КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иван Васильевич Киреевский
Философия славянофилов
Славянофильство как самостоятельное философское течение сложилось в 30-х – 40-х годах. Ведущую роль в становлении и развитии философских взглядов славянофилов сыграли философы, ученые, литераторы и поэты: И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, братья К.С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, Н.Я.Данилевский и К.Н.Леонтьев.
… любовь к образованности европейской, равно как любовь к нашей, обе совпадают в последней точке своего развития в одну любовь, в одно стремление к живому, полному, всечеловеческому и истинно христианскому просвещению.
Иван Васильевич Киреевский (1806 – 1856) – философ, литературный критик, один из основателей славянофильства. Побывав в Германии Киреевский лично познакомился с Гегелем, Шеллингом и бывал на их лекциях. Он хорошо знал немецкую философию, но во многом не разделял идеи ее представителей. Основные работы[202]: "О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России" (1852), "О необходимости и возможности новых начал для философии" (1856). Основополагающие идеи философии И.В.Киреевского: – утверждение западного пути развития России и католицизма рассматривается И.В.Киреевским как уклонение от евангельской истины; – западное христианство под воздействием "римской образованности" приняло характер "рассудочной отвлеченности", что повлекло за собой развитие "самобытной разумности в мыслях, в жизни в обществе". "Отличительный тип русского взгляда на всякий порядок" заключается "в совмещении личной самостоятельности с цельностью общего порядка…" Идеалом общественного порядка выступает община; – идеи западных мыслителей о рациональном переустройстве общества и государства, особенно революционными методами, Киреевский критиковал как связанные с насилием, крушением христианских основ жизни, с утратой "коренных понятий о вере", что ведет к утверждению "ложных выводов безбожного материализма". Россия, по мнению Киреевского, не приемлет подобные изменения. Она всегда "находилась в общении со вселенской церковью"; – распространение образованности среди русских шло не от наук, а от православной церкви, из монастырей, поэтому сохранилось еще "цельное знание", сочетающее "разум и веру". Однако нельзя безоговорочно отбрасывать влияние "наукообразного просвещения" Запада. Западная наука и философия могут успешно сотрудничать с церковью. "Философия откровения" Шеллинга, к примеру, может быть использована для создания русской философии "верующего разума"; – переосмысление "европейской образованности" на основе православного вероучения – вот то "новое начало", которое призвана внести Россия во всемирную историю. Киреевский полагал, что наступил черед России стать духовным вождем Европы, овладев всеми богатствами европейского просвещения; – Киреевский искренне верил в возможный синтез двух культур – европейской образованности и российской цельности православного духа. Цельность, единство общества возможны при условии свободного подчинения граждан "соборным ценностям" – любви к общинному, к народу, к церкви и своему государству; – свободной личность может быть лишь в государстве, которое строит деятельность на законах, основанных на абсолютных ценностях православия и просвещения народа. Государство целью деятельности ставит жизнь "временную, земную", а церковь – жизнь "вечную, небесную"; – идеи И.В.Киреевского были востребованы не только славянофилами, но и христианской философией в целом. "Идея соборности" нашла свое развитие в работах А.С.Хомякова, В.С.Соловьева, братьев С.Н. и Е.Н.Трубецких и многих других русских философов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |