Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Платона




Платон (430 или 427 гг. до н.э. - 347 г. до н.э.) – один из величайших философов в истории философии, был учеником Сократа, после смерти которого, продолжил его дело по теоретическому опровержению релятивизма софистов, который рассматривался им как одно из проявлений общественного упадка. Серьезное влияние оказала на Платона пифагорейская философия, с которой его объединяли следующие общие воззрения:

· внутренняя сущность всех вещей может быть описана математически;

· мир дуалистичен, что выражается в разделении истинного бытия (идеи) и чувственного бытия (вещи);

· душа бессмертна и переселяется из одного тела в другое.

Платон писал в диалоги, которые сохранились в достаточном количестве, однако, тот стиль, в котором они написаны, создает определенные сложности в деле реконструкции его философии в систематическом виде. Нельзя однозначно утверждать относительно того, какие из диалогов Платона необходимо считать «основными», однако среди них можно особенным образом выделить «Государство», «Федон», «Софист», «Парменид», «Менон» и «Тимей».

Согласно Платону, мир рождается из сочетания двух противоположных причин: ума (Демиурга) и необходимости. В отличие от необходимости, которая сама по себе материальна, и создает «материал», на который направляется творческая энергия Демиурга, он – творческий дух, поэтому, прежде чем он создать что-либо, он должен сформировать намерение: Демиург намеревается создать прекрасный космос и работает, имея перед собой некий образец. При этом он не создает модели, они для него уже существуют. Эти образцы, в соответствии с которыми творит Демиург Платон называет идеями или эйдосами..

Согласно Платону, идея – бестелесный, вечный и неизменный объект, в число которого входят идеальные вещи, свойства, отношения (например, знание само по себе, красота сама по себе, равенство как таковое).

Идеи тождественны в себе, т.е. не изменяются, не переходят в свою противоположность, дают идеальные модели вещей. При этом идеи – это особого рода вещи, а не понятия. Идея - абстрактный объект, помещенный в особое пространство, находящееся вне пределов космоса и называемое Платоном «занебесная область» или «гиперурания».

Платон считает, что идеи и вещи существуют раздельно. Однако есть необходимые отношения, которые существуют между ними: вещь – подобие идеи. Вещи и идеи сообщаются друг с другом, и в этом контакте идеи играют роль сущности и причины вещей. Вещи, их свойства и отношения проявляются только через причастность соответствующим идеям.

Ответ на вопрос «что такое знание?» Платон дает в духе апофатической (отрицательной) диалектики, т.е. пытается определиться с тем, что знанием не является, а затем уже перейти к положительному определению. Он снимает статус знания с таких «традиционных» форм знания, как ощущение, как истинное и ложное мнение (об ощущениях), отвергая тем самым все общепризнанные подходы к знанию.

Здесь необходимо отметить, что Платон, когда он говорит «знание», подразумевает чистое знание, знание само по себе. Истинное знание для него, таким образом, – это то, которое дается ни через ощущение, ни через рассудок. Оно требует действия ума или чистого мышления.

Ощущение и рассудочное знание происходят из совпадения наших чувств и рассудка с предметами или вещами чувственного мира, истинное же знание – из совпадения нашего ума с истинной и вечной сущностью вещей, т.е. с миром идей.

Постижение идей по Платону происходит:

· через рефлексию, которой соответствует знание математическое, восходящее от чувственного мира к миру идей.

· через прямое умозрение, которому соответствует знание философское или диалектика, сначала и до конца пребывающая в области чистой мысли.

Основным органом познания по Платону является душа, с учением о которой связано представление Платона о знании как припоминании (анамнесис).

Импульсом для припоминания, говорит Платон, служит чувственное восприятие, но припоминанию истинного знания может служить также философская беседа, умелое ведение которой может открыть в человеке такие вещи (знания), о которых он даже не подозревал. Однако, при всем том, Платон считает, что душа мыслит лучше, если ей «не мешает» тело, если познание не замутнено чувственным восприятием, удовольствием и тому подобными вещами. Все это становится возможным, если признать за душой бессмертие и возможность переселения душ (метемпсихоз), что в полной мере осуществляется Платоном.

Учитель Платона Сократ считал, что добродетель является в определенном смысле знанием, и что добродетели можно научить. Беседуя с людьми и подталкивая их к размышлению, их можно сделать добродетельными. Тогда люди начинают поступать правильно и становятся счастливыми. Платон соглашается с этим тезисом и дополняет его утверждением о том, что правильное знание является знанием идеи Блага.

Но Платон не верит в то, что все люди способны стать добродетельными: если достижение добродетели связано с постижением идей, познание которых требует значительных умственных способностей, дисциплины и длительной подготовки, только немногие могут стать добродетельными, а значит, вести моральную жизнь и быть счастливыми.

Такие представления стали основой для учения Платона об идеальном государстве, в котором властью должны обладать те, кто знает истину, а не народ или малознающие и недобродетельные единоличные правители. Средством для достижения этой цели является всеобщая система образования,в которой каждый имеет одинаковые возможности и, в соответствии с этим, каждый может найти в таком государстве подобающее его способностям место.

Платон выделяет следующие классы: правителей (философов), стражей и производителей (ремесленников и земледельцев) и соотносит три выделенных класса с тремя общественными функциями и тремя добродетелями: одаренные мудростью будут править обществом, обнаружившие мужество будут защищать общество, проявившие умеренность и заботливость будут производить необходимые обществу продукты.

Если каждый занят тем, для чего он подходит наилучшим образом, и когда все социальные функции реализуются наилучшим способом, считает Платон, то общество является справедливым.

Во второй половине жизни Платон основывал свою школу в Афинах, которая получила название Академия. На этом основании философов, которые принадлежали к школе Платона, стали называть «академиками». В афинской Академии обучали не только философии, но и геометрии, астрономии, географии, зоологии и ботанике. Одно из центральных мест занимало политическое образование. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. В платоновской академии обучались многие философы, которые стали потом знаменитыми, но самым знаменитым учеником Платона стал Аристотель.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.