Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие.и.основные.виды.источников.медицинского права




 

Проблема источников медицинского права имеет как теоретическое,.так.и.сугубо.практическое.значение[4]..Реализация принципа верховенства Конституции Украины, строгой иерархии нормативных актов, содержащих нормы медицинского права, предполагает наличие научно обоснованной концепции его источников.

В общеправовом смысле термин «источник права» логически соединяется с понятием «форма права», поскольку речь идет как о внешнем облике правовых предписаний, так и о внутренней организации их содержания. Как юридический термин «источник права» означат комплексное правовое понятие, выражающее как определенный способ формирования права, так и основания для признания соответствующих правил поведения юридическими нормами. Источник медицинского права – это официально признанный способ внешнего и внутреннего закрепления правил поведения в сфере медицинской деятельности, обеспечивающий их общеобязательное значение в качестве медико-правовых норм.

Для.классификации.источников.медицинского.права.выделяют следующие критерии: 1) юридическая сила; 2) предмет регулирования; 3) характер правового регулирования.

В соответствии с первым критерием (юридическая сила) источники медицинского права делятся на законы и подзаконные акты. Законы являются актами органа законодательной власти – Верховной Рады Украины [5]. Законы в сфере медицинского права – это нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой и принимаемые в установленном Законом порядке по наиболее важным вопросам медицинской деятельности Верховной Радой Украины. Например, Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24 февраля 1994 г., регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарного и эпидемического благополучия, определяющий соответствующие права и обязанности государственных органов, учреждений, предприятий, организаций и граждан, устанавливающий порядок организации государственной санитарно-эпидемиологической.службы.и.осуществления.государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Украине; Закон Украины «О лекарственных средствах» от 4 апреля 1996 г., который регулирует правоотношения, связанные с созданием, регистрацией, производством, контролем качества и реализацией лекарственных средств, определяет права и обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан, а также полномочия в данной сфере органов исполнительной власти и должностных лиц; Закон Украины «О психиатрической помощи» от 22 февраля 2000 г., определяющий.правовые.и.организационные.основы.обеспечения граждан психиатрической помощью исходя из приоритета прав и свобод человека и гражданина, устанавливающий права и обязанности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по организации предоставления психиатрической помощи и правовой и социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами и др.

Подзаконные акты в сфере медицинского права – это акты, принимаемые на основе и во исполнение законов Президентом.Украины,.различными.государственными.органами и органами местного самоуправления.Украина является правовым государством (ст.1 Конституции Украины), а в правовом государстве существует строгая иерархия нормативных актов, в соответствии с которой постановления и иные решения органов исполнительной власти имеют подзаконный характер[6]. В качестве примеров подзаконных актов как источников медицинского права можно представить: Указы Президента Украины «О программе «Здоровье пожилых людей»» от 10 декабря 1997 г., «О дополнительных мерах относительно улучшения медицинской помощи населению Украины» от 8 августа 2000 г., «О концепции развития охраны здоровья населения Украины» от 7 декабря 2000 г.; постановления Кабинета Министров Украины «О неотложных мерах по обеспечению населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами» от 8 июля 1994 г.,.«Об.утверждении.перечня.платных.услуг,.предоставляемых в государственных учреждениях здравоохранения и высших медицинских учреждениях образования» от 17 сентября 1996 г. и др., направленные на реализацию положений Конституции и законов Украины.

В зависимости от предмета регулирования источники медицинского права могут быть общими и специальными. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования достаточно.широк.и.охватывает.как.медицинские.правоотношения, так и правоотношения из других отраслей права.Это, Конституция Украины, Гражданский кодекс Украины, Уголовный кодекс Украины и др. Специальные источники медицинского права – это нормативные правовые акты, посвященные исключительно вопросам регулирования общественных отношений в сфере медицинской деятельности. Например, Закон Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» от 16 июля 1999 г., «О психиатрической помощи» от 22 февраля 2000 г. и др.

По характеру правового регулирования источники медицинского права могут быть материальными и процессуальными. Нормативные правовые акты материального характера регулируют преимущественно содержательную сторону медицинских правоотношений, т.е. права и обязанности участников. К такого рода источникам относятся Основы законодательства Украины о здравоохранении от 19 ноября 1992 г., определяющие правовые, организационные, экономические и социальные основы здравоохранения в Украине, регулирующие общественные отношения в данной сфере с целью обеспечения гармоничного развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней активной жизни граждан, устранения факторов, негативно влияющих на их здоровье, предупреждения и снижения заболеваемости, инвалидности и смертности, улучшения наследственности..Нормативные.правовые.акты.процессуального характера регулируют порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права, т.е. определяют порядок, процедуры осуществления тех или иных значимых для медицинской деятельности явлений. Например, «Порядок контроля за соблюдением Лицензионных условий ведения определенных видов хозяйственной деятельности в сфере охраны здоровья, которые лицензируются» от 18 сентября 2002 г., утвержденный указом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства здравоохранения Украины, определяющий порядок контроля за соблюдением Лицензионных условий ведения определенных видов хозяйственной деятельности в сфере охраны здоровья, которые лицензируются на территории Украины и др.

С позиций современного развития правовой науки можно выделить следующие особенности источников медицинского права:

-.наличие.в.Конституции.Украины.положений,.посвященных вопросам регламентации медицинской деятельности;

-.наличие отдельных нормативных правовых актов, посвященных исключительно регулированию общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан;

-.наличие обобщающего нормативного правового акта в сфере медицинской деятельности – Основ законодательства Украины о здравоохранении от 19 ноября 1992 г.;

-.нормы медицинского права в связи с его комплексной природой расположены в разных отраслях права (гражданское, хозяйственное, административное, уголовное и др.

Особая роль в правовой системе принадлежит решения м Конституционного Суда Украины, которые обязательны к исполнению на территории Украины, окончательны и не могут быть обжалованы (ст.150 Конституции Украины).

25 ноября 1998 г. Конституционный суд Украины принял решение, касающееся оказания платных медицинских услуг [7]. В нем содержится позитивное содержание, значительное как по своему объему, так и по влиянию на направленность правотворческой и правоприменительной деятельности. Анализ Конституционным Судом Украины Постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечня платных услуг, которые предоставляются в государственных учреждениях здравоохранения.и.высших.медицинских.учреждениях.образования» от 17 сентября 1996 г.[8] показал, что значительная часть перечисленных.в.этом.Перечне.медицинских.услуг,.непосредственно связанных с лечением больных и профилактикой заболеваний (в частности, зубное, ушное, глазное протезирование взрослого населения; предоставление всех видов медицинской и лечебно-профилактической помощи (кроме первой скорой) лицам, обслуживание которых не предусмотрено данным учреждением; предоставление дополнительной медицинской информации по просьбе граждан (справки, выписки из истории болезни и др.) подпадает под понятие «медицинская помощь», не предоставление которой может нанести существенный вред здоровью больных. Ряд пунктов Перечня предусматривал выполнение работ, которые при определенных обстоятельствах могли рассматриваться как медицинская помощь (в частности, предоставление.юридическим.и.физическим.лицам.консультационной помощи по вопросам применения законодательства о здравоохранении, в том числе относительно обеспечения санитарного и эпидемического благополучия; организация врачебных и фельдшерских здравпунктов на предприятиях, в учреждениях и организациях, где они не предусмотрены штатными нормативами и др.).

И только незначительная часть положений из отмеченного Перечня, по мнению Конституционного Суда Украины, может рассматриваться как услуги, предоставление которых бесплатно в государственных учреждениях здравоохранения не может брать на себя государство, а именно: медицинский осмотр лиц для получения удостоверения водителя транспортного средства; для получения разрешения на право получения и ношения оружия гражданами, за исключением военнослужащих и должностных лиц, ношение оружия которых предусмотрено.законодательством;.для.получения.соответствующих документов на выезд граждан за границу по вызову родственников, которые проживают за рубежом, оздоровления в зарубежных лечебных или санаторных учреждениях по собственному желанию, а также в служебные командировки, за исключением государственных служащих, работа которых связана с такими выездами, и которые имеют соответствующие медицинские документы.

Кроме того, Конституционный суд Украины признал противоречащим ст. 49 Конституции Украины положения Постановления, которым разрешено лечебно - и санитарно-профилактическим учреждениям принимать от больных плату за предоставленные им другие медицинские услуги как внесение добровольной компенсации.

29 мая 2002 г. Конституционный суд Украины принял решение по делу о бесплатной медицинской помощи [9]. Субъект права на конституционное представление – народные депутаты Украины – обратились в Конституционный суд Украины с ходатайством относительно официального толкования термина «бесплатность медицинской помощи» и положения ч. 3 ст.49 Конституции Украины «в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно». Кроме того, был поставлен вопрос: должна ли медицинская помощь оплачиваться только за счет средств государственного бюджета и медицинского страхования, основанного на взносах работодателей, исключая другие солидарные формы привлечения средств населения? По мнению народных депутатов, конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь фактически не реализуется, а бесплатность такой помощи состоит в отсутствии прямого расчета пациента за медицинскую помощь в момент ее предоставления.

В своем решении Конституционный суд Украины разделил понятия «медицинская помощь» и «медицинские услуги». Согласно принятому решению, медицинскую помощь должны оказывать бесплатно в государственных и коммунальных учреждениях, а индивид, получающий такую помощь не должен возмещать ее стоимость в виде каких-либо платежей; медицинские же услуги могут предоставляться гражданам на платной основе в медицинских учреждениях различной формы собственности. Действие положения «в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается бесплатно» распространяется на все учреждения, которые являются государственной (независимо от ведомственного.подчинения).или.коммунальной.собственностью и финансируются из бюджета любого уровня. Кроме того, по мнению Конституционного суда Украины при введении механизма.государственного.медицинского.страхования необходимо учитывать, что плательщиками обязательных платежей (взносов).должны.быть.только.предприятия,.учреждения.организации, другие хозяйствующие субъекты, поскольку взыскание таких платежей с граждан противоречит ст. 49 Конституции Украины, являясь одной из форм оплаты за медицинскую помощь в государственных.и.коммунальных.учреждениях.здравоохранения.

Закрепленные в Решениях правовые позиции являются обязательными и для законодателя, и для правоприменителей. В силу верховенства Конституции Украины и особой компетенции Конституционного суда Украины как органа, осуществляющего официальное толкование норм Конституции Украины, указанные правовые позиции должны учитываться и при выявлении содержания норм ныне действующих законов, и при установлении законодателем содержания норм законов, которые предполагается принять в дальнейшем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.