КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этика в составе аксиологии. От этики добродетели к этике ответственности
Этика, будучи учением о должном в человеческом поведении и действии, является завершающим разделом аксиологии. Собственно, финализирующей частью философии в ее прикладном назначении. Это демонстрирует исторический процесс развития философии. Этика как философская рефлексия над индивидуальным поступком и человеческими нравами сложилась уже в древних формах философии, что было закреплено Аристотелем соответствующим названием сочинения и термином – «этика». И рассматривается им в значении «практической философии». Это произошло до возникновения аксиологии и осознания проблемы ценностей как таковой. Такова была первоначальная «этика добродетели», назвавшая ряд безусловных, благих человеческих ценностей: мудрость, справедливость, владение собой, смелость, скромность, естественность, правдивость. Кант называет этику «практическим разумом», вскрывает конфликтность морального действия и этического сознания, обосновывает нормативность и императивность этого разума. Он создает «этику долга», для которой рациональная мотивация и внутреннее повеление связаны в обусловленности естественным законом единичного и общечеловеческого единства, названном «категорическим императивом». Позиция Канта шла к пониманию человеческого поведения вопреки неблагоприятным обстоятельствам, как их преодолению. В послекантовскую эпоху, в период развивающегося рыночного общества на передний план выходит целевая установка поведения на результативность, эффективность, прибыль. Складывается «этика полезности» (И.Бентам, У.Джемс, Ч.Пирс), ее не вполне точно называют «этикой ценностей», рассматривая ценность в более узком значении полезности. Такая установка закрепляет релятивизацию (относительность) этических ценностей, подменяет их этикетностью, системой групповых, корпоративных обязательств. Означает своего рода «смерть этики». Поэтому на рубеже тысячелетий в условиях возрастания рисков, факторов неопределенности частного и общечеловеческого существования все активнее ставится вопрос об обновлении этической теории, обосновании этики ответственности (Г. Йонас). Одновременно наблюдается своего рода реабилитация этического знания и ценностно-этической проблематики, поиск путей решения конфликтных ситуаций, движение к созданию различных вариантов прикладной этики. Литература: 1. Мамардашвили М.К. Введение в философию / Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/mmk/vved.html 2. Марков Б.В. Культура повседневности. Учебное пособие. – СПб.: Питер. 2008. – 352 с. 3. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке / Под общ. редакцией Б. Г. Юдина. – М.: Прогресс; Традиция, 2007. – 368 с.
Раздел VII. Философские проблемы науки и техники
Ключевые слова: наука, происхождение науки, научные программы античности, 1. Что такое наука? 2. Уровни организации научного знания 3. Научное познание как деятельность 4. Средства и результаты научно-познавательной деятельности 5. Наука и общество 6. Наука и культура 1. Что такое наука? Сформулировать логически удовлетворительный и философски обоснованный ответ на этот «детский», казалось бы, вопрос отнюдь не легко, поскольку за ним скрываются многочисленные проблемы, не имеющие окончательных решений. Какие же проблемы скрываются за вопросом «Что такое наука?». Прежде всего проблема происхождения науки. Подвергнем ее анализу, т.е. мысленно разделим на составляющие и выделим главные затруднения. Где и когда впервые возникает наука? Здесь недостаточно ограничиться «школярскими» ответами, т.е. назвать страну или цивилизацию (например, Шумер, Древний Египет или Греция) и век. Главная трудность в том, чтобы объяснить и обосновать любой из предлагаемых ответов: «Почему именно в этой цивилизации и культуре именно в данное время, а не раньше и не позже?» Далее, нельзя отождествлять понятия «знание» и «наука»; первое из них – родовое, второе – видовое. Не всякое знание является научным! Кроме того, наука не может существовать в культуре, не имеющей письменности. Кроме того, необходимо учитывать научные достижения древнегреческих мыслителей. К ним относятся три великие научные программы Античности: 1) математическая (пифагорейско-платоновская), в рамках которой был сформулирован закон консонансов – первый в истории науки закон природы, выраженный в математической форме, а также идеи симметрии и мировой гармонии, геометрия Евклида, арифметика Диофанта, астрономия Птолемея и т.д.; 2) атомистическая программа – попытка создания целостной материалистической картины мира на основе идей о движении и взаимодействии атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций и др.); 3) программа Аристотеля – учение о материи и форме, учение о движении, идеи непрерывности, актуальной и потенциальной бесконечности, труды по зоологии, психологии, поэтике, риторике и т. д. Все это – исторические аргументы. Следующая группа – аргументы логические и методологические. Аристотель впервые разработал логику – науку о мышлении, о доказательстве. Центральная проблема логики Аристотеля – вопрос о том, как должно строиться правильное дедуктивное рассуждение (силлогизм). Термины «научное доказательство» и «доказывающий силлогизм» он употребляет как синонимы. Ответ Аристотеля на первый вопрос гласит: Наука есть вид бытия, способный доказывать. Следовательно, первая черта научного знания – его доказательность. Далее, опираясь на идеи Платона, Аристотель сформулировал классическую концепцию истины: «Истина – это соответствие знаний действительности» [18, с. 11]. При этом подразумевается, что знания выражены в форме суждений, высказываний (например, «Трава зеленая», «Мед сладкий» и т. д., логическая форма: S есть P), а действительность – это чувственно-воспринимаемый мир (реальность, мир вещей). В своих трудах по логике Аристотель разработал также методологию – учение о методах познания в эмпирических (опытных) и теоретических науках. Все эти аргументы доказывают обоснованность еще одного ответа на ранее поставленные вопросы: Наука – это познание мира по способу древних греков (Дж. Барнет). Возвращаясь к проблеме происхождения науки, укажем другую ее компоненту. Из чего (из каких форм культуры) возникает наука? Отвечая на этот вопрос, исследователи указывают разные истоки: технику эпохи неолита, повседневное (обыденное) знание, миф, магию и т.д. Весьма обоснованной является такая версия: «Наука возникает в материнском лоне философии» (П. П. Гайденко). Очевидно, что решение этой проблемы «упирается» в понимание природы самой науки (см.: [10, с.48-49]), в частности – в адекватное понимание специфики научного знания, его структуры, функций и закономерностей развития. Наука – это организованное знание. Этот тезис, служащий очередным вариантом ответа на вопрос «Что такое наука?», сформулировал английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820-1903). Такой ответ направляет любого вопрошающего на поиски основных существенных признаков – или атрибутов – научного знания. Три таких атрибута впервые указал Аристотель. 1. Первый атрибут научного знания – его доказательность. Повторим еще раз, что по определению самого Аристотеля, наука есть вид бытия, способный доказывать. Само же доказательство может быть доказательством только о том, что не может происходить иначе, т. е. о необходимом, а также об общем. Таким образом, научные утверждения – законы, аксиомы, теоремы и т.д. – характеризуются необходимостью своего содержания и всеобщностью своего применения. Лучшая иллюстрация этому тезису – закон всемирного тяготения. 2. Второй атрибут – способность объяснения: научное знание успешно выполняет объяснительную функцию. Например, объясняет, почему происходят затмения Луны и Солнца, почему небо голубое, а деревья зеленые, почему происходят экономические кризисы и т.д. 3. Третий атрибут – системность, системная организация научного знания, т.е. его единство в сочетании с подчинением одних знаний другим [2, с. 37-39]. Системность научного знания имеет множество аспектов. Рассмотрим важнейший из них.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |