КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Аристотеля
Самым знаменитым учеником Платона стал Аристотель, который родился в 384 году до н.э. в ионийском полисе Стагира, откуда происходит его прозвище «Стагирит». Он сначала развивал идеи Платона, практически неотступно следуя его учению, но постепенно отошел от его философии и развил свою собственную, которая во многих аспектах противостояла взглядам Платона. Это относится как к учению об идеях, так и к платоновской политической теории. Если Платон в некотором смысле смотрел «вверх», на идеи, то Аристотель – на многочисленные частные явления «вокруг», на сами вещи. Но эти различия между учениями Платона и Аристотеля не должны заслонять того общего, что у них было. После смерти Платона Аристотель основал собственную школу – Лицей, которая просуществовала свыше 860 лет. Аристотель основал при Лицее библиотеку и первый естественноисторический музей, в который присылались все виды животных со всей Греции. В Лицее проводились самые разнообразные исследования. Часто для их организации создавались группы. Например, Аристотель с помощью своих молодых слушателей систематизировал описания 158 разных форм правления в греческих полисах. Из этого громадного труда сохранилась только часть, касающаяся истории конституционного развития Афин. Аналогичным образом осуществлялась работа по подготовке и изданию больших сборников и научных справочников. Читавшиеся в Лицее курсы касались различных областей знания: философии, истории, гражданского права, естествознания (биологии), риторики, литературы искусства и поэзии. Большинство сохранившихся работ Аристотеля является, по-видимому, записями его лекций. Сохранилось много работ Аристотеля, хотя и немало было утрачено. Все его сочинения можно разделить на три группы: · диалоги, которые носят, в основном, платонический характер. · осуществленные под руководством Аристотеля коллективные труды его школы. · трактаты, которые являются основными и наиболее важными его трудами. Среди них: «Метафизика», «Физика», собрание логических и эпистемологических работ, различные изложения этики, политической теории, работы о поэзии и риторике. Тематика сочинений Аристотеля настолько разнообразна, что создается впечатление, как будто бы под этим именем трудилась целая школа, что не совсем необоснованно. В согласии с традицией одной из главнейших задач философии Аристотель считал познание бытия. В его понимании бытия ясно прослеживается влияние предшественников: от элеатов до Платона, которое выразилось в разделении им существующего на два рода: вечные, бестелесные и умопостигаемые сущности, которые неподвижны и отделены от материи, и мир чувственно-воспринимаемых вещей. Аристотель ставит перед собой задачу: выяснить, существует ли помимо чувственно-воспринимаемой вещи сущность, которая была бы неподвижной и вечной, и если существует, то каким образом. И отвечая на поставленные вопросы, рассуждает следующим образом: если вещи действительно существуют, то необходимо должны существовать идеи вещей, поскольку иначе сама вещь была бы не существующей или непознаваемой. Если вещь существует, то она отличается от другой вещи, если не отличается, то не существует (не есть) или не есть нечто, о чем возможно что-либо сказать. Аристотель показывает идею, как то, что дает саму возможность отличия одной вещи от другой вещи, а также, возможность бытия вещи в принципе. Он решает этот вопрос подобно Платону, однако, если Платон помещает идеи в занебесную область, «гиперуранию», то для Аристотеля идея вещи есть в самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в тоже время является обобщением всех частей вещи, т.е. некой общностью. Очевидно, что вещь состоит из своих частей. И если мы будем понимать каждую часть в полном отрыве от других частей вещи, от вещи в целом, то нельзя будет мыслить, что такое часть вещи. Часть вещи несет на себе всю вещь как целое и если частей в вещи несколько, то они по-разному выражают целостность вещи. Именно обобщение единичных моментов ведет к общему (идее). Аристотель критикует те идеи, которые имеют значение сами по себе и не предполагают ничего единичного. Эйдос (идея) вещи – не только общность отдельных элементов вещи, но и нечто единичное. Этой единичностью эйдос отличается от других эйдосов. Особенно важно для изложения онтологии Аристотеля отметить, что в число вечных сущностей (эйдосов) входят начала и причины, благодаря которым получают бытие единичные вещи. Начала – первый исходный пункт для бытия, возникновения или познания вещи (вещи и вещные отношения ставятся, таким образом, в отношение причины и следствия). Причина – то, благодаря чему нечто оказывается тем, что оно есть. Аристотель выделяет четыре причины: формальную, материальную, движущую и целевую. Эти причины раскрывают бытие вещи в четырех аспектах: что представляет собой вещь, каков ее облик (форма), из чего она состоит, каков ее остов, основание (материя), чем она произведена или приведена в движение (движение) и ради чего она (цель). Согласно Аристотелю форма (латинский эквивалент термина «эйдос») – образ чувственной вещи, ряд ее существенных свойств. Он полагает, что форма и вещь совпадают в существовании, и если наличествует форма, то наличествует и вещь, и наоборот. Форма не возможна вне чувственного, т.