную.

Онтология диалектического материализма основана на диалектическом понимании материи как единства природного и социального бытия (того, что существует объективно в природе и обществе). Материя как субстанция имеет атрибуты: движение и мышление. Диалектика – это философское учение о движении (развитии и совершенствовании). Решение основного вопроса философии (отношение бытия к духу, общественного бытия к общественному сознанию, объекта к субъекту) основная принципиальная задача философии.

В гносеологии Плеханов был последовательным материалистом, осознававшим диалектичность познания. В процессе познания человек все более точно и верно конструирует знания о вещах. И хотя он соглашается с Кантом в вопросе о непознаваемости "вещей в себе", все же не "закрывает" их от опосредованного познания путем активной деятельности сознания в познании и практике. Плеханова часто обвиняют в агностицизме и неприятии "принципа отражения", которому он, якобы, противопоставлял "теорию иероглифов". На самом деле Плеханов ясно осознавал суть кантовского агностицизма и "теории иероглифов", из которых можно сделать вполне материалистические выводы, если быть последовательным диалектиком. Наши "образы" "вещей в себе" – результат длительного исторического взаимодействия сознания субъекта с последними. "Образ" строится на основе "иероглифа" исторически.

С особой тщательностью Плеханов исследовал социальную философию марксизма – исторический материализм. Именно из последнего делается вывод о непреложности социальной революции. В современной историографии Плеханову часто приписывают антимарксистские идеи "географического детерминизма". Однако суть идеи Плеханова заключается в уточнении самого понятия "производительные силы". "Географическую среду" (как фактор материального бытия общества) можно рассматривать элементом производительных сил, а не субстанцией духовной жизни общества. Взаимосвязь между базисом и надстройкой выражена Плехановым в так называемой "пятичленке": 1) содержание и уровень развития производительных сил; 2) обусловленные ими производственные отношения; 3) возникающий и существующий на данной экономической основе социально-политический строй (государственное устройство); 4) на базе экономического строя и политико-государственного устройства общества формируется социальная психология общества; 5) социальная психология как чувственно эмоциональная компонента сознания порождает социально-групповую и классовую идеологию (теоретическое обоснование социально-групповых, классовых интересов).

Отрицая "экономический материализм" в социальной философии Плеханов более чем кто-либо понимал диалектику социальной жизни. "Экономика почти никогда не торжествует сама собою…, а всегда только через посредство надстройки, всегда только через посредство известных политических учреждений". Более всего Г.В.Плеханову претил вульгарный материализм как в онтологии (в том числе и в социальной философии), так и в гносеологии. В философии эстетики, которая "в состоянии будет подвигаться вперед, лишь опираясь на материалистическое понимание истории", Плеханов постоянно подчеркивал относительную самостоятельность искусства и художественного творчества от материального бытия людей, но известную зависимость от надстройки.

Плеханов внес существенный вклад в историю философии и ее историографию. Критика Плехановым идеалистического учения "филиации знаний", то есть самопроизвольного развития из самих себя в истории познания, построена на убедительных примерах взаимодействия материального бытия людей и процесса познания как необходимо взаимосвязанных. С другой стороны, он выступает против вульгаризации однозначной зависимости знаний от материального бытия людей и их идеологии. Г.В.Плеханов был первым российским философом – диалектическим материалистом, продолжившим материалистические традиции философии России.

 

Владимир Ильич Ленин

 

Демократия, пока собственность

остается у капиталистов, есть

насквозь лицемерное прикрытие

диктатуры буржуазии.

 

Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов) (1870 – 1924) – революционный деятель, философ-марксист, основатель Советского государства. Интерес к революционной теории вынудил В.И.Ленина обратиться к философии марксизма и философской проблематике вообще (период 1905 – 1917). Ленин пишет "Материализм и эмпириокритицизм" (1909), работает над философской литературой – "Философские тетради" (1914 – 1916), резюмирует философские идеи в статьях: "Три источника и три составных части марксизма" (1813), "Карл Маркс" (1814). Даже в работах экономического и политического характера можно встретить ссылки на философию марксизма.

В.И.Ленин хорошо понимал и постоянно возвращался к материалистической диалектике как "учению о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде". В работах "Карл Маркс", "Философские тетради", "Три источника и три составных части марксизма" представлены основные черты диалектики и ее элементы (объективность, всесторонность, учет внутренних противоречий, анализ и синтез, гибкость и подвижность сторон бытия в познании).

В "Материализме и эмпириокритицизме" Ленин всесторонне проанализировал субъективный идеализм позитивизма конца XIX – начала ХХ столетия. В работе дана критика субъективно-идеалистической традиции позитивизма, отвергнуты претензии русских эмпириокритиков заменить философию марксизма – диалектический материализм, с позиций которого Ленин интерпретирует революцию в естествознании на рубеже XIX – XX вв. Ленин анализирует новейшие открытия в естествознании и развивает основополагающие категории диалектического материализма – материю, пространство, время, причинность, необходимость, опыт, истину, практику и др.

Наиболее заметной разработке подверглась гносеология диалектического материализма. Ленин на основе критики субъективно-идеалистической теории познания предлагает основы теории отражения. В ней изложены принципы познания, диалектика чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. Представлена диалектика объективной истины, в основе которой лежит процесс движения познания от истины относительной к абсолютной, от абстрактной к конкретной.

Всю свою творческую деятельность, все теоретические исследования в области философии, социологии, политологии, искусства, литературы, культуры Ленин подчиняет практике революционной борьбы. Поэтому ленинская философия не просто материализм, а "материализм воинствующий", связанный с борьбой за социализм. По существу, любое сочинение Ленина написано на "злобу дня". Трудно не только вычленить собственно философский аспект произведения, но и обозначить его жанровую принадлежность.

Невозможно здесь хотя бы кратко изложить все многообразие философской проблематики ленинского творчества или даже ее перечислить. Мы упомянем лишь важнейшие из этих проблем:

1) материалистическая диалектика как философская наука;

2) философская методология познания и революционного преобразова-ния мира;

3) принцип единства диалектики, логики и теории познания;

4) диалектико-материалистическая концепция развития;

5) диалектика субъективного и объективного в познании;

6) принципы теории отражения;

7) материалистическое понимание истории;

8) общественное сознание и его формы в функционировании и развитии общества;

9) разнообразие форм перехода от капитализма к социализму в отдельных странах;

10) возрастание роли народных масс в истории и др.

Ленинская непримиримость в отношении идеологии своих классовых противников делает его самого предметом ожесточенной критики и сегодня. Можно не признавать за Лениным философской правды в его революционных поисках, но следует ли порицать человека за неуемное стремление быть человеком?

Советский период российской философии протекал под знаком ленинских идей. Дальнейшее развитие получила философия диалектического материализма. Наряду с задачей философского обоснования путей, средств и методов строительства социализма философия этого периода интенсивно развивалась во всех отраслевых направлениях. Наиболее серьезные успехи достигнуты в сферах знаний, преимущественно лишенных идеологической составляющей: в философии естествознания (философские проблемы физики, химии, биологии и др.), в области теории познания, творческой деятельности, культуры, эстетики и многое др. Российская философия советской эпохи сохранила традиции мировой классики и сегодня представляет заметную творческую силу в мировой философской культуре.

Российским историкам философии еще предстоит нелегкий труд историографического анализа философского творчества советской поры. Пусть он будет предельно объективным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.