Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Николай Яковлевич Данилевский




Алексей Степанович Хомяков

 

… полнота разумения, равно как

и беспорочная святость, принадлежит

лишь единству всех членов Церкви.

 

Алексей Степанович Хомяков (1804 – 1860) – религиозный философ-славянофил, публицист, поэт. К числу наиболее известных трудов относят его философско-богословские статьи: "Опыт катехезисного изложения учения о Церкви" (1864), памфлеты – "Несколько слов православного Христианина о западных вероисповеданиях" (1853 – 1858) и др.[203]

Основные религиозно-философские идеи и социально-этические воззрения Хомякова:

– вера является пределом духовного развития человека, "крайней чертой его знания". В отношении веры и разума духовное образование начинает с разумного познания и завершает обретением веры. Неразумно само противопоставление веры и разума, науки и религии;

– постигнуть истины веры можно лишь в сообществе с Церковью на основе любви. В этом суть принципа соборности, согласно которому "истина христианского догмата не зависит от сословия иерархов; она хранится всею полнотой, всею совокупностью народа, составляющего церковь, который и есть тело Христово";

– соборность, по Хомякову, есть сочетание свободы и единства людей. "Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святого Духа" – таков источник веры православной. "Единство без свободы" – характерная черта католичества; "повинуйтесь и веруйте моим декретам", – говорит Рим. "Свобода без единства" – такова суть протестантизма, лозунг которого: "будьте свободны и постарайтесь создать себе какое-либо верование".

Идея духовной свободы определила весь ход развития религиозной философии славянофилов и всей религиозной философии XIX века. Хомяков верил в великую историческую миссию России и русского народа. Для ее осуществления необходимо воплотить православный христианский идеал свободы и цельности (соборности) в жизнь и дух русского народа. Сверхпредназначение России сокрыто не в богатстве и могуществе государства, а в том, чтобы стать "самым христианским из всех человеческих обществ".

К числу славянофилов старшего поколения принадлежат Н.Я.Данилевский, Н.Н.Страхов и К.Н.Леонтьев.

 

 

Бог пожелал создать красоту

и для этого создал материю.

 

Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1895) – русский философ-социолог, публицист, ученый естествоиспытатель, создатель учения о культурно-исторических типах цивилизационного развития народов. Основные сочинения: "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому". (1871, переиздано М., 1991), "Дарвинизм. Критическое исследование" (1889), "Сборник политических и экономических статей" (Спб., 1890).

Философско-социологические взгляды Н.Я.Данилевского:

– в основе его философско-социологических идей лежит последовательная защита основ славянофильства. Данилевский – яркий представитель панславизма [204];

– идея "общечеловеческой задачи" создания единой цивилизации неосуществима в принципе, так как развитие национальных цивилизаций осуществляется за счет их разнородности. Прогресс прекратится, если народы выберут единый путь развития. В этой мысли, несомненно, есть ценное зерно;

– не всякие народы способны к самобытному историческому творчеству, к созданию особой культуры, лежащей в основе культурно-исторических типов цивилизации. В предшествующей истории Данилевский выделяет одиннадцать типов цивилизаций: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассиро-вавилоно-финикийский; 4) халдейский (древнесимитический); 5) индийский; 6) иранский; 7) еврейский; 8) греческий; 9) римский; 10) новосемитский (аравийский); 11) германо-романский (или европейский). На смену последнему, вступившему в период упадка, идет восточнославянский культурно-исторический тип во главе с Россией;

– Данилевский выделяет два исторических типа общества: в первом основное население представляет обезземеленную массу, во втором – большинство населения наделено землей. В обществе первого типа городское население накапливает революционный потенциал, который, в конечном счете, должен привести к революции и установлению военной диктатуры. В странах второго типа устанавливается консервативное государственное устройство, поддерживаемое основной частью населения. Развитие по второму пути предпочтительно и характерно для России;

– Запад, создав европейский культурно-исторический тип общественной организации, уже пережил "апогей своего цивилизационного величия". Очередь теперь за возвышением славян, которое возможно при условии объединения их во "Всеславянский союз";

– все предшествующие культурно-исторические типы имели одну основу: еврейский – религиозную, греческий – художественную, римский – политическую. Германо-романский тип имеет две основы: политическую и научно-технологическую (индустриальную). Грядущий славянский культурно-исторический тип характеризуется четырехосновностью: 1) религиозной; 2) научно-технологической; 3) политической; 4) экономико-общинной;

– Данилевский опроверг завоевательный образ России, показав, что объединительная политика ее всегда носила мирный характер;

– неприятие эволюционной теории заставила Данилевского обратиться к трудам оппонентов Дарвина, чему он посвятил последние годы жизни.

Данилевский завершает классическое славянофильство и намечает переход к религиозно-философскому консерватизму, представленному Н.Н.Страховым и К.Н.Леонтьевым.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.