е. вне материи и тел. Как говорит Аристотель, смешно было бы искать общее понятие, которое не было бы свойственно существующим вещам. Одно из основных определений этого понятия – осуществление или действительность (актуальность) вещи. Материя, если рассматривать это понятие в предельно широком смысле, это – все то, что способно принимать и носить на себе форму. В общем виде материя – это возможность чем-то стать, быть. В соответствии с этим можно сделать заключение, что материя не совпадает с бытием вещи. Сама по себе материя есть принципиальная неопределенность. При этом в возможности она всегда несет в себе форму: может ее воспринимать и проявлять, откуда проистекает ее изменчивость. Процесс принятия материей формы – это, согласно Аристотелю, переход из возможности в действительность, что передается им в термине энтелехия. Когда Аристотель говорит о движении, он имеет в виду две производящие причины: природу и искусство (ремесло). Природа – способность, вызывающая движение из себя самой. Особенность ее состоит в том, что она показывает начало возникновения, как содержащееся в самой вещи. Природа, как учит Аристотель, является силой, которая проявляет формы, скрытые в материи и природные тела сами по себе обладают движением, как, например, здоровье возникает в теле само собой, т.е. благодаря самодвижущейся материи. Искусство, согласно Аристотелю, – это причина «искусственных тел». Искусственные предметы не имеют врожденного движения и изменяются постольку, поскольку состоят из природных тел. Посредством искусства возникают те вещи, форма которых находится в душе творца. Цель – это мотив действия движущей причины, учит Аристотель. Все целесообразно, и этот принцип проявляет себя везде: и в отношении вещей природных, и в отношении вещей искусственно созданных. И достигается это не в силу необходимости, но в силу стремления к благу. Все люди от природы стремятся к знанию, говорит Аристотель, и начало процесса познания он видит в чувственном восприятии. В мире повседневной жизни мы обладаем непосредственным чувственным опытом материальных вещей. Однако в процессе дальнейшего познания, мы все больше и больше абстрагируемся от непосредственного чувственного опыта: сначала от различных несущественных свойств отдельных материальных вещей (опыт), затем от материальных свойств вещей (искусство и наука), и, наконец, в ходе дальнейшего абстрагирования мы приходим к метафизике, которая исследует полностью универсальные принципы и свойства. В отличие от Платона, который, начав в некотором смысле «сверху», спускается «вниз», в чувственно воспринимаемый мир, Аристотель как бы движется «вверх», посредством абстрагирования от чувственного опыта. Для него первый шаг в познавательном процессе заключается в восприятии нашими чувствами отдельных вещей. Следующий шаг состоит в постижении существенного и общего путем абстрагирования от случайного. Далее, существенное и общее выражаются в определении вещи (например, «лошади»), как вида. И если мы имеем определение существенных свойств вида, то мы обладаем познанием более высокого уровня, так как теперь его объект неизменяем и существенен. Нельзя понять Аристотеля, не уяснив себе его отношений с учителем. Часто последующие эпохи противопоставляли учения Платона и его гениального ученика, однако учение Аристотеля в большей степени дополняет и развивает учение Платона. Чем опровергает его. Научный дух и гений Аристотеля привели его к органическому синтезу, систематизации, дифференциации методов, с помощью которых решаются разного рода проблемы. Так что на смену платоновской мысли, наполненной поэтическими образами, пришла строгая систематическая мысль, в которой были проложены пути, по которым и впредь будут разрабатываться метафизика, физика, психология, этика, политика, эстетика, логика. Литература: 1. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел; кн. 1, ч. 1. – М.: АСТ, 2010. 2. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери; т. 1. – СПб., 1994. 3. Звиревич В.Т. Философия Древнего мира и средних веков / В.Т. Звиревич. – М.: Изд-во Ур. ун-та, 2002. 4. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии / М.К. Мамардашвили. – М., 1997. 5. История восточной философии / Отв. ред. М.Т. Степанянц. – М., 1998.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |