Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и культура. Мир человека как мир культуры




Тема 1. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения

1. Философия и культура. Мир человека как мир культуры

2. Понятие мировоззрения. Философия и мировоззрение

3. Повседневное существование как исток философских проблем

4. Исторические типы мировоззрения

Ключевые слова: философия, культура, мировоззрение, идеалы, ценности, знания, убеждения, мнение, точка зрения, стереотипы, естественная установка, теоретическая установка, бытие-в-мире, со-бытие, социальность, повседневность, телесность, рефлексия, теория и практика, космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Обучаясь в университете, студенты вступают в процесс, который в культуре имеет особое значение. Этот процесс – сфера высшего образования. «Образование» означает формирование, оформление и приведение в соответствие образцу. Образование раскрывает человеку его сущность, тесно связанную с сущностью мира, в котором он живет. Мир человека, его бытие – это и есть культура. Сам термин «культура» (лат. cultura) изначально означал «обработка, возделывание». Культура – это трансляция, воспроизводство совокупного человеческого опыта, его образцов и форм, через которые образовывается и формируется человек. Сюда входит пространство и время, телесность, сознание, мировоззрение в целом. Культура представляет собой результат взаимодействия человека с миром, образует, по выражению немецкого философа Ф. Шеллинга, вторую природу человека. Соответственно в культуре заложена связь человека с миром, сущность самого способа человеческого существования. Одной из составляющих этого способа выступает вопрошание, познание, «философия» (греч. – «любовь к мудрости»). Существенна связь между культурой (сфера образцов, ценностей), философией (обоснование ценностей, раскрытие их смысла, укорененности в мире), образованием (преобразование человека через раскрытие в образцах культуры).

Культура дает способы для осуществления человека, предлагает образцы для раскрытия человека в мире. Это раскрытие возможно через взаимодействие человека с миром, который он открывает в себе и для себя. Это означает, что культура является совокупностью символов, имеющих формирующее значение – человек видит мир всегда через призму определенной культуры. Выходя в процессе образования на уровень фундаментального знания, присоединяясь к высшим образцам культуротворческой деятельности, человек получает возможность развития собственных форм мышления. Фундаментальный уровень знания всегда был представлен философией. В ее рамках зародились все традиции, связанные с высшим образованием, все ключевые образовательные технологии: анализ и интерпретация текстов, систематическое изучение первоисточников, диалог и полемика, публичное выступление.

В образовании мир, культура, человек связаны. Эта фундаментальная связность выступает как традиция, транслирующая определенный опыт, который своей устойчивостью имеет значение воспроизводства социокультурной реальности. Воспроизводство и развитие форм мышления, в которых воплощаются философские позиции и системы – задача философского знания. Философия – это дисциплина мировоззренческая, разъясняющая и проясняющая отношение человека и мира.

Изначально человек включен в мир культуры, в мир определенных традиций и образцов, через освоение которых он становится определенным человеком, определяется со своими целями, предпочтениями, убеждениями, идеалами, ценностями, приобщается к определенным символам. Этот мир символов человек застает уже существующим, сформированным. Он его воспринимает как мир повседневный, нормальный, абсолютно устойчивый. Именно через приобщение к социальному, культурному опыту происходит выбор человеком самого себя. Такому мировоззренческому самоопределению способствует образование. С таким мировоззренческим самоопределением связано было появление философии.

Философия представляет собой осмысление предельных оснований культуры, тем самым способствуя их оформлению в знание, в целостное мировоззрение. Философское знание, будучи предельным, позволяет человеку занять осмысленную позицию по отношению к миру, культуре, обрести в них свое место, соответствующее его сущности. Поэтому философия всегда была связана не только с познанием, но и с образом жизни, поведением, социальной позицией.

2. Понятие «мировоззрение». Философия и мировоззрение

Философия связана с мировоззрением человека. Мировоззрение представляет собой определенный взгляд человека на мир. Мировоззрение присутствует у каждого человека, демонстрирует его отношение к миру. Через мировоззрение человек заявляет свою позицию по различным проблемам индивидуального и социального существования. Мировоззрение может быть религиозным, научным и т.д. Оно выражается в убеждениях, нормах (оценка нормального и ненормального), ценностях, целях, которые формируются у человека в процессе его становления, взаимодействия с общественными институтами и другими людьми. Опираясь на мировоззрение, человек совершает поступки, организовывает свою жизнедеятельность, взаимодействует с окружением.

Мировоззрение человека существует как естественная установка на мир: 1) человек не просто носитель мировоззрения, он совпадает с собственным мировоззрением, действует согласно мировоззренческой установке, оценивает людей и события, формирует цели; 2) элементы, составляющие мировоззрения принимаются как данность, которая совпадает с данностью мира, где естественность наличия мира не отличается от самого мира; 3) восприятие мира в режиме естественной установки – это восприятие его как внешнего, окружающего, отдельного от человека. Такое мировоззрение неизбежно связано со стереотипами, которые существуют в качестве устойчивых реакций на мир, как проекции на его события. Стереотипы отвечают на потребность в самоопределении человека, направленности человека на устойчивые аспекты бытия. Стереотипы отдельного человека входят в естественную установку и задают образ мира, реальности.

Мировоззрение имеет:

1) индивидуальный уровень (убеждения, интересы, желание, цели);

2) социальный уровень (влияние общества, социальные ценности, идеалы);

3) фундаментальный уровень.

В мировоззрении, кроме его индивидуального и социального, есть фундаментальный уровень, с ориентацией на который человек определяет свою сущность. В этом самоопределении важную роль играет философия. Философия – это попытка выйти за рамки субъективности, естественной установки, собственного воображаемого «Я» к так называемому «интерсубъективному» опыту. Этот опыт относится к бытию и миру культуры. Слово мировоззрение указывает, что его базовым уровнем и центральным основанием, началом является не «Я» человека, а мир, бытие. Бытие и есть предмет философии, так как способствует раскрытию сущностной связи человека и мира. Слово мировоззрение сообщает нам, что мир представлен в человеке, а он живет способом раскрытия мира в себе, то есть раскрытия и реализации того, что ему «дано»: способности, задатки. Отношение человека с миром, фундаментальный уровень мировоззрения, с которым имеет дело философия, в современной философии обозначается термином «бытие-человека-в-мире». Этот термин означает: 1) человек и мир существуют не отдельно друг от друга, а способом включенности человека в мир; 2) мир в человеке представлен его человеческими сущностными свойствами – незавершенность, склонность к развитию, поискам себя, собственной сущности; 3) найти себя означает раскрыть в себе то, что дано – привести себя к сущностному способу самореализации.

Бытие как основа мировоззрения является условием того, что люди могут найти «общий» язык, обратиться к тому, что есть общего между различными культурными традициями, видами мировоззрений, знаниями. Бытие-человека-в-мире – всегда есть «со-бытие», представляет собой совместный способ существования людей, существующий в качестве традиции. Бытие-в-мире реализуется в человеческом бытии как бытие-с-другими. Об этом уровне нашего мировоззрения говорит слово «сознание». Сознание, также как и мировоззрение, своим основанием имеет не индивидуальность, а социальность, традицию. Сознание прежде всего – «со-знание», то есть ценностно-символическое содержание нашего мышления, совокупный социальный опыт человека и общества.

Имея дело с предельными основаниями культуры, удерживая в мышлении предельные понятия, такие как «бытие», «природа», «общество», «история», «идентичность», «самосознание», философия выводит мировоззрение человека на фундаментальный уровень, который позволяет раскрыть человеку собственные возможности и границы: 1) в мышлении и познании; 2) нравственности; 3) деятельности.

Философия существует как объективная потребность в самоопределении человека в мире. Человек и мир человека, бытие в целом существуют способом становления, преобразования. Это означает, что бытие человека существует способом открытости миру, раскрытия себя в мире, посредством раскрытия мира в себе. Философия приводит человека к осознанию мира в его человеческой сущности, раскрытию бытия через способности человека. Все философские проблемы своим источником имеют совершенно конкретные обстоятельства жизнедеятельности человека, выходят из того, что в современной философии обозначается понятием «повседневность».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.