КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виссарион Григорьевич Белинский
Петр Яковлевич Чаадаев
Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склоненной головой, с запертыми устами… Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его.
Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856) – русский философ-западник, выдающийся мыслитель и публицист. Участник Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии. Основное произведение "Философические письма" Чаадаев написал в 1828 – 1831 гг.[206] на французском языке. Незавидная судьба ожидала первое же письмо, напечатанное в журнале "Телескоп" в 1836 году. Журнал был закрыт, а автор "высочайшим повелением" посажен под присмотр врачей и полиции. Философско-историческая концепция автора "Философических писем" наделяет Запад, который воздвиг "храмину современной цивилизации" под непосредственным воздействием христианства, отличного от византийского, общемировыми, более перспективными тенденциями развития. Россия оказалась в стороне от исторической "мировой работы" по причине вековой зависимости от Византии и ее религиозного "нравственного устава". Истинным христианством, идущим в ногу с прогрессом западного общества, является католицизм. Все направления христианства должны объединиться и стать на путь католицизма. "Удивительное понимание жизни", "дух самоотверженности", "страстное влечение к единству" и тому подобные положительные качества отсутствуют в российской церкви. "Весь мир перестраивался заново, а у нас ничего не созидалось", "мы, хотя и носили имя христиан, не двигались с места". Россия – страна христианская и не имеет ничего общего с Востоком. Запад представляет собой единство религии, культуры и нравственности. Этому призывает следовать Чаадаев. "Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок" (письмо первое). Как видим Чаадаев настойчиво проводит идею единства исторического процесса для всех наций и народов. В более поздних суждениях Чаадаев становится более диалектичным и последовательным в утверждении важности единства цивилизаций и их национальной самобытности. "Россия слишком величественна, чтобы проводить национальную политику; … ее дело в мире есть политика рода человеческого" (из письма А.И.Тургеневу).
Ты нас гуманно мыслить научил, Едва ль не первый вспомнил о народе, Едва ль не первый ты заговорил О равенстве, о братстве и свободе.
Н.А.Некрасов о Белинском
Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848) – русский революционный публицист, литературный критик, искусствовед, философ. Литературное и философское наследие Белинского представлено в "Полном собрании сочинений: В 13 т." (М., 1953 – 1959). Увлекался философией Гегеля, трудами Сен-Симона, восхищался Фейербахом и революционными идеями. Популярность Белинского в России была непревзойденной. Основные социально-философские идеи Белинского пронизаны революционно-преобразующим пафосом. Однако первые его работы, напротив, выражали восхищение правительством и самодержавием. Власть самодержавия, полагал Белинский, в полном соответствии с идеями Гегеля, "всегда таинственно сливалась с волею Провидения[207] – с разумною действительностью". Белинский в анализе исторического процесса использовал гегелевский принцип – "все действительное разумно, все разумное действительно". В 1841 г. Белинский переходит на позиции революционной демократии. Интересен процесс эволюции гегельянских взглядов Белинского. "Общество всегда правее и выше частного человека" – это означает, что общество разумно и действительно, а индивид "до той степени действительность, а не призрак, до какой она выражает собою общество". Белинский в то же время пишет: "…судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира и здравия китайского императора (т.е. гегелевской Allgemeinheit[208])". Антигегелевский настрой "Неистового Виссариона" (так называли Белинского за пылкий нрав) выразился в явный революционаризм. Нельзя ждать торжества "разумности" общества. Необходимо уже сегодня искоренять "торжество случайности, неразумия, животной силы". "Каждый из … братьев по крови" должен быть счастлив сегодня, а не завтра. Знакомство с идеями социализма сделало Белинского горячим их сторонником и проводником. Именно социализм, по мнению Белинского, "должен спасти мир. Настанет время, когда не будет богатых", "не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди". Свобода без насилия невозможна: "смешно и думать, что это может сделаться само собою, без насильственных переворотов, без крови". "Люди так глупы, что их насильственно надо вести к счастью". Белинский считал выводы славянофилов и их последователей беспочвенными. Ценности западного мира (идеал прогресса, свобода личности, ценности просвещения и многое другое) являются, несомненно, предпочтительными. В.Г.Белинский в своих философских и социально-политических воззрениях был не всегда последовательным и постоянным, но его дар неизменного сопереживания "бед и горестей народных" снискали ему любовь и признательность честной российской интеллигенции прошлого и настоящего. Западником, оказавшим не меньшее влияние на философскую политическую публицистику и революционное движение, является А.И.Герцен.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